Напоминание

Диагностический материал


Автор: Кремененко Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО " Сулинский центр помощи детям."
Населённый пункт: х Сулин
Наименование материала: метод разработка
Тема: Диагностический материал
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инструментарий к диагностике

по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

.

Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

старшая группа

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения,

вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания детей о

видах транс-

порта, предме-

тах, облегча-

ющих труд че-

ловека в быту,

и предметах,

создающих

комфорт

1. Дидактическая игра «Виды транс

порта» (классификация видов

транспорта: пассажирский, грузовой,

транспорт специального назначения).

Предметные картинки: троллейбус,

автобус, трамвай, грузовик, само

свал, скорая помощь, милицейская

машина, пожарная машина и другие.

2. Дидактическая игра «Найди пару».

Предметные картинки: веник, пы-

лесос, нож, блендер, стиральная

доска, стиральная машина, печатная

машинка, компьютер и другие

1. Ребенок рассматривает картинки с

различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам

транспорта (пассажирский, грузовой,

специальные машины).

2. Ребенок рассматривает картинки и

сравнивает их.

Задания: сравни предметы и назови те,

которые облегчают труд человека в быту

и создают комфорт; разложи все

картинки попарно (веник и пылесос,

стиральная доска и стиральная машина и

т. д.)

3 балла - ребенок различает и называет виды

транспорта, предметы, облегчающие труд

людей в быту, легко справляется с заданиями

без помощи педагога.

2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при

классификации видов транспорта и

предметов, облегчающих труд людей в быту.

Требует дополнительных инструкций.

1 балл - ребенку требуются дополнительные

пояснения, допускает более 3 ошибок,

затрудняется в операции обобщения

Знания детей о

размере, цвете,

форме, «весе»,

материале, из

которого

сделан пред-

мет, и умение

его описывать

1. Дидактическая игра «А знаешь ли

ты?»

Материал: предметы и предметные

картинки: мячи разного размера, сде-

ланные из различного материала

(пластмасса, резина); деревянные или

пластмассовые пирамидки разного

размера, предметы из металла и

стекла.

2. Дидактическая игра «Опиши зна-

комые предметы».

Материал: те же картинки или

предметы, что и в п. 1

1. Ребенок рассматривает предметы и

картинки,

отвечает на вопросы:

- Какого размера резиновый мяч?

Деревянная пирамидка?

-

Назови цвет всех колец пирамидки.

- Что тяжелее: пластмассовый мяч или

резиновый? Почему? (Можно

продолжить ряд до 6 вопросов.)

2. Ребенок загадывает любой предмет и

описывает его так, чтобы воспитатель

мог понять, о каком предмете он говорит.

Задание: необходимо назвать цвет,

форму, размер предмета, его «вес»

(тяжелый или легкий) и материал, из

которого сделан загаданный предмет

3 балла - ребенок безошибочно определяет

размер, цвет, форму, «вес», материал, из

которого сделаны предметы, и на основе

этого описывает их.

2 балла - ребенок, отвечая на вопросы

задания 1, допускает не более двух ошибок,

выделяет существенные признаки и

характеризует предмет с небольшой

помощью взрослого.

1 балл - знания о свойствах и качествах

предмета разрознены, бессистемны. Ребенок

допускает более 3 ошибок в первом задании,

задание 2 выполнить не может

Знания о свой-

ствах и качест-

вах различных

материалов

Дидактическая игра «Что из чего?»

Материал: предметы разного каче-

ства: мячи резиновый, теннисный,

футбольный; стакан стеклянный,

пластмассовый; кружка фарфоровая;

кубики пластмассовые, деревянные;

ложки пластмассовые, ме-

таллические; салфетки бумажные,

матерчатые. Или

Дидактическая игра «Сравни пред-

меты»

Ребенок держит в руках предметы,

рассматривая их.

Задания:

1. Объедини предметы сделанные из

стекла, пластмассы, резины и т. п.

2. Охарактеризуй деревянную ложку,

называя свойства и качества материала,

из которого она сделана (твердая или

мягкая, хрупкая или прочная,

температура поверхности теплая или

холодная и др.). Затем педагог просит по

этому же алгоритму дать характеристику

еще 2-3 предметов.

