Напоминание

Лепка (барельеф) «Узор в круге» по Северодвинской росписи


Автор: Швецова Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №51"
Населённый пункт: г.о.г. Арзамас
Наименование материала: Конспект Занятия по художественно-эстетическому развитию
Тема: Лепка (барельеф) «Узор в круге» по Северодвинской росписи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию: Лепка

(барельеф) «Узор в круге» по Северодвинской росписи

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тема: Барельеф «Узор в круге» по мотивам Северодвинской росписи.

Цель: Создание детьми барельефной композиции на основе элементов

Северодвинской росписи.

Задачи:

Образовательные:

o

Закреплять знания о характерных элементах Северодвинской росписи (птица

Сирин, трилистник, ягодки, завитки).

o

Учить создавать рельефное изображение в круге, передавая стилизованные

формы.

Развивающие:

o

Развивать мелкую моторику, композиционные умения.

o

Совершенствовать навыки лепки (раскатывание, сплющивание,

прищипывание).

Воспитательные:

o

Воспитывать интерес к народному искусству Русского Севера.

o

Формировать аккуратность при работе с материалами.

Планируемые результаты:

Ребенок создает барельеф с узнаваемыми элементами Северодвинской

росписи.

Использует характерные цвета (красный, зелёный, жёлтый, чёрный).

Объясняет выбор элементов («Я слепил птицу Сирин — она приносит

счастье»).

Материалы и оборудование:

1.

Демонстрационные:

o

Изображения Северодвинской росписи (прялки, туеса).

o

Образец барельефа «Узор в круге».

o

Схема-алгоритм лепки:

1.

Деление круга на секторы.

2.

Лепка центрального элемента.

3.

Добавление орнамента по краю.

2.

Раздаточные:

o

Кружки из плотного картона (диаметр 15 см), покрытые тонким слоем

пластилина светлого цвета (бежевый, жёлтый) — основа.

o

Пластилин: красный, зелёный, чёрный, белый, жёлтый.

o

Стеки, зубочистки для прорисовки деталей.

o

Салфетки матерчатые.

3.

Музыкальное сопровождение:

o

Русские народные мелодии в обработке (например, «Северные напевы»).

Предварительная работа:

Беседа «Сказочные узоры Севера».

Дидактическая игра «Составь северный узор».

Просмотр презентации «Птица Сирин — вестник радости».

Ход деятельности

Этап 1. Организационный момент (3 минуты)

Воспитатель:

«Ребята, сегодня к нам прилетела птица Сирин — хозяйка северных узоров.

Она принесла волшебные круги-обереги, но они ещё пусты. Давайте

наполним их красотой северных символов!»

Этап 2. Актуализация знаний (5 минут)

Беседа с опорой на изображения:

«Какие элементы украшают северодвинские прялки?» (Птицы, деревья,

трилистники).

«Почему фон у росписи светлый?» (Напоминает бересту или снег).

«Какой контур у элементов?» (Чёрный, чёткий).

Пальчиковая гимнастика «Птица Сирин»:

«Птица Сирин в небесах кружит,

Крыльями машет,

Клювиком рисует.

Трилистник лепит,

Ягодки растит.

Узор получается — глаз не оторвать!»

Этап 3. Показ приёмов лепки (7 минут)

Воспитатель демонстрирует на образце:

1.

Подготовка основы:

o

Светлый пластилин равномерно распределяется по картонному кругу.

2.

Центральный элемент (птица Сирин или Древо жизни):

o

Лепка из красного пластилина: тело птицы (капля), крылья (сплющенные

овалы).

o

Добавление чёрного контура (тонкие жгутики по краям).

3.

Орнамент по краю круга:

o

Трилистники (три зелёных шарика, соединённые вместе).

o

Ягодки (красные шарики с чёрными точками-тычинками).

4.

Детализация:

o

Прорисовка стекой перьев, прожилок на листьях.

Этап 4. Самостоятельная работа (15 минут)

Задание: Создать барельефный узор в круге.

Индивидуальная помощь:

Напоминать о соблюдении композиции в круге.

Показывать приём «примазывания» для крепкого соединения деталей.

Этап 5. Физкультминутка (3 минуты)

«Мы — северные мастера»:

«Лепят руки, лепят ножки

Птицу дивной красоты.

Покружимся, как снежинки,

И за дело вновь возьмёмся!»

Этап 6. Рефлексия (5 минут)

1.

Выставка работ «Северные обереги».

2.

Беседа:

o

«Расскажите о своём узоре. Какой элемент главный?»

o

«Что было самым сложным в лепке барельефа?»

o

«Почему северные узоры называют сказочными?»

3.

Оценка:

o

Воспитатель отмечает аккуратность, точность передачи элементов.

o

Дети выбирают самую «добрую» (яркую, аккуратную) работу.

Дополнительные материалы

Стихотворение для мотивации:

«На светлом круге, как на снегу,

Птица Сирин танцует.

Трилистник зеленый листву жужжит,

Ягодка алая глазки смежит.

Северный узор — как добрая весть,

Кто его слепит — тому будет честь!»

Занятие способствует развитию пространственного мышления и приобщает

детей к культурному наследию Русского Севера через практическую

деятельность.



В раздел образования