Автор: Филатова Наталья Олеговна
Должность: Учитель -дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №81"
Населённый пункт: Г. Энгельс Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №81» учитель – дефектолог Филатова Н. О.
Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием.
Аннотация. Успешность умственного воспитания зависит в значительной
степени от времени его проведения, то есть в раннем возрасте. В статье
говорится
о
необходимости
двигательной
активности
детей.
Согласно
исследованиям
физиологов,
гигиенистов,
педагогов
отмечается
недостаточность двигательной активности с раннего возраста, которая является
причиной
многих
серьёзных
заболеваний.
Акцентировано
внимание
на
необходимости более творчески подходить к своей работе, использовать
разнообразные формы и приёмы: совместное выполнение движений взрослого с
ребёнком;
показ
упражнения
с
помощью
игрушки;
использование
художественного
слова.
В
материале
уделено
внимание
организации
активности, которые формируют у детей знания о играх и потребность в
движениях.
Ключевые слова: ребёнок, игра, предмет, воспитатель, двигательная
деятельность, сенсорика.
Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания. Успешность
умственного воспитания в значительной степени зависит от того, как
формируются процессы зрительного, слухового, осязательного восприятия,
совершенствуются различного рода действия с предметами и орудиями,
устанавливается их связь со словом. Ознакомление ребёнка со свойствами
предмета
происходит
постепенно:
от
простых,
однородных
свойств
к
сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной
деятельности. Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего
возраста.
Оно
становится
более
точным
и
полным,
если
участвуют
одновременно несколько анализаторов, то есть ребёнок не только видит и
слышит, но ощущает эти предметы и действует ими.
Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность
человека.
Особенно
важна
она
для
ребенка
раннего
возраста,
когда
формируются все системы и функции организма. Двигательный режим в
детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной
деятельности.
В
исследованиях
физиологов,
гигиенистов,
педагогов
отмечается
недостаточность двигательной активности с раннего возраста, которая является
причиной многих серьёзных заболеваний.
Для этого надо более творчески подходить к своей работе, использовать
разнообразные
приёмы:
совместное
выполнение
движений
взрослого
с
ребёнком; показ упражнения с помощью игрушки; внесение и обыгрывание
самодельных пособий, использование художественного слова. К 16 играм
двигательного характера, можно подобрать много вариантов, но прежде им
подобрать вариант к игре, надо убедиться в его доступности. Например, в
подвижной игре «Бегите ко мне» нецелесообразно вносить препятствие (во
время бега ребёнок может не заметить его и упасть), лучше ограничить
пространство, сделав дорожку из длинных палок или расставив стульчики в два
ряда спинками к середине.
Трудным для детей раннего возраста оказывается переключение от
одного задания к другому, например, «Убегай от собачки» и «Догоняй
собачку». Малыши не понимали, продолжают убегать от неё. Сюжетные
игрушки-пособия (плоскостные собачки, кошечки, жучки) помогают лучше
понять двигательную задачу: перепрыгивая или перешагивая через собачку,
жучка (и не просто через палку, верёвку) малыши стараются их не задеть.
Чтение небольшого стихотворения облегчает ребенку восприятие задачи и
вызывает интерес:
Смело, Танечка, шагай,
Выше ножку поднимай,
На жучка не наступай.
В двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые
предметы, их свойства и качества. Они охотно скатываются с горки, поддержав
в руках, разные по величине и окраске колёса, мячи, им нравится выполнять
задания
с
палкой,
обручем,
выкрашенными
в
яркий
красный
цвет.
Были поставлены следующие задачи:
1.
Углублять
содержание
сенсорного
воспитания,
закреплять
представления о качестве предметов.
2.
Отобрать
и
выделить
более
эффективные
игровые
действия,
помогающие дифференцировать качества предметов.
3. Учить детей переносить действия с пособиями в самостоятельную
игровую деятельность.
4.
Продолжить
работу
по
развитию
речи,
учить
согласовывать
существительные с прилагательными.