3. Сравни металлическую ложку с

деревянной матрешкой (металл холодный

- дерево теплое), стеклянный стакан с

металлической кружкой

и другие

3 балла — ребенок без ошибок классифи-

цирует предметы, определяет материалы, из

которых они сделаны. Самостоятельно

характеризует свойства и качества этих

материалов: структуру поверхности, твер-

дость — мягкость, хрупкость - прочность,

блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из

которых сделаны предметы, допускает 1-2

ошибки. Требует дополнительных пояснений

при определении свойств и качеств этих

материалов, допускает неточности.

1 балл - ребенок не может классифицировать

предметы самостоятельно и допускает много

ошибок

Знания о про-

фессиях строи-

телей, земле-

дельцев, работ-

ников транс-

порта, связи,

швейной про-

мышленности

Дидактическая игра «Угадай про-

фессию».

Материал: предметные картинки с

изображением людей разных про-

фессий: повар (кулинар), строитель,

штукатур-маляр, модельер, парик-

махер, столяр, летчик, пожарный,

милиционер, машинист, шофер, ка-

питан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов

разных профессий и результатов

труда людей различных профессий

Ребенок внимательно рассматривает

картинки и перечисляет известные

профессии, соотносит атрибуты (орудия)

и результаты труда. Примерные вопросы

беседы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны

людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии?

4. Объедини строителей.

5. Людей каких профессий можно назвать

земледельцами?

3 балла — ребенок называет профессии

строителей, земледельцев, работников

транспорта, связи, швейной промышлен-

ности, владеет приемом обобщения. Без-

ошибочно соотносит атрибуты (орудия) и

результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия

профессий по картинкам. Обобщая

профессии строителей, земледельцев, работ-

ников транспорта, связи, швейной про-

мышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии,

приемом обобщения не владеет

Знания о неко-

торых родах

войск

Дидактическая игра «Кому что

нужно?»

Материал: предметные картинки

с изображением пограничника, мо-

ряка, летчика, подводника, танкиста,

пехотинца; картинки с изображением

техники, оружия для военных

профессий

Примерные вопросы:

1. Назови, кто изображен на картинках?

(Военные.)

2. При помощи картинок вспомни и

назови известные тебе рода войск.

3.Какая боевая техника нужна танкисту

(летчику) и т. д.?

4. Для чего нужны военные? И другие

3 балла — ребенок различает рода войск,

правильно отвечает на все вопросы.

2 балла - правильно называет 2-3 военных

профессии, может о них рассказать.

1 балл — ребенок называет 1—2 военных

профессии; затрудняется подобрать и назвать

боевую технику, рассказать о профессии

Знания о себе,

родном городе;

стране

Беседа

Примерные вопросы:

1. Назови свой домашний адрес.

2. С кем ты живешь вместе?

3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?

4. Кем ты являешься бабушке и дедушке?

(Ты кто для них?) И т. п.

5. Назови город, в котором ты живешь.

6. Как называется наша страна?

7. Сможешь назвать главный город

страны?

3 балла - ребенок знает своих родственников;

правильно называет домашний адрес (улица,

дом, квартира), может назвать подъезд и

этаж. Знает название родного города, страны,

ее главного города.

2 балла - ребенок знает всех родственников,

допускает неточности при назывании

домашнего адреса, правильно называет город,

в котором живет. Допускает ошибки или

затрудняется назвать страну или главный

город страны.

1 балл - ребенок знает и называет родст-

венников, не знает домашнего адреса, не

сразу называет город, в котором живет (или

не знает вообще). Не называет страну и

главный город страны

Знания о неко-

торых прави-

лах дорожного

движения

Дидактическое упражнение «Школа

пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изо-

бражением улицы, тротуара, свето-

фора; предметные картинки знаков:

«Пешеходный переход», «Подзем-

ный переход», «Надземный переход»

Ребенок рассматривает сюжетную

картинку и отвечает на в о п р о с ы:

1. Как называют людей, идущих по

улице?

2. Как правильно ходить по улице?

3. Назови знаки, с помощью которых

пешеход может определить место, где

можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные

картинки. - Расскажи о значении

разрешающих и запрещающих сигналов

светофора

3 балла - ребенок знает, что улицу переходят

в строго определенном месте, называет знаки,

знает сигналы светофора, проявляет интерес

к изучению правил дорожного движения.

