Автор: Кремененко Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО " Сулинский центр помощи детям."
Населённый пункт: х Сулин
Наименование материала: метод разработка
Тема: Диагностический материал
Раздел: дошкольное образование
Инструментарий к диагностике
по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
.
Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
старшая группа
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения,
вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Знания детей о
видах транс-
порта, предме-
тах, облегча-
ющих труд че-
ловека в быту,
и предметах,
создающих
комфорт
1. Дидактическая игра «Виды транс
порта» (классификация видов
транспорта: пассажирский, грузовой,
транспорт специального назначения).
Предметные картинки: троллейбус,
автобус, трамвай, грузовик, само
свал, скорая помощь, милицейская
машина, пожарная машина и другие.
2. Дидактическая игра «Найди пару».
Предметные картинки: веник, пы-
лесос, нож, блендер, стиральная
доска, стиральная машина, печатная
машинка, компьютер и другие
1. Ребенок рассматривает картинки с
различными видами транспорта.
Задание: разложи картинки по видам
транспорта (пассажирский, грузовой,
специальные машины).
2. Ребенок рассматривает картинки и
сравнивает их.
Задания: сравни предметы и назови те,
которые облегчают труд человека в быту
и создают комфорт; разложи все
картинки попарно (веник и пылесос,
стиральная доска и стиральная машина и
т. д.)
3 балла - ребенок различает и называет виды
транспорта, предметы, облегчающие труд
людей в быту, легко справляется с заданиями
без помощи педагога.
2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при
классификации видов транспорта и
предметов, облегчающих труд людей в быту.
Требует дополнительных инструкций.
1 балл - ребенку требуются дополнительные
пояснения, допускает более 3 ошибок,
затрудняется в операции обобщения
Знания детей о
размере, цвете,
форме, «весе»,
материале, из
которого
сделан пред-
мет, и умение
его описывать
1. Дидактическая игра «А знаешь ли
ты?»
Материал: предметы и предметные
картинки: мячи разного размера, сде-
ланные из различного материала
(пластмасса, резина); деревянные или
пластмассовые пирамидки разного
размера, предметы из металла и
стекла.
2. Дидактическая игра «Опиши зна-
комые предметы».
Материал: те же картинки или
предметы, что и в п. 1
1. Ребенок рассматривает предметы и
картинки,
отвечает на вопросы:
- Какого размера резиновый мяч?
Деревянная пирамидка?
-
Назови цвет всех колец пирамидки.
- Что тяжелее: пластмассовый мяч или
резиновый? Почему? (Можно
продолжить ряд до 6 вопросов.)
2. Ребенок загадывает любой предмет и
описывает его так, чтобы воспитатель
мог понять, о каком предмете он говорит.
Задание: необходимо назвать цвет,
форму, размер предмета, его «вес»
(тяжелый или легкий) и материал, из
которого сделан загаданный предмет
3 балла - ребенок безошибочно определяет
размер, цвет, форму, «вес», материал, из
которого сделаны предметы, и на основе
этого описывает их.
2 балла - ребенок, отвечая на вопросы
задания 1, допускает не более двух ошибок,
выделяет существенные признаки и
характеризует предмет с небольшой
помощью взрослого.
1 балл - знания о свойствах и качествах
предмета разрознены, бессистемны. Ребенок
допускает более 3 ошибок в первом задании,
задание 2 выполнить не может
Знания о свой-
ствах и качест-
вах различных
материалов
Дидактическая игра «Что из чего?»
Материал: предметы разного каче-
ства: мячи резиновый, теннисный,
футбольный; стакан стеклянный,
пластмассовый; кружка фарфоровая;
кубики пластмассовые, деревянные;
ложки пластмассовые, ме-
таллические; салфетки бумажные,
матерчатые. Или
Дидактическая игра «Сравни пред-
меты»
Ребенок держит в руках предметы,
рассматривая их.
Задания:
1. Объедини предметы сделанные из
стекла, пластмассы, резины и т. п.
2. Охарактеризуй деревянную ложку,
называя свойства и качества материала,
из которого она сделана (твердая или
мягкая, хрупкая или прочная,
температура поверхности теплая или
холодная и др.). Затем педагог просит по
этому же алгоритму дать характеристику
еще 2-3 предметов.
3. Сравни металлическую ложку с
деревянной матрешкой (металл холодный
- дерево теплое), стеклянный стакан с
металлической кружкой
и другие
3 балла — ребенок без ошибок классифи-
цирует предметы, определяет материалы, из
которых они сделаны. Самостоятельно
характеризует свойства и качества этих
материалов: структуру поверхности, твер-
дость — мягкость, хрупкость - прочность,
блеск, звонкость, температуру поверхности.
