Автор: Березина Галина Алексеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: Г.о.Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "РОЛЬ ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА"
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПРОДУКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ
САМООЦЕНКИ У ДОШКОЛЬНИКА.
Березина Галина Алексеевна. Старший воспитатель МБОУ СОШ № 10
дошкольного отделения № 5 «Знайка» г. Серпухов, Московская область.
В настоящее время очень важно быть конкурентно способным
человеком.
Проблема
развития
самостоятельности,
активности,
инициативности личности выходит на новый уровень образования. В
соответствии с ФГОС ДО одним из психолого-педагогических условий
успешной реализации программы выступает поддержка инициативы и
самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности,
которые открывают возможности позитивной социализации ребенка, его
всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
На современном этапе развития дошкольного образования речь идет о
развитии способностей детей к гибкости и мобильности мышления их
творческой инициативы, что проявляется в его самооценке. «…Человек
может все. Только ему обычно мешают лень, страх и низкая самооценка...», -
писал Фёдор Достоевский. Педагоги и психологи считают, что в дошкольном
возрасте создаются возможности для формирования элементов самосознания
и, в частности, самооценки, которая может быть адекватной, то есть
соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной –
завышенной или заниженной.
Таблица № 1
Проявления адекватной и неадекватной самооценки
Адекватная самооценка
Неадекватная самооценка
Адекватная самооценка обеспечивает
ребенку правильное отношение к своим
успехам и неудачам, к их одобрению или
неодобрению. Ребенок принимает
замечания педагога, осознавая их
справедливость, признавая возможное
нарушение им правил или наличие ошибок
в своей работе. Он умеет считаться с
замечаниями сверстников, учитывает их
мнение, спокойно воспринимает их
отрицательные оценки, сохраняя
уверенность в себе.
При завышенной самооценке у ребенка
отсутствует самокритичность, он
преувеличивает свои достоинства, не
принимает замечаний в свой адрес, что
может стать причиной конфликтной
ситуации в группе.
При заниженной самооценке ребенок
нерешителен, обидчив, замкнут, не верит в
свои силы. Такие дети нуждаются в особом
внимании со стороны взрослых.
Детям дошкольного возраста свойственна, в основном, завышенная
самооценка. В то же время исследования показывают, что старшие
дошкольники начинают осознавать особенности своих поступков, а по мере
усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для
оценки себя и окружающих. «В результате такого усвоения, - пишет А.В.
Запорожец,
-
ребенок
приобретает
своеобразную
систему
эталонов
ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их
эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или
злые, как красивые или безобразные».
Одним из главных факторов формирования адекватной самооценки у
детей являются оценочные воздействия педагога. Они включают в себя
эмоциональный и познавательный элементы, поэтому не только направляют
внимание ребенка на хорошие и плохие стороны его поступков, но и
вызывают
соответствующий
эмоциональный
отклик,
побуждают
к
саморегуляции поведения, к стремлению соответствовать положительным
оценкам.
Доброжелательность,
заинтересованность
взрослого,
разумная
требовательность оказывают существенное влияние на развитие у ребенка
адекватной самооценки.
Продуктивная деятельность имеет огромный потенциал в развитии
самооценки детей, так как в процессе созидательной активности дети
воплощают в жизнь и продукт свои эмоции, переживания, отношение к
окружающему и самому себе. В работе над рисунком или аппликацией по
замыслу дошкольника педагог может увидеть переживания ребенка по той
или иной причине, его интересы и видение себя в мире. Старшие
дошкольники стремятся создать свой образ, выражая свое отношение к тому,
что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово,
поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных
средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы,
согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие,
жесткие (нажим, цвет, динамика и т. д.). По этим изображениям можно
судить о неприязни ребенка к чему – то, испуге и т. д.
Старший дошкольный возраст является центральным в развитии
воображения, поэтому необходимо целенаправленно развивать механизмы
творческого
воображения,
которое
оказывает
сильное
влияние
на
способность ребенка адекватно регулировать свое самосознание, эмоции.
Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению, и
эта
способность
позволяет
ему
раздвигать
рамки
своего
"Я".
Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного,
растения или даже предмета.
Для формирования самооценки детей очень важно вселить в них веру в
собственные силы и возможности. Не стоит акцентировать внимание на
точном воспроизведении изображаемого, ключевым моментом должна стать
передача индивидуальности, своего отношения к изображаемому предмету
или явлению через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства.
Благодаря оценочно-рефлексивному компоненту по итогам работы
изобразительно-конструктивной деятельности дошкольников, педагог может
регулировать
самооценку
детей
в
нужном
направлении
различными
приемами.
Анализируя результаты деятельности детских работ необходимо
обратить внимание на:
эмоционально-положительная
реакция
на
результат
труда
в
любом случае (даже если работа не удалась);
благодарность тех детей, которые обращались за помощью;
значимость продуктов деятельности для взрослых;
последующее
использование
работ
в
качестве
наглядных
и
игровых материалов;
стимулирование дошкольников к воспроизведению содержания
занятий в самостоятельной деятельности.
Просмотр
созданных
детьми
изображений
имеет
большое
воспитательно-образовательное
значение.
Для
правильного
анализа
необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации
или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на
специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В
этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в
группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети
могут оставаться на своих местах за столом.
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма
такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные
на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь
напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач,
он строит свой анализ.
В результате анализа дети понимают, как правильно выполнять работу
и какие ошибки они допустили. Критические замечания доброжелательны, в
рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому
замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
Важным и обязательным является демонстрация выполненных работ
родителям и любому, кто зайдет в группу. Работы красиво расставляются на
стендах в раздевалке. Педагогу следует привлекать внимание созерцателей к
достижениям всех детей – это еженедельная выставка для родителей
стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка
детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются
новыми. Чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка, в первую
очередь, надо проверить, не созданы ли завышенные условия для достижения
цели. Необходимо чаще хвалить ребенка за преодоление трудностей,
независимо
от
качества
выполненной
работы.
Большое
влияние
на
формирование самооценки оказывает общественное мнение: в детском саду
это высказывания сверстников, насмешки и т.д. Задача педагога – не давать
ходу таким мнениям и словам, воспитывая в детях толерантное отношение.
Таким
образом,
продуктивные
виды
деятельности
являются
интересным
и
интерактивным
средством,
позволяющим
формировать
самооценку старших дошкольников при их непосредственном участии, а так
же
участии
их
близких
взрослых,
что
дает
возможность
наладить
взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Специфика труда педагога заключается в том, что в качестве объекта
этого труда выступает ребенок, а каждый ребенок – неповторимое и
уникальное
творение
природы.
Воспитатель
занимается
физическим,
речевым, познавательным, художественно - эстетическим, нравственным
развитием малыша. Профессионализм педагога и успех его воспитанников
— неразрывны, непрофессионал может лишить ребенка веры в себя,
затормозить его развитие.
Именно по этой причине,
работа педагога
является одной из самых ответственных и важных в современном мире.
К. Д. Ушинский отмечал, что только успех поддерживает интерес
ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, когда педагог
порождает в ребенке вдохновение, рождающееся от успеха в овладении
знаниями и умениями.
Если ребенку еще в дошкольном детстве удается
добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на
успех и в дальнейшей жизни.
Список литературы
1.
Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика – 2009. –
№ 4. – С. 18 – 22.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс; пер. с англ.
– М. :Прогресс, 1986. – 420 с.