Напоминание

Словесные игры по темам «ОДЕЖДА». «ОБУВЬ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»


Автор: Круглова Алла Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Клюковка"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Словесные игры по темам «ОДЕЖДА». «ОБУВЬ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Словесные игры по темам «ОДЕЖДА». «ОБУВЬ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Словесные игры — это игры, построенные на словах и действиях играющих. Они помогают

участникам углублять знания о предметах, используя приобретённые ранее знания в новых связях и

обстоятельствах.

«Много - один».

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет обувь или головной

убор в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его во

множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: ботинки – ботинок, валенки –

валенок, сапоги – сапог, туфли – туфель, чешки – чешка, тапки- тапок, сланцы – сланец, кепки -

кепка, шапки - шапка, косынки – косынка, бескозырки – бескозырка, фуражки – фуражка, пилотки –

пилотка, косынки – косынка, колпаки – колпак, шляпы – шляпа, каски- каска, бейсболки –

бейсболка.

«Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет какую-нибудь обувь

или головной убор и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает

мяч взрослому (сапоги - сапожки, тапки - тапочки, кроссовки – кроссовочки, босоножки -

босоножечки, туфли - туфельки, ботинки - ботиночки, валенки - валеночки, пимы – пимки, чешки –

чешечки, кепка-кепочка, шапка-шапочка, бескозырка – бескозырочка, фуражка – фуражечка, пилотка

– пилоточка, косынка – косыночка, колпак - колпачок, шляпа – шляпка, каска- касочка, бейсболка –

бейсболочка).

«Скажи, как попугай».

Цель: учить образовывать существительные в разных падежах

Оборудование: предметные картинки по теме, игрушка - попугай

Ход. Педагог раздает детям картинки и предлагает поиграть в попугайчиков. Первым начинает фразу

педагог, держа в руках попугая. Далее дети по очереди продолжают повторять фразу, ориентируясь

на свою картинку. Например:

- У меня нет сапог (валенок, туфель, тапок, пим, босоножек, кроссовок, чешек, ботинок, косынки,

платка, панамки, пилотки, фуражки, шляпы, платка, каски, шапки, колпака, кепки).

- Я пойду гулять в сапогах (валенках, туфлях, кедах, кроссовках, босоножках, шлепанцах, ботинках,

косынке, панамке, пилотке, фуражке, шляпе, платке, каске, шапке, колпаке, кепке).

- Мы пошли в магазин за сапогами (валенками, ботинками, тапочками, кроссовками, босоножками,

туфлями, валенками, пимами, фуражкой, шляпой, платком, косынкой, панамкой, каской, шапкой,

колпаком, кепкой).

«Скажи наоборот».

Цель: активизировать словарь антонимов

Оборудование: предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий

антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: обувать кеды – разувать

кеды; завязывать шнурки – развязывать шнурки; застегнуть пряжку – расстегнуть пряжку; чистить

обувь – пачкать обувь; мокрые ботинки - сухие ботинки; чистые сапоги – грязные сапоги; высокий

каблук – низкий каблук; короткие шнурки – длинные шнурки; детская обувь – взрослая обувь.

Надеть шляпу – снять шляпу; завязывать завязки – развязывать завязки, застегнуть пуговицу

– расстегнуть пуговицу, чистить шапку – пачкать шапку, мокрая косынка - сухая косынка, чистый

колпак – грязный колпак; большой козырек – маленький козырек; короткие завязки – длинные

завязки; детские головные уборы – взрослые головные уборы.

«Сосчитай, не ошибись».

Цель: согласовывать числительные от одного до пяти с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением обуви. Дети по очереди кидают кубик и

называют количество обуви. Например: один сапог, два сапога, три сапога, четыре сапога, пять

сапог; Один длинный шнурок -….,

Одна хрустальная туфелька -…..,

Одна пара новых ботинок, две пары новых ботинок, три пары новых ботинок, четыре пары новых

ботинок, пять пар новых ботинок.

«Из чего – какое?»

Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать

тактильные ощущения.

Оборудование: лоскутки ткани разной текстуры и предметные картинки с изображением обуви и

головных уборов

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по картинке и лоскутку, предлагает потрогать лоскуток и

назвать, из какого материала будет сшита обувь или головной убор, изображенная на его картинке.

После этого ответить на вопрос:

Косынка из ситца – ситцевая косынка, шляпа из фетра – фетровая шляпа, шапка из меха – меховая

шапка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, сапоги из резины – резиновые сапоги, валенки из

войлока – войлочные валенки, тапочки из материи – матерчатые тапочки, сапоги из кожи – кожаные

сапоги.

Д/и «Жадина» («Мой, моя, моё»)

Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.

Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку

внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои»,

«моё».

Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…

Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …

Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…

Моё (что?) – платье, пальто

(можно усложнить

: моя юбочка, мои юбочки)

Дидактическая игра: «Много-один»

Цель: образование существительных в ед. числе

Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки

– тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов

длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

зимняя одежда

-…летняя

одежда, чистые

ботинки -…грязные

ботинки,

широкая

юбка

… узкая

юбка, длинное

пальто

… короткое

пальто,

белый пиджак – … черный пиджак. и т. д. Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать –

надевать, Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая, Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий –

тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий,

Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять, Покупать – продавать, Старый –

новый, Намочить – высушить, Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.

Д/и «Назови ласково»

Цель: упражнять

детей

в

образовании

существительных

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём

называет его ласково, например,

- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани

- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…

- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …

- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…

Д/и «Всё наоборот»

Цель: образование глаголов муж. и жен. рода и согласование их с существительным

Катя разделась, а Дима…оделся,

Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,

Катя обулась, а Дима…

Катя надела свитер, а Дима…

Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.