2 балла - при определении материалов, из
которых сделаны предметы, допускает 1-2
ошибки. Требует дополнительных пояснений
при определении свойств и качеств этих
материалов, допускает неточности.
1 балл - ребенок не может классифицировать
предметы самостоятельно и допускает много
ошибок
Знания о про-
фессиях строи-
телей, земле-
дельцев, работ-
ников транс-
порта, связи,
швейной про-
мышленности
Дидактическая игра «Угадай про-
фессию».
Материал: предметные картинки с
изображением людей разных про-
фессий: повар (кулинар), строитель,
штукатур-маляр, модельер, парик-
махер, столяр, летчик, пожарный,
милиционер, машинист, шофер, ка-
питан, хлебороб и т. д.
Картинки с изображением атрибутов
разных профессий и результатов
труда людей различных профессий
Ребенок внимательно рассматривает
картинки и перечисляет известные
профессии, соотносит атрибуты (орудия)
и результаты труда. Примерные вопросы
беседы:
1. Какая профессия у этого человека?
2. Какие инструменты (атрибуты) нужны
людям этой профессии?
3. Что делают люди этой профессии?
4. Объедини строителей.
5. Людей каких профессий можно назвать
земледельцами?
3 балла — ребенок называет профессии
строителей, земледельцев, работников
транспорта, связи, швейной промышлен-
ности, владеет приемом обобщения. Без-
ошибочно соотносит атрибуты (орудия) и
результаты труда.
2 балла - ребенок перечисляет названия
профессий по картинкам. Обобщая
профессии строителей, земледельцев, работ-
ников транспорта, связи, швейной про-
мышленности, допускает ошибки.
1 балл - ребенок называет не все профессии,
приемом обобщения не владеет
Знания о неко-
торых родах
войск
Дидактическая игра «Кому что
нужно?»
Материал: предметные картинки
с изображением пограничника, мо-
ряка, летчика, подводника, танкиста,
пехотинца; картинки с изображением
техники, оружия для военных
профессий
Примерные вопросы:
1. Назови, кто изображен на картинках?
(Военные.)
2. При помощи картинок вспомни и
назови известные тебе рода войск.
3.Какая боевая техника нужна танкисту
(летчику) и т. д.?
4. Для чего нужны военные? И другие
3 балла — ребенок различает рода войск,
правильно отвечает на все вопросы.
2 балла - правильно называет 2-3 военных
профессии, может о них рассказать.
1 балл — ребенок называет 1—2 военных
профессии; затрудняется подобрать и назвать
боевую технику, рассказать о профессии
Знания о себе,
родном городе;
стране
Беседа
Примерные вопросы:
1. Назови свой домашний адрес.
2. С кем ты живешь вместе?
3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?
4. Кем ты являешься бабушке и дедушке?
(Ты кто для них?) И т. п.
5. Назови город, в котором ты живешь.
6. Как называется наша страна?
7. Сможешь назвать главный город
страны?
3 балла - ребенок знает своих родственников;
правильно называет домашний адрес (улица,
дом, квартира), может назвать подъезд и
этаж. Знает название родного города, страны,
ее главного города.
2 балла - ребенок знает всех родственников,
допускает неточности при назывании
домашнего адреса, правильно называет город,
в котором живет. Допускает ошибки или
затрудняется назвать страну или главный
город страны.
1 балл - ребенок знает и называет родст-
венников, не знает домашнего адреса, не
сразу называет город, в котором живет (или
не знает вообще). Не называет страну и
главный город страны
Знания о неко-
торых прави-
лах дорожного
движения
Дидактическое упражнение «Школа
пешеходных наук».
Материал: сюжетная картинка с изо-
бражением улицы, тротуара, свето-
фора; предметные картинки знаков:
«Пешеходный переход», «Подзем-
ный переход», «Надземный переход»
Ребенок рассматривает сюжетную
картинку и отвечает на в о п р о с ы:
1. Как называют людей, идущих по
улице?
2. Как правильно ходить по улице?
3. Назови знаки, с помощью которых
пешеход может определить место, где
можно перейти через улицу.
Ребенок рассматривает предметные
картинки. - Расскажи о значении
разрешающих и запрещающих сигналов
светофора
3 балла - ребенок знает, что улицу переходят
в строго определенном месте, называет знаки,
знает сигналы светофора, проявляет интерес
к изучению правил дорожного движения.
2 балла - ребенок знает правила перехода
через улицу, значение сигналов светофора,
затрудняется в названии знаков.
1 балл - ребенок затрудняется в определении
места перехода улицы, но знает сигналы
светофора, интереса к изучению правил
дорожного движения не выражает
Высокий уровень — 18-21 балл,
средний уровень – 11-17 баллов,
низкий уровень – 7-10 баллов.
Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения,
вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Знания о
зимующих
птицах
(синица,
воробей,
ворона,
снегирь, галка,
сорока)
Дидактическая игра «Кто прилетает к
кормушке».
Материал: иллюстрация с изо-
бражением кормушки (с прорезями) на
фоне зимнего пейзажа; карточки с
изображением зимующих и
перелетных птиц.
Или Дидактическая игра «Четвертый
лишний».
Материал: карточки с изображением
5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных
птиц (синица, ворона, скворец, сорока;
галка, снегирь, ласточка, воробей)
1. Ребенок рассматривает картинку,
уточняет изображенное время года.
Вопросы:
-
Как можно назвать птиц, которые
остаются зимовать? (Зимующие.)
-
Найди и помести на кормушку
зимующих птиц.
— Расскажи, какие птицы прилетели к
кормушке.
2. Вопросы:
-
Рассмотри картинку.
-
Какая птица лишняя и почему?
-
Назови зимующих птиц, изображенных
на картинке
3 балла — ребенок без помощи взрослого
находит и называет 5-6 зимующих птиц.
2 балла — ребенок самостоятельно нахо-
дит и называет 3-4 зимующих птиц.
1 балл — ребенок называет 1-2 птицы,
затрудняется в классификации птиц (зи-
мующих и перелетных)
Знания о
растениях и
способах их
размножения
Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением
деревьев (ель, дуб, клен, береза,
сосна); картинки с плодами этих
деревьев (еловая шишка, желудь,
крылатка клена, березовая сережка,
сосновая шишка); комнатные растения
или их иллюстрации (хлорофитум,
бальзамин, фиалка)
1.
Ребенок подбирает к каждому дереву
нужную картинку с плодами.
Вопросы:
- Назови, какие деревья ты узнал.
- Найди на картинках плод каждого
дерева.
2.
Ребенок рассматривает комнатные
растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что
нужно сделать, чтобы было много фиалок?
Вспомни известные тебе способы
размножения растений (черенками, усами
и др.)
3 балла - ребенок самостоятельно под-
бирает к деревьям плоды. Называет пра-
вильно комнатные растения и способы их
размножения.
2 балла - называет деревья, имеет пред-
ставления о способах размножения, но до-
пускает ошибки при подборе плодов и спо-
собах размножения комнатных растений.
1 балл - называет правильно 1-2 дерева,
затрудняется в соотношении их с семе-
нами. О способах размножения растений
не имеет представления
Представления
о переходе
веществ из
твердого
состояния в
жидкое и
наоборот
Дидактическая игра «Что было бы
если..?»
Материал: иллюстрации лета и зимы,
на которых изображена вода в разных
состояниях (лужа, речка, снег, ледяная
горка и др.)
Ребенок рассматривает картинки.
Вопросы:
- На какой из картинок изображена вода?
-На зимней картине есть вода?
- Почему ты так решил? Объясни.
- А можем мы летом увидеть лед?
Почему?
3 балла - ребенок имеет представление о
переходе веществ из твердого состояния в
жидкое и наоборот, обоснованно делает
выводы, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок имеет представление
о переходе веществ из твердого состояния
в жидкое и наоборот, но затрудняется
сделать выводы.
1 балл - ребенок не имеет представления
о переходе веществ из твердого состояния
в жидкое и наоборот
Общая
осведом-
ленность о
роли человека
в природе
Дидактическая игра «Что такое
хорошо, что такое плохо».
Материал: диск со стрелкой в центре
(по типу циферблата), в середине
которого изображение природы, а по
краям знаки, символизирующие
положительное (кормушка для птиц,
скворечник, посадка деревьев и т. д.) и
отрицательное (сломанная ветка, сачок
для бабочки и т. д.) поведение
человека в природе
Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает
о помощи человека природе и о его
вредном воздействии на природу
3 балла — ребенок анализирует поведение
человека в природе, делает выводы о за-
кономерностях и взаимосвязях в природе.
2
балла - ребенок имеет
представление
о правильном поведении человека в
природе, не всегда может объяснить вред,
который причиняет человек природе.
1 балл - ребенок не проявляет интереса
и самостоятельности при выполнении
задания, затрудняется делать выводы о за-
кономерностях и взаимосвязях в природе
Знания о
травянистых
растениях
(подорожник,
крапива,
лопух)
Дидактическая игра «Что лишнее».
Материал: карточки с изображением
растений (подорожник, крапива,
лопух, береза)
Ребенок рассматривает карточки с изобра-
жением растений и отвечает на
вопрос ы:
-Как называются эти растения?
- Какое из растений лишнее и почему? (Ре-
бенок убирает картинку.)
-Как можно назвать все растения одним
словом? (Травянистые.) - Береза это...
(дерево).
3 балла - ребенок называет изