Напоминание

Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием


Автор: Филатова Наталья Олеговна
Должность: Учитель -дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №81"
Населённый пункт: Г. Энгельс Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад №81» учитель – дефектолог Филатова Н. О.

Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием.

Аннотация. Успешность умственного воспитания зависит в значительной

степени от времени его проведения, то есть в раннем возрасте. В статье

говорится

о

необходимости

двигательной

активности

детей.

Согласно

исследованиям

физиологов,

гигиенистов,

педагогов

отмечается

недостаточность двигательной активности с раннего возраста, которая является

причиной

многих

серьёзных

заболеваний.

Акцентировано

внимание

на

необходимости более творчески подходить к своей работе, использовать

разнообразные формы и приёмы: совместное выполнение движений взрослого с

ребёнком;

показ

упражнения

с

помощью

игрушки;

использование

художественного

слова.

В

материале

уделено

внимание

организации

активности, которые формируют у детей знания о играх и потребность в

движениях.

Ключевые слова: ребёнок, игра, предмет, воспитатель, двигательная

деятельность, сенсорика.

Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания. Успешность

умственного воспитания в значительной степени зависит от того, как

формируются процессы зрительного, слухового, осязательного восприятия,

совершенствуются различного рода действия с предметами и орудиями,

устанавливается их связь со словом. Ознакомление ребёнка со свойствами

предмета

происходит

постепенно:

от

простых,

однородных

свойств

к

сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной

деятельности. Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего

возраста.

Оно

становится

более

точным

и

полным,

если

участвуют

одновременно несколько анализаторов, то есть ребёнок не только видит и

слышит, но ощущает эти предметы и действует ими.

Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность

человека.

Особенно

важна

она

для

ребенка

раннего

возраста,

когда

формируются все системы и функции организма. Двигательный режим в

детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной

деятельности.

В

исследованиях

физиологов,

гигиенистов,

педагогов

отмечается

недостаточность двигательной активности с раннего возраста, которая является

причиной многих серьёзных заболеваний.

Для этого надо более творчески подходить к своей работе, использовать

разнообразные

приёмы:

совместное

выполнение

движений

взрослого

с

ребёнком; показ упражнения с помощью игрушки; внесение и обыгрывание

самодельных пособий, использование художественного слова. К 16 играм

двигательного характера, можно подобрать много вариантов, но прежде им

подобрать вариант к игре, надо убедиться в его доступности. Например, в

подвижной игре «Бегите ко мне» нецелесообразно вносить препятствие (во

время бега ребёнок может не заметить его и упасть), лучше ограничить

пространство, сделав дорожку из длинных палок или расставив стульчики в два

ряда спинками к середине.

Трудным для детей раннего возраста оказывается переключение от

одного задания к другому, например, «Убегай от собачки» и «Догоняй

собачку». Малыши не понимали, продолжают убегать от неё. Сюжетные

игрушки-пособия (плоскостные собачки, кошечки, жучки) помогают лучше

понять двигательную задачу: перепрыгивая или перешагивая через собачку,

жучка (и не просто через палку, верёвку) малыши стараются их не задеть.

Чтение небольшого стихотворения облегчает ребенку восприятие задачи и

вызывает интерес:

Смело, Танечка, шагай,

Выше ножку поднимай,

На жучка не наступай.

В двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые

предметы, их свойства и качества. Они охотно скатываются с горки, поддержав

в руках, разные по величине и окраске колёса, мячи, им нравится выполнять

задания

с

палкой,

обручем,

выкрашенными

в

яркий

красный

цвет.

Были поставлены следующие задачи:

1.

Углублять

содержание

сенсорного

воспитания,

закреплять

представления о качестве предметов.

2.

Отобрать

и

выделить

более

эффективные

игровые

действия,

помогающие дифференцировать качества предметов.

3. Учить детей переносить действия с пособиями в самостоятельную

игровую деятельность.

4.

Продолжить

работу

по

развитию

речи,

учить

согласовывать

существительные с прилагательными.

