Автор: Федорова Оксана Петровна
Должность: Учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кэнтикская СОШ им.Н.К.Седалищева-Дьүөгэ Ааныстыырова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Верхневилюйский улус, с. Харыялах
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ЭССЕ РОДНОЙ МОЙ ЯЗЫК.
Раздел: полное образование
“Щедрое народное наследство - красивый наш язык”
(Эссе на тему “Мой родной язык”)
“Щедрое народное наследство -
Я люблю красивый наш язык.
На якутском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык…”
(Народный поэт Якутии
Семён Петрович Данилов)
Как и удивительная красота природы, красив язык родной.
Язык - самое драгоценное богатство каждого народа.
Язык якутского народа - надежда в светлое будущее, путь к счастливой
судьбе.
Мы, люди существуем, развиваемся, познаём все новое и новое, когда говорим
и понимаем свой родной язык. Язык наш - родной якутский язык, живет в
народных сказаниях, в литературном жанре, фольклоре, в наших традициях и
обычаях. Она тесно связано с природой. Мне кажется, самые точные и
правильные звуки мы слышим в природных явлениях, в их чувственных
звучаниях. И после этого, с помощью звуков и открываются волшебные двери
удивительных слов.
Народ саха очень почитает свои традиции, обычаи
предков и до сих пор сохранил самобытную культуру, религию, фольклор и
свой неповторимый, драгоценный родной язык. Не зря у нас говорят -
“человек своими словами может исцелить даже умирающего”, “человеческое
слово - стрела”, таким образом сила слова самое мощное явление. У наших
предков, особенно в VII-VIII веке было много шаманов (на якутском - ойуун,
уда5ан), которые обладали магической силой.
Магия шаманов - древнейшая ветвь колдовства в современном понимании
этого слова, история которого берёт начало в глубоком прошлом - за
несколько десятков тысяч лет до появления на свет наших современников. В
религиях множества мировоззрений шаман тесно связан с высшими силами, в
качестве существа, имеющего человеческую плоть, но небесный дух.
Магия шаманов обладает невероятной силой и властью, она способна
победить смерть, исцелить тяжелые болезни. Путешествуя по трем мирам:
нижний, средний и верхний шаман проводит ритуал, обряд. Находясь в
трансе, в этих странствиях шаман обретает мудрость и силу для защиты
человечества. Шаманы мастерски владеют силой слов (тыл күүһэ). Это
называется словесным врачеванием. Таким образом, истинное волшебство
рождается только в трансе, когда дух шамана несётся между тремя мирами.
Шаман является посредником между божествами и духами, с помощью
которых ойуун помогал людям.
Про шаманов и женщин шаманок написано много исторических и научных
работ, есть краеведческие музеи, где можно узнать много интересного и
познавательного.
Меня
удивляет
убранство,
традиционная
одежда,
своеобразный вид и самое главное, инструмент - бубен (на якутском дүҥүр). С
помощью музыкального ритма бубна человек входит в транс (камлание).
Шаманский бубен - это овальный или круглый обод обтянутый кожей. И как
нам учили на уроках национальной культуры народов севера, от формы и
размеров бубна можно распознавать на сколько он обладает силой. У него
много магических функций и сложная символика.
Бубен - крылатый конь, верный друг, на котором он путешествует по
трехмерному миру.
Я верю, что шаманы и до сих пор существуют, в северных улусах нашей
республики есть очень сильные целители, дарованные самой матушкой-
природой. Они предшественники своих предков.
Каждый народ гордится своей историей, уникальной культурой, традициями и
обычаями. И каждый человек должен быть патриотом своего народа,
гордиться своей родиной, отчизной, любить свою семью, родных и близких.
Должен и обязан знать свой родной язык.
Якутский язык очень богатый, бескрайний, как и просторы нашего северного
края, отличается своей уникальной звучностью, многогранностью, наличием
богатого слоя лексики. С молоком матери у каждого из нас привит и вписан в
жилах наш национальный язык.
Источником языковой культуры якутов является эпос Олоҥхо. Олоҥхо -
древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Самый главный и большой по
размеру написания, говорению жанр фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО
объявило олоҥхо одним из шедевров устного наследия человечества. Язык
олоҥхо изобилует множеством устойчивых эпитетов, сравнений, обрядовых
ритуалов (алгысов) и клятвы.