2 балла - ребенок знает правила перехода

через улицу, значение сигналов светофора,

затрудняется в названии знаков.

1 балл - ребенок затрудняется в определении

места перехода улицы, но знает сигналы

светофора, интереса к изучению правил

дорожного движения не выражает

Высокий уровень — 18-21 балл,

средний уровень – 11-17 баллов,

низкий уровень – 7-10 баллов.

Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения,

вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания о

зимующих

птицах

(синица,

воробей,

ворона,

снегирь, галка,

сорока)

Дидактическая игра «Кто прилетает к

кормушке».

Материал: иллюстрация с изо-

бражением кормушки (с прорезями) на

фоне зимнего пейзажа; карточки с

изображением зимующих и

перелетных птиц.

Или Дидактическая игра «Четвертый

лишний».

Материал: карточки с изображением

5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных

птиц (синица, ворона, скворец, сорока;

галка, снегирь, ласточка, воробей)

1. Ребенок рассматривает картинку,

уточняет изображенное время года.

Вопросы:

-

Как можно назвать птиц, которые

остаются зимовать? (Зимующие.)

-

Найди и помести на кормушку

зимующих птиц.

— Расскажи, какие птицы прилетели к

кормушке.

2. Вопросы:

-

Рассмотри картинку.

-

Какая птица лишняя и почему?

-

Назови зимующих птиц, изображенных

на картинке

3 балла — ребенок без помощи взрослого

находит и называет 5-6 зимующих птиц.

2 балла — ребенок самостоятельно нахо-

дит и называет 3-4 зимующих птиц.

1 балл — ребенок называет 1-2 птицы,

затрудняется в классификации птиц (зи-

мующих и перелетных)

Знания о

растениях и

способах их

размножения

Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением

деревьев (ель, дуб, клен, береза,

сосна); картинки с плодами этих

деревьев (еловая шишка, желудь,

крылатка клена, березовая сережка,

сосновая шишка); комнатные растения

или их иллюстрации (хлорофитум,

бальзамин, фиалка)

1.

Ребенок подбирает к каждому дереву

нужную картинку с плодами.

Вопросы:

- Назови, какие деревья ты узнал.

- Найди на картинках плод каждого

дерева.

2.

Ребенок рассматривает комнатные

растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что

нужно сделать, чтобы было много фиалок?

Вспомни известные тебе способы

размножения растений (черенками, усами

и др.)

3 балла - ребенок самостоятельно под-

бирает к деревьям плоды. Называет пра-

вильно комнатные растения и способы их

размножения.

2 балла - называет деревья, имеет пред-

ставления о способах размножения, но до-

пускает ошибки при подборе плодов и спо-

собах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева,

затрудняется в соотношении их с семе-

нами. О способах размножения растений

не имеет представления

Представления

о переходе

веществ из

твердого

состояния в

жидкое и

наоборот

Дидактическая игра «Что было бы

если..?»

Материал: иллюстрации лета и зимы,

на которых изображена вода в разных

состояниях (лужа, речка, снег, ледяная

горка и др.)

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

- На какой из картинок изображена вода?

-На зимней картине есть вода?

- Почему ты так решил? Объясни.

- А можем мы летом увидеть лед?

Почему?

3 балла - ребенок имеет представление о

переходе веществ из твердого состояния в

жидкое и наоборот, обоснованно делает

выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление

о переходе веществ из твердого состояния

в жидкое и наоборот, но затрудняется

сделать выводы.

1 балл - ребенок не имеет представления

о переходе веществ из твердого состояния

в жидкое и наоборот

Общая

осведом-

ленность о

роли человека

в природе

Дидактическая игра «Что такое

хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре

(по типу циферблата), в середине

которого изображение природы, а по

краям знаки, символизирующие

положительное (кормушка для птиц,

скворечник, посадка деревьев и т. д.) и

отрицательное (сломанная ветка, сачок

для бабочки и т. д.) поведение

человека в природе

Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает

о помощи человека природе и о его

вредном воздействии на природу

3 балла — ребенок анализирует поведение

человека в природе, делает выводы о за-

кономерностях и взаимосвязях в природе.

2

балла - ребенок имеет

представление

о правильном поведении человека в

природе, не всегда может объяснить вред,

который причиняет человек природе.

1 балл - ребенок не проявляет интереса

и самостоятельности при выполнении

задания, затрудняется делать выводы о за-

кономерностях и взаимосвязях в природе

Знания о

травянистых

растениях

(подорожник,

крапива,

лопух)

Дидактическая игра «Что лишнее».

Материал: карточки с изображением

растений (подорожник, крапива,

лопух, береза)

Ребенок рассматривает карточки с изобра-

жением растений и отвечает на

вопрос ы:

-Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ре-

бенок убирает картинку.)

-Как можно назвать все растения одним

словом? (Травянистые.) - Береза это...

(дерево).

3 балла - ребенок называет изображенные

растения, правильно выбирает лишнюю

карточку, объясняет свой выбор, используя

обобщающее слово «травянистые».

2 балла — ребенок называет правильно

2 вида травянистых растений, но не знает

обобщающего слова (травянистые). По-

ясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно

только одно травянистое растение, не вы-

деляет лишнее растение, не знает обоб-

щающих слов (дерево, травянистые рас-

тения)

Знания о диких

животных и их

повадках.

(Белка, лиса,

заяц, медведь,

волк)

Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса;

карточки с изображением диких

животных (белка, лиса, заяц, медведь,

волк)

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

- Как называют зверей, которые живут в

лесу? (Дикие звери.)

- Посмотри, лес пустой, давай заселим его

животными. Расскажи, что ты знаешь о

каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес

животных, отвечая на вопросы

3 балла - ребенок с интересом выполняет

задание, правильно отвечает на все вопро-

сы воспитателя о жизни диких животных.

2 балла - ребенок имеет представление

о повадках диких животных, не на все

вопросы может ответить.

1 балл - ребенок имеет очень слабые

представления о, повадках диких

животных

воспитателя об их жизни в лесу и

повадках.

- Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по

деревьям? Что ей помогает спасаться от

врагов? Что защищает от холода? (Зимняя

шуба, пушистый хвост.)

- Чем питается заяц? Как он спасается от

врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

Что помогает ему выдержать холод?

- Почему волка и лису называют

хищниками? Что им помогает охотиться за

животными?

- Как ведут себя волки во время охоты?

(Волки собираются в стаи, вместе охотятся

по ночам, могут подолгу гнаться за

добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно

подкрадывается, подкарауливает, заметает

следы.)

- Чем питается медведь? Что делают

медведи в зимнюю пору? (Впадают в

спячку.) Что помогает медведю не

питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку?

(Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от

врагов и что помогает ему в этом?

(Сворачивается клубком, иголки.)

Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

НАЧАЛО ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

КОНЕЦ ГОДА:

Высокий уровень ________________ детей ______________%

Средний уровень ________________ детей ______________%

Низкий уровень ________________ детей ______________%

Анализ, комментарии

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения,

вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Формирование

словаря, связная

речь

1 . Умение само-

стоятельно

составлять по

образцу рассказы

из личного опыта,

по сюжетной кар-

тине, по набору

картинок.

2. Умение сочинять

концовки

к сказкам.

3. Умение

последовательно,

без существенных

пропусков

пересказывать не-

большие

литературные

произведения

1. Предложить ребенку сюжетные

картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака,

которая не умела лаять» и

«Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка»

или любое литературное

произведение, неизвестное ребенку

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие

люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним

словом?

- Назови членов семьи, изображенных

на картинке.

- Что делает семья на этой картинке,

трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье,

назови имена членов семьи, профессию

(взрослых) и занятия детей, какие

обязанности и какую работу выполняют

дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью

сказки, а он придумывает разные

концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает

сказку

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя

сложные предложения разных видов.

Придумывает концовки к незнакомым

литературным произведениям.

Последовательно пересказывает

литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая

диалоги действующих лиц, характеристику

персонажей. Пользуется прямой и

косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной

картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью

дополнительных примеров воспитателя

ребенок подбирает концовку.