Практика показывает: дети плохо осваивают программные требования по

ознакомлению

с

цветом,

если

воспитатель

ограничивается

только

специальными занятиями с дидактическими игрушками. Поэтому задачу

выделения цвета надо включить в двигательную деятельность. С этой целью

надо подобрать пособия разной величины: флажки, мешочки, мячи, шары,

выкрашенные в основные цвета, и к ним соответствующие цвета ведёрочки,

сумочки, корзинки. Первые игровые задания строить на соотношении двух

контрастных по цвету или величине предметов. Например, в одну руку ребёнка

дать красный флажок, в другую – синий. После активной ходьбы предложить

поднять флажок такого же цвета, как у воспитателя, а затем другого цвета. Игра

может быть усложнена: дать задания разложить флажки в стаканчики в

соответствии с цветом. Для оживления игры «Камыши с горки», «Прокати

через воротца» воспитателю совместно с родителем можно сделать из поролона

колёса разной величины и цвета. Дети с удовольствием будут использовать их в

самостоятельной деятельности. Дети двух лет очень любят играть в подвижную

игру «Собери шарики» (колечки). Игры всегда проходят с повышенным

эмоциональным подъемом. Усложнение может происходить за счёт увеличения

шаров разного цвета и площади игры. Вызывает интерес детей, и такая игра

«Собери грибы». В групповой комнате расставляются с разной величины. Дети

вместе с воспитателем отыскивают и раскладывают по корзинкам; большие

грибы

в

большую

корзинку,

маленькие

в

маленькую.

Детям очень нравится наполнять ведерки, сумки различными предметами,

подолгу носить их, поднимать над головой.

С удовольствием дети используют в играх пособия из поролона, они

садятся. Ложатся на них, сжимают в руках. Это всё наводит на мысль

познакомить детей с а качествами предметов на твердость и вес. И хотя эта

задача не ставится программой, в быту дети часто слышат «Какая тяжёлая

сумка», «Лёгкий шарик» и т.д. Большинство игрушек раннего возраста, очень

лёгкие. Это не дает необходимой физической нагрузки. Возможности ощущать,

сравнивать по весу предметы. Можно внести в группу пакетики, мешочки,

которые дети смогли самостоятельно положить в сумочки, набивая мячи весом

0,5; 1; 1,5кг. И так, в игровой деятельности малышам надо представлять

возможность сравнивать предметы по цвету, форме, величине, весу, твёрдости,

соотносить свои ощущения со словесным обозначением.

Так, например, знакомство с весом может происходить в игровой форме

(Принеси мне сумочку). Сначала даётся ребёнку подержать в руке одну

сумочку – он затрудняется определить лёгкая она или тяжёлая, но когда

предлагаешь взять в другую руку еще одну сумку, пройти с ними по дорожке, а

затем показать лёгкую или тяжёлую, то с этим заданием справятся даже дети

1,6 – 1,8 года.

Аналогично можно провести задание с мячом разного веса. В игре

«Найди мяч». Ребёнок держит в руке 2 мяча, один тяжёлый отдаёт Тане.

Выделение этих качеств способствует действие с предметами отличающиеся по

весу. Например, бросание вдаль лёгких и тяжёлых мячей. Лёгкие катились

далеко, тяжёлые близко.

При организации игр с водой наблюдается как одни шарики плавают,

другие тонут. Дети могут ответить на вопрос: «Почему шарики утонули?» - они

тяжёлые.

В группе надо побуждать детей ходить по дорожкам, сделанные из разного

материала: дерева, поролона, резины. Свои ощущения малыши учатся

выражать в словесной форме: твёрдая, мягкая дорожка.

В работе с малышами мы должны помнить, что игровые приёмы,

обращение к ребёнку с названием его имени, своевременная помощь и

подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к

самостоятельному

выполнению

движений.

Таким

образом

двигательная

деятельность детей является важным элементом активности и саморазвития

ребенка, как физического, так и познавательного, в частности сенсорного

развития.



В раздел образования