Автор: Гаспарян Жанна Юрьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 14
Населённый пункт: город Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование культурных практик в работе с дошкольниками в соответствии с ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование
«Использование культурных практик в работе с дошкольниками в
соответствии с ФОП ДО»
Что такое «культурные практики»?
По словам Н. Б. Крыловой, кандидата философских наук это
- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах
ребенка,
виды
самостоятельной
деятельности,
поведения
и
опыта,
складывающиеся с первых дней его жизни» это обычные для ребенка,
повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации,
тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с
другими людьми.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в
процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с
близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в
процессе самостоятельной деятельности.
Что такое практика?
•
усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач
•
источник опытности, умения
•
деятельность
человека,
способ
создания
материальной
и
духовной
культуры
В чем особенности практики дошкольника?
•
Ребенок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием
образовательной деятельности
•
Ребенок осваивает новый социокультурный опыт
•
Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребенка
•
Практика включает в себя творчество
Зачем дошкольнику культурная практика?
•
Самоопределение ребенка – потребность делать что-то важное,
осуществление разнообразных выборов…
•
Самореализация ребенка – опыт успешной творческой деятельности,
переживание удовольствия…
•
Саморазвитие – способность к самостоятельному решению задач…
Согласно ФОП ДО п.24.18 культурные практики организуются во
вторую половину дня и способствуют:
-
расширению
социальных
и
практических
компонентов
содержания
образования, способствуют формированию у детей культурных умений при
взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности
- ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества,
активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их
продуктивность
- у детей происходит саморазвитие – способность к самостоятельному
решению задач
Культурные практики в дошкольном образовании бывают:
Ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми,
сверстниками или самим ребенком, приобретение и повторение различного
культурного
опыта
общения
и
взаимодействия
со
взрослыми,
сверстниками, младшими или старшими детьми.
Освоение ребёнком, позитивного жизненного опыта сопереживания,
доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи.
ФОП ДО относит к культурным практикам:
Игровая: ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая
инициатива);
Продуктивная созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
Познавательно-исследовательская
как
субъект
исследования
(познавательная инициатива);
Коммуникативная практика как партнер по взаимодействию и собеседник
(коммуникативная инициатива);
Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности
других
культурных
практик
детей
дошкольного
возраста
(игровой,
познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).
Ведущая культурная практика в дошкольном детстве - игровая практика.
Виды культурных практик:
СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
Ситуации
общения
и
накопления
положительного
социально-
эмоционального опыта.
Творческая мастерская.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
Сенсорный и интеллектуальный тренинг.
Детский досуг.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; приобщение к
труду.
Все режимные моменты.
Направления проектирования культурных практик
1.
Инициатива детей
2.
Организуют и направляют взрослые:
Самостоятельная активность детей
Поддержка детской инициативы
Обогащение культурного опыта детей
Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?
Согласно ФОП ДО п. 24.21:
• Вопросы детей
• Проявленный интерес: к явлениям окружающей действительности или
предметам
• Значимые события
• Неожиданные явления
• Художественная литература
• Другое
Согласно ФГОС ДО
- сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования
Условия для организации культурных практик
Равноправие взрослого и ребенка.
Принятие ребенка как субъекта образовательной и культурной деятельности.
Исключение давления на ребенка.
Уважение и принятие желаний ребенка, его «Я»
Приоритет выбора ребенка и его интереса, а не интереса взрослого.
Педагогическая поддержка инициативы ребёнка.
Предоставление ребенку максимальных для его возраста полномочий в
разных формах жизнедеятельности и самоорганизации.
Согласно П. 24.22 ФОП ДО:
В процессе культурных практик педагог создаёт:
•
атмосферу свободы выбора
•
творческий обмен и самовыражение
•
сотрудничество взрослого и детей
Вывод:
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования
культурных практик в амплификации детского развития.
Для
взрослого
появляется
еще
одна
возможность
соприкоснуться
с
прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.