Пересказывает литературный текст

с опорой на иллюстрации. Не пользуется

прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать

по картинке и из личного опыта.

Затрудняется в придумывании концовок к

сказкам, даже при помощи воспитателя.

Делает существенные пропуски при

пересказе, демонстрирует отдельные

эпизоды

Грамматический

строй речи

1 . Умение

согласовывать

прилагательные с

существительными,

подбирать к

существительному

несколько

прилагательных.

2. Умение заменять

слово другим со

сходным значением

1. Упражнение «Какой? Какая?

Какое?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Ребенок рассматривает картинки,

называет предметы и отвечает на

в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный,

кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое,

вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая,

колючая.)

Задание:

Об одном и том же можно сказать

разными, но похожими словами. Такие

слова называют близкими по смыслу

или словами-«приятелями». Придумай

слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный,

комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

3 балла - ребенок без затруднений

подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных, заменяет

слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе

прилагательных, называет к каждому су-

ществительному не более одного прилага-

тельного. В подборе синонимов требуется

дополнительная инструкция (примеры),

подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать пра-

вильно прилагательные и синонимы к за-

данным словам

Звуковая куль-

тура речи

Умение определять

место звука в слове

1.

Дидактическая игра «Определи

место звука в слове».

Материал: предметные картинки

с изображением мальчика, арбуза,

рябины, танка, абрикоса и др.

(или любые другие, но чтобы один

и тот же звук был в начале, в

середине и в конце слова).

2.

Дидактическая игра «Подбери

слово с заданным звуком»

1. Ребенок рассматривает предметные

картинки и раскладывает их так, чтобы

в одной стопке оказались слова со

звуком [а] в начале, в другой - со звуком

[а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки?

(Ребенок должен сказать, что осталась

картинка с изображением рябины, т. к.

звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в

середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный

звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук

был в середине (в конце) слова

3 балла - ребенок без ошибок определяет

место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок определяет

место звука в начале слова, допускает

ошибки при определении звука в середине

или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое коли-

чество ошибок

Высокий уровень - 8-9 баллов; средний уровень - 5-7 баллов; низкий уровень – 3-4 балла

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения,

вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение считать

(отсчитывать) в

пределах 10,

пользоваться

количественным

и и

порядковыми

числительными

1. Дидактическое упражнение

«Скажи сколько».

Материал: предметные картинки

или мелкий счетный материал:

матрешки, солдатики, овощи, цветы

и т.п. Количество каждой

группы предметов разное (на

пример, 6 матрешек, 7 цветов,

9 солдатиков, 10 бабочек).

2. Дидактическое упражнение

«Скажи, который по счету

предмет».

Материал: можно использовать

материал первого задания, только

расставить (разложить) картинки по

одному (бабочка, солдатик, цветок

и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в

любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные

картинки (предметы) и определяет, каким

по счету стоит солдатик, какая по счету

бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно считает

(отсчитывает) предметы в пределах 10.

Правильно пользуется количественными и

порядковыми числительными. Понимает и

правильно отвечает на вопросы

«Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает

(отсчитывает) предметы в пределах 10.

Правильно пользуется количественными

числительными. Понимает вопрос

«Сколько?» и правильно отвечает на него.

Допускает ошибки при ответе на вопрос

«Который по счету?».

1 балл — ребенок допускает ошибки при

счете (отсчитывании) предметов

Умение

сравнивать

рядом стоящие

числа в

пределах 10,

уравнивать не-

равное число

предметов

Дидактическое упражнение «Пусть

станет поровну». Материал:

мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так,

чтобы в одной их было меньше на один.

Например: 6 солдатиков и 7 матрешек.

Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

- Кого больше (меньше)?

- На сколько?

- Сделай так, чтобы их стало поровну.

- Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет сравнивать, уста-

навливать, какое число больше (меньше)

другого; уравнивать неравные группы

предметов двумя способами (удаления и

добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, уста-

навливать, какое число больше (меньше)

другого. Затрудняется сразу уравнять

группы предметов (делает это после

дополнительных инструкций) или

уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но

затрудняется установить, какое число

меньше (больше) другого. Уравнять

предметы не может

Умение

сравнивать

предметы

различной

величины

1. Дидактическая игра «Построй

солдат».

Материал: плоскостные солдатики

(7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение.

«Сравни ленточки».

Материал: ленточки разной

длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

- Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

- Чем они отличаются?

Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке

убывания (возрастания), пользуясь словами

«самый высокий», «поменьше», «еще

ниже», «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно спра-

вился с заданием, не сделав ни одной

ошибки. Правильно размещает предметы в

порядке возрастания (убывания) размера

(длины, ширины, высоты).

2 балла — правильно размещает предметы

в порядке возрастания размера, высоты,

допускает ошибки при расположении лен-

точек. Пользуется приемом наложения и

приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных

инструкций и помощи взрослого при вы-

полнении упражнений. Допускает большое

количество ошибок

Знания о форме

предметов

Дидактическая игра «Что где

лежит?».

Материал: набор геометрических

фигур - круг, квадрат, овал,

треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик,

шарик воздушный, пирамидка,

колпак клоуна, кубик, пуговица,

чупа-чупс, дыня, дорожный знак

(треугольной формы), квадратные

часы, квадратная коробка, конверт,

флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и

картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?

Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других

фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической

фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них

положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно соотно-

сит предметы по форме, называет геомет-

рические фигуры и раскладывает их по со-

ответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометриче-

ские фигуры. Допускает 1—2 ошибки при

соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометриче-

ских фигур, затрудняется выполнить зада-

ние на соотнесение с формой предметных

картинок

Умение

определять

местонахождени

е предмета по

отношению к

себе, к другим

людям

Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении.

Например: два шага вперед, один шаг влево,

три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

- Что ты видишь справа (слева) от себя?

-Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

- Возьми куклу (собачку) и посади перед

собой, сзади от себя; справа от Кати; справа

от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно выполнил все

задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в слу-

чае определения право и лево по отноше-

нию к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление

вперед и назад. Все другие задания выпол-

няет с ошибками, неуверенно

Знания о днях

недели,

последова-

тельности

частей суток

1. Дидактическая игра «Наш

день».

Материал: сюжетные картинки, где

изображены разные виды

деятельности детей, следующие

друг за другом на протяжении дня:

уборка постели, гимнастика,

умывание, завтрак, занятие и т. д.

2.

Дидактическое упражнение

«Назови соседей»

1.

Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности

детей, следующие друг за другом на

протяжении дня:

уборка постели, гимнастика, умывание, зав

трак, занятие и т. д.

Задание: разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер,

ночь. (Сутки.)

2.

Вопросы:

-

Если вчера было воскресенье, какой день

недели сегодня?

-

А какой день недели следует за

четвергом?

И т. п.

3 балла - ребенок справился с заданием, не

сделал ни одной ошибки, безошибочно от-

ветил на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок безошибочно разложил

картинки в соответствии с временем суток,

но обобщающее слово назвать затрудняет-

ся. Допускает 1-2 ошибки при ответе на

вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями

даже после наводящих вопросов

Умение

устанавливать

зависимость

между целым

множеством и

его частями

Диагностическая игра «Часть и

целое».

Материал: три вида игрушек

разного количества (куклы, мишки,

машины) или круги синего, желтого

и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек

(куклы, мишки и машины), объединяет их в

одну группу и называет. Вопросы и задания:

- Сосчитай количество частей «Группы

игрушек».

- Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть — куклы,

вторая часть — мишки, третья — машины.)

- Посчитай количество игрушек каждой

части.

- Чего больше?

- Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

- Что можно сказать об этой части игрушек?

(Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и

количество частей, сравнивая выделенные

множества и на примере кругов разного

цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет составные час-

ти группы предметов, сравнивает части на

основе счета, понимает, что целая группа

предметов больше каждой части (часть

меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все

игрушки (фигуры) одной группой.

Недостаточно сформированы знания о це-

лом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрос-

лого ребенок понимает, что такое части

целого, определяет количество частей

группы предметов, сравнивает их.

Называет самую большую, самую

маленькую часть.

1 балл - ребенок не понимает значения

множества и его частей. После дополни-

тельных разъяснений взрослого не справ-

ляется с заданиями

Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.



В раздел образования