. Д/и «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход игры: педагог сообщает:

- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие

бывают предметы одежды.

- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

- Пальто из драпа (какое?) – драповое.

- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

- Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.

- Шуба из меха (какая?) – меховая.

. Д/и «Подбери слова»

Цель: образование сущ. Винит. падежа

- что вяжут?.. шапку, варежки…

- что шьют?.. платье, пальто…

- что надевают?.. куртку, юбку…

- что обувают?. сапоги, валенки…

- что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

Д/и «Сравнилки»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы

Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду, …

Д/и «Для чего это нужно?»

Цель: развитие связной речи

Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).

Д/и «Добавь словечко»

Цель: образование сущ. Творит. падежа

Пуговицу пришиваем чем? (иглой).

Одежду гладим чем? (утюгом).

Ткань разрезаем чем? (ножницами)

Блузку стираем чем? (мылом).

Обувь чистим чем? (щеткой)

Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.

Д/и «Исправь предложение»

Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия

- Одежда была грязная потому, что ее постирали.

- Платье было мятое, потому что его погладили.

- Мама гладил юбку.

- Папа завязала шнурки. и т. д.

Д/и «Чего нет?»

Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа

Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога,

Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки,

Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п.

Д/и «Подберите слова»

Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)

Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;

Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…

Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое

Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …

Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …

Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …

Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …

Д/и «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.

Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:

- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на

верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с

изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам. Дети

раскладывают картинки и объясняют:

- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;

- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;

- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.

Д/и «Что лишнее?»

Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в

каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

- Юбка, брюки, сапоги, кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.

- Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.

Д/и «Закончи предложение»

Цель: употребление в речи глаголов

- Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) …покупает.

- Ухаживая за обувью, человек (что делает?) … ухаживает.

- Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.

- Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.

Упражнение «Подбери словечко и повтори»

Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа

У Вани рубашка, у мальчиков ..., а в магазине много ...

У Маши кофта, у девочек ..., а в магазине много ...

У мамы платье, у женщин ..., а в магазине много ...

У папы шляпа, у мужчин ..., а в магазине много …

Д/и «Во что одет Ваня? Таня?»

Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи.

Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель»

Цель:

составление

описательного

рассказа

о

предметах

одежды

по

наглядному

плану

(мнемотаблице).

- название?

- цвет?

- из каких частей состоит?

- из какого материала сшита?

- для кого предназначена?

Д/и «Сосчитайка»

Цель: согласование сущ. с числительными

- одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек…

(можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки)

(шляпа, платье, сапог)

Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Цель: развитие связной речи

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя

следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».

Что будет, если летом носить меховую шапку?

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

Что будет, если в жару не надеть панамы?

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

Д/и «Два – две»»

Цель: формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры:

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- О чём можно сказать два?

- Два платья, два носка, два плаща…

- О чём можно сказать две?

- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку»

Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова

с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан,

фартук.

Д/и «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные

Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье?

Это Юлино платье и т.д.

Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»

Цель: развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.

Дидактический материал: карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.

Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что

изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на

картинке.

Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы.

(Соломенная шляпа). Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя.

Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги) и т.п.

Д/и «Кто больше назовет»

Цель: закрепление названий одежды, обуви, головных уборов.

Правила игры: дети делятся на три команды, 1- называет одежду, 2- обувь, 3- головные уборы.

Отвечают по очереди, побеждает та команда, которая больше назовет.

Д/и «Какая бывает одежда?»

Цель:

- Одежда для спорта какая? (спортивная).

- Одежда для лета? (летняя).

- Одежда для зимы? (зимняя).

- Одежда для праздника? (праздничная).

- Одежда для дома? (домашняя).

- Одежда для весны? (весенняя).

- Одежда для детей? (детская).

- Одежда для женщин? (женская).

- Одежда для мужчин? (мужская).

- Одежда для осени? (осенняя).

- Одежда для работы? (рабочая).

Пальчиковые игры

1) Раз, два, три, четыре, пять – (Соединять пальцы обеих рук,

начиная с больших).

Будем вещи мы стирать. (Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони).

Платье, брюки и носочки, (Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с

большого).

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. (Потереть кулачки друг о друга).

2) Посчитаем мы сейчас, (Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши).

Сколько обуви у нас. (Круговые движения кулачками).

Туфли, тапочки, сапожки, (Соединить большой палец правой руки по

очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки, (Затем то же проделать с левой рукой).

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. (Хлопнуть в ладоши).

3) Я перчатку надеваю, (Дети поглаживают по очереди одной

рукой другую руку),

Я в нее не попадаю. (как будто надевают перчатку).

Сосчитайте - ка, ребятки, (Ритмично сжимают кулачки).

Сколько пальцев у перчатки. (Загибают пальчики на обеих руках),

Начинаем вслух считать: (начиная с больших).

Раз, два, три, четыре, пять».

Координация речи с движением.

«Помощники»

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево) Мы бельё полощем

сами. (Раз, два, три, четыре).

Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба). Наклонились. (Снова полощут).

Хорошо мы потрудились. (Вытирают рук о руку).

Физминутка

Ох, испачкалась одежда, (Дети разводят руки в стороны),

Мы ее не берегли, (пожимают плечами).

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли. (Дети сжимают и разжимают пальцы рук).

Надо нам ее спасти, (Дети «грозят» пальцем).

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Имитация движений:(«Наливаем воду»).

Порошочек насыпаем. (Пальцы сложены щепотью, дети

имитируют движения насыпания порошка).

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем, (На каждое действие выполняют)

Постираем, прополощем, (имитирующие движения).

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко, (На каждое действие выполняют)

Все развесим на веревках. (имитирующие движения)

А пока одежда сушится,

Мы тобой вдвоём покружимся. (Дети кружатся парами).



В раздел образования