Практика показывает: дети плохо осваивают программные требования по
ознакомлению
с
цветом,
если
воспитатель
ограничивается
только
специальными занятиями с дидактическими игрушками. Поэтому задачу
выделения цвета надо включить в двигательную деятельность. С этой целью
надо подобрать пособия разной величины: флажки, мешочки, мячи, шары,
выкрашенные в основные цвета, и к ним соответствующие цвета ведёрочки,
сумочки, корзинки. Первые игровые задания строить на соотношении двух
контрастных по цвету или величине предметов. Например, в одну руку ребёнка
дать красный флажок, в другую – синий. После активной ходьбы предложить
поднять флажок такого же цвета, как у воспитателя, а затем другого цвета. Игра
может быть усложнена: дать задания разложить флажки в стаканчики в
соответствии с цветом. Для оживления игры «Камыши с горки», «Прокати
через воротца» воспитателю совместно с родителем можно сделать из поролона
колёса разной величины и цвета. Дети с удовольствием будут использовать их в
самостоятельной деятельности. Дети двух лет очень любят играть в подвижную
игру «Собери шарики» (колечки). Игры всегда проходят с повышенным
эмоциональным подъемом. Усложнение может происходить за счёт увеличения
шаров разного цвета и площади игры. Вызывает интерес детей, и такая игра
«Собери грибы». В групповой комнате расставляются с разной величины. Дети
вместе с воспитателем отыскивают и раскладывают по корзинкам; большие
грибы
–
в
большую
корзинку,
маленькие
–
в
маленькую.
Детям очень нравится наполнять ведерки, сумки различными предметами,
подолгу носить их, поднимать над головой.
С удовольствием дети используют в играх пособия из поролона, они
садятся. Ложатся на них, сжимают в руках. Это всё наводит на мысль
познакомить детей с а качествами предметов на твердость и вес. И хотя эта
задача не ставится программой, в быту дети часто слышат «Какая тяжёлая
сумка», «Лёгкий шарик» и т.д. Большинство игрушек раннего возраста, очень
лёгкие. Это не дает необходимой физической нагрузки. Возможности ощущать,
сравнивать по весу предметы. Можно внести в группу пакетики, мешочки,
которые дети смогли самостоятельно положить в сумочки, набивая мячи весом
0,5; 1; 1,5кг. И так, в игровой деятельности малышам надо представлять
возможность сравнивать предметы по цвету, форме, величине, весу, твёрдости,
соотносить свои ощущения со словесным обозначением.
Так, например, знакомство с весом может происходить в игровой форме
(Принеси мне сумочку). Сначала даётся ребёнку подержать в руке одну
сумочку – он затрудняется определить лёгкая она или тяжёлая, но когда
предлагаешь взять в другую руку еще одну сумку, пройти с ними по дорожке, а
затем показать лёгкую или тяжёлую, то с этим заданием справятся даже дети
1,6 – 1,8 года.
Аналогично можно провести задание с мячом разного веса. В игре
«Найди мяч». Ребёнок держит в руке 2 мяча, один тяжёлый отдаёт Тане.
Выделение этих качеств способствует действие с предметами отличающиеся по
весу. Например, бросание вдаль лёгких и тяжёлых мячей. Лёгкие катились
далеко, тяжёлые близко.
При организации игр с водой наблюдается как одни шарики плавают,
другие тонут. Дети могут ответить на вопрос: «Почему шарики утонули?» - они
тяжёлые.
В группе надо побуждать детей ходить по дорожкам, сделанные из разного
материала: дерева, поролона, резины. Свои ощущения малыши учатся
выражать в словесной форме: твёрдая, мягкая дорожка.
В работе с малышами мы должны помнить, что игровые приёмы,
обращение к ребёнку с названием его имени, своевременная помощь и
подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к
самостоятельному
выполнению
движений.
Таким
образом
двигательная
деятельность детей является важным элементом активности и саморазвития
ребенка, как физического, так и познавательного, в частности сенсорного
развития.