Напоминание

«Туризм для дошкольников» (старший дошкольный возраст)


Автор: Киреева Галина Викторовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 11
Населённый пункт: ст. Шкуринской, Кущевского района
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Туризм для дошкольников» (старший дошкольный возраст)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида д/с № 11

Познавательно-исследовательский проект

«Туризм для дошкольников»

Составитель:

Г. В. Киреева

Ст. Шкуринская 2025 г.

Познавательно-исследовательский проект

«Туризм в ДОУ»

для детей подготовительной к школе группы

Участники проекта:

Дети, родители, инструктор, воспитатели группы.

Цель: информационный, познавательный, исследовательский, физкультурно-

оздоровительный.

Актуальность проекта:

Детский туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания

детей,

что

оказывает

содействие

решению

воспитательных,

оздоровительных, образовательных задач, многогранно развивая ребенка:

интеллектуально, морально, физически, духовно.

Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая

закалка, двигательная активность, а также захватывающий вид активного

отдыха.

Формирование

правильного

образа

жизни

у

дошкольников,

профилактика и внедрение новых форм оздоровления детей, а также развитие

экологического

мировоззрения,

формирование

экологической

культуры

подрастающего поколения, через получение представлений о природных и

культурных особенностях родного края.

Таким образом, туризм связан с краеведением. Туризм и краеведение –

интегративная деятельность, в основе которой положено рациональное

сочетание

двигательной,

игровой,

познавательной

деятельности

детей.

Краеведение

это

живое

познание

окружающего

мира,

углубленное

ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность,

целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к

природе, прошлому и настоящему родной страны.

Туристско–краеведческая деятельность позволяет ребёнку, совершая

тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем,

изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные

традиции народа.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен и является

мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как

характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому

ребенку

при

отсутствии

у

него

серьезных

патологий.

Доказано,

что

туристические прогулки способствуют совершенствованию таких ценных

качеств,

как

выносливость,

терпимость,

сила

воли,

ответственность.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным

средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения

интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию

ребенка и его родителей на здоровье, здоровый образ жизни, познание

окружающего, развитие патриотических чувств.

Цель проекта:

информационный, познавательный, исследовательский, физкультурно-

оздоровительный.

Создание условий для развитие познавательной, двигательной активности

детей дошкольного возраста средствами туризма.

Задачи:

Образовательные:

- формировать начальные (простейшие) туристические знания, умения,

навыки.

- формировать представление о значимости туризма для формирования

здорового образа жизни

- расширять знания детей об окружающем мире.

Развивающие:

- создание устойчивой положительной мотивации;

- развивать познавательные способности, через элементы туризма,

- обогащать нравственно - волевые качества дошкольников, через заботливое

отношение к природе, людям, своей малой Родине.

- развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать

навыки безопасного поведения в природе;

- развивать ловкость, координацию движений, выносливость;

- развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на

местности;

- развивать чувство патриотизма посредством краеведческой деятельности;

Воспитательные:

- формировать и сплачивать детский коллектив через совместную

(туристическую) деятельность, развивая проявление чувств товарищества,

взаимопонимание, взаимоуважение.

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать представление о значимости здорового образа жизни, используя

здоровьесберегающие технологии;

- воспитывать уважение к родному краю.

Предполагаемые результаты:

- заинтересованность воспитанниками детским туризмом;

- повышение у детей уровня исследовательско - познавательной активности,

коммуникативных качеств;

- расширение знаний детей в области краеведения (дом, улица, станица, край);

- воспитание у детей бережного отношения к природе родного края.

- сформированы знания о детском туризме.

- ознакомлены с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;

- формируются такие качества, как самостоятельность, организованность,

отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

- знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм

человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более

организованным;

- умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в

походе.

- умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными

условиями.

- умение правильно вести себя при передвижении по станице, к реке.

- умение читать карту своей местности.

- сплочение родителей и детей, заинтересованность взрослых в

совместной деятельности и успехе своего ребенка.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети: реализация проекта позволит сформировать у детей представления о

родном крае, даст понятия о туризме его разнообразии. Данный проект

позволит развить познавательную, физическую активность детей и

родителей, воспитать чувство коллективизма

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод

организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность

расширять образовательное пространство, придать ему новые формы,

эффективно развивать творческое и познавательное мышление

дошкольников.

Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми, с

дошкольным учреждением

Подготовительный этап:

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- анализ проблемы;

- определение задач воспитательно-образовательной работы по проблеме;

- составление и обсуждение участниками проекта плана работы;

- подбор методической, дидактической, справочной, художественной

литературы для реализации проекта;

- подбор материала.

Основной этап:

- экскурсии по станице, наблюдения;

- проведение совместной деятельности;

- проведение бесед;

- организация мини выставок, фотовыставок;

- рассмотрение картин и беседы по их содержанию

- работа с родителями

Заключительный этап

- анализ результатов проекта;

- отчётные мероприятия (обобщение опыта работы, выставки).

Планирование по основному этапу проекта

Беседы:

«Как мы путешествуем».

«Стану настоящим туристом».

«Что такое туризм? Кто такие туристы?» Познакомить с понятиями «туризм»,

«турист», какие качества необходимы туристам, как их в себе воспитать.

«Разные виды снаряжения туристов (карта, компас, палатка и др.), их

назначение»

«Гигиена туристов в походе»

Рассматривание картин и иллюстраций

«Виды туризма: пешеходный, горный, водный, вело, мототуризм».

«Достопримечательности родной станицы»

«Туристические походы»

«Лекарственные растения»

Исследования

«Знакомство дошкольников с принципом работы компаса, секундомером»

«Знакомство с картами, с топографической картой (элементы)».

Составление плана-схем «Наш детский сад» (площадка)

«Любимый дворик»

Инструктажи

Правила поведения на природе

Правила поведения .

Правила поведения при оказании первой медицинской помощи

Дидактические игры:

«Север, юг, восток и запад», «Собери рюкзак», «Разложи костер»,

«Съедобное-несъедобное»; «Правила поведения на природе»

«Назови правильно» (улицы и здания станицы Шкуринской)

«Животный и растительный мир родного края»

«Что будет если…»

Сюжетно-ролевые игры

«Собирайся в поход», «Каша на костре», «Незнайка заблудился» (компас)

Подвижные игры (эстафеты)

«Собери рюкзак»

«Бег с рюкзаком между кубиков змейкой».

«Добежать до флажка и принести его следующему игроку».

«Болото» Прыжки на двух ногах до черты – с кочки на кочку, держа мяч в

руках или ногах

«Передача мяча из-за головы двумя руками, следующему игроку.

«Туристические препятствия»

«Пролезание в обруч»

Игра-путешествие

«Найди клад кота Леопольда» (по карте)

«Туристы на учениях»

Поход

Поход по экологической тропе детского сада в здании

Поход по территории детского сада

Творческая деятельность (лепка, конструирование, рисование)

«Туристическая палатка»

«Если с другом вышел в путь»

Чтение художественной литературы:

В. Зощенко «Великие путешественники»

В.Гаршин «Лягушка - путешественница»

Прослушивание

Песня «Когда мои друзья со мной»

Работа с родителями:

Совместно с детьми совершить прогулку по станице,

району (парк, площадь, памятники)

Составить план- схему «Любимый дворик» (карта своего двора)

Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

Заключительный этап

- фотовыставка «Мы туристы» (прогулки по станице);



В раздел образования