Напоминание

Использование культурных практик в работе с дошкольниками в соответствии с ФОП ДО


Автор: Гаспарян Жанна Юрьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14
Населённый пункт: город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование культурных практик в работе с дошкольниками в соответствии с ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование культурных практик в работе с дошкольниками в

соответствии с ФОП ДО»

Что такое «культурные практики»?

По словам Н. Б. Крыловой, кандидата философских наук это

- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах

ребенка,

виды

самостоятельной

деятельности,

поведения

и

опыта,

складывающиеся с первых дней его жизни» это обычные для ребенка,

повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации,

тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с

другими людьми.

Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в

процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с

близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в

процессе самостоятельной деятельности.

Что такое практика?

усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач

источник опытности, умения

деятельность

человека,

способ

создания

материальной

и

духовной

культуры

В чем особенности практики дошкольника?

Ребенок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием

образовательной деятельности

Ребенок осваивает новый социокультурный опыт

Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребенка

Практика включает в себя творчество

Зачем дошкольнику культурная практика?

Самоопределение ребенка – потребность делать что-то важное,

осуществление разнообразных выборов…

Самореализация ребенка – опыт успешной творческой деятельности,

переживание удовольствия…

Саморазвитие – способность к самостоятельному решению задач…

Согласно ФОП ДО п.24.18 культурные практики организуются во

вторую половину дня и способствуют:

-

расширению

социальных

и

практических

компонентов

содержания

образования, способствуют формированию у детей культурных умений при

взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности

- ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества,

активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их

продуктивность

- у детей происходит саморазвитие – способность к самостоятельному

решению задач

Культурные практики в дошкольном образовании бывают:

Ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми,

сверстниками или самим ребенком, приобретение и повторение различного

культурного

опыта

общения

и

взаимодействия

со

взрослыми,

сверстниками, младшими или старшими детьми.

Освоение ребёнком, позитивного жизненного опыта сопереживания,

доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи.

ФОП ДО относит к культурным практикам:

Игровая: ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая

инициатива);

Продуктивная созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);

Познавательно-исследовательская

как

субъект

исследования

(познавательная инициатива);

Коммуникативная практика как партнер по взаимодействию и собеседник

(коммуникативная инициатива);

Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности

других

культурных

практик

детей

дошкольного

возраста

(игровой,

познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).

Ведущая культурная практика в дошкольном детстве - игровая практика.

Виды культурных практик:

СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:

Ситуации

общения

и

накопления

положительного

социально-

эмоционального опыта.

Творческая мастерская.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)

Сенсорный и интеллектуальный тренинг.

Детский досуг.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; приобщение к

труду.

Все режимные моменты.

Направления проектирования культурных практик

1.

Инициатива детей

2.

Организуют и направляют взрослые:

Самостоятельная активность детей

Поддержка детской инициативы

Обогащение культурного опыта детей

Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?

Согласно ФОП ДО п. 24.21:

• Вопросы детей

• Проявленный интерес: к явлениям окружающей действительности или

предметам

• Значимые события

• Неожиданные явления

• Художественная литература

• Другое

Согласно ФГОС ДО

- сам ребенок становится активным в выборе

содержания своего образования, становится субъектом образования

Условия для организации культурных практик

Равноправие взрослого и ребенка.

Принятие ребенка как субъекта образовательной и культурной деятельности.

Исключение давления на ребенка.

Уважение и принятие желаний ребенка, его «Я»

Приоритет выбора ребенка и его интереса, а не интереса взрослого.

Педагогическая поддержка инициативы ребёнка.

Предоставление ребенку максимальных для его возраста полномочий в

разных формах жизнедеятельности и самоорганизации.

Согласно П. 24.22 ФОП ДО:

В процессе культурных практик педагог создаёт:

атмосферу свободы выбора

творческий обмен и самовыражение

сотрудничество взрослого и детей

Вывод:

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования

культурных практик в амплификации детского развития.

Для

взрослого

появляется

еще

одна

возможность

соприкоснуться

с

прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.



В раздел образования