Автор самой первой известной олоҥхо «Ньургун Боотур Стремительный»
Платон Алексеевич Ойунский (Слепцов) - якутский советский писатель,
общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. Его
произведения, рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы
народа саха. Собрал и издал якутские эпосы олоҥхо «Дьулуруйар Ньургун
Боотур»
(Ньургун
Боотур
Стремительный),
«Туналыйбыт
Ньуурдаах
Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйаарыма Куо)
Основная тема олоҥхо – это судьба эпического племени Айыы. Главный герой
- это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их миссия - борьба
за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в
олоҥхо является племя Абасы. Остальные персонажи представляют собой
членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олоҥхо
занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы
Тойон (Үрүҥ Айыы Тойон), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (Күн
Дьөһөгөй), богини, которые способствуют рождению людей и размножению
домашних животных - Иэйэхсит и Айыысыт (Айыыһыт)
Самым удивительным и шедевриальным является то, что в олоҥхо, длина
которых составляет 10000 - 15000 стихотворных строк, а наиболее крупных до
20000 и 50000 строк, исполняются народными сказителями (олоҥхосутами)
Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Они должны обладать
даром импровизации и ораторским искусством. Олоҥхо исполняется без
музыкального сопровождения. Самые крупные олоҥхо пелись в течение семи
суток (дней и ночей)
“Ньургун
Боотур
Стремительный”
является
самым
масштабным
повествованием и состоит из 36 тысяч стихотворных строк.
Хочу представить свою картину, которое назвала “Волшебный мир Олоҥхо”
(Олоҥхо алыптаах эйгэтэ). Моё представление об эпосе олоҥхо.
На этой картине изображены все герои и персонажи эпоса олоҥхо. И даже
дети, которые с интерсом и с восторгом слушают старика - олоҥхосута. Тем
самым познают через эпос наш многогранный, богатый и красивый язык
народа саха.
Именно в языке олоҥхо есть все якутские народные слова, разнообразие
звуков, которые во время исполнения олоҥхосут прививает детям культуру,
религию, историю, фольклор. Самое удивительное в эпосе олоҥхо это то, что
мы можем найти ответы на все вопросы. Например, как создавался мир,
вселенная, что нас окружает, кто такой Айыы богатырь (Айыы бухатыыра)...В
олоҥхо есть все жанры фольклора народа саха - горловые песни (тойук),
народные песни, скороговорки (чабырҕах), песни кругового танца поклонения
солнцу (оһуохай), обрядовое благословенное слово (алгыс),
в традициях у
якутов принято встречать алгысом каждого гостя, приехавшего издалека. Ведь
олоҥхосут сам, в одиночку исполняет все роли. Он как артист одного
большого театра.
С каким языком похож ваш якутский язык, спросите вы? Ответим, язык наш
похож на тюркский и монгольский, относится к тюркской группе языков.
Язык у каждой нации уникальна свими природными звуками, волшебными
словами. Ведь именно с языка все начинается, как первый плачь, когда мы
рождаемся...
Каждый человек индивид, личность и развивается, самосовершенствуется,
познает много разного, только тогда, когда понимает смысл, понятие слов на
котором он говорит и разговаривает.
Сейчас я говорю на двух языках, на родном якутском и русском. Но очень
хочется учить и другие языки. Стараюсь читать как много больше
произведений, например сейчас меня интересует наш фольклор и традиция
народов севера. Увлеклась чтением эпосом олоҥхо “Дьулуруйар Ньургун
Боотур” Платона Алексеевича Ойунского и стараюсь уделить внимание на
русские классические произведения, люблю Антона Павловича Чехова, с
интересом прочла пьесу “Вишневый сад”.
И как творческий человек люблю рисовать, что-то творить своими руками.
Хочется сказать всем людям, особенно детям, подросткам - не ленитесь, не
сидите в гаджетах, а много читайте, любите свой родной язык, берегите свою
природу,
будьте
патриотами
своего
народа.
Грамотный,
культурный,
вежливый человек никогда не сотворит зло, наоборот будет создавать вокруг
себя доброжелательную и благоприятную атмосферу.
Я абсолютно согласна с высказыванием якутского народного поэта Семена
Петровича Данилова, что “Щедрое народное наследство - в его красивом
языке”.
Отличник системы образования РС(Я),
Учитель высшей категории родного
(якутского) языка и литературы
Фёдорова Оксана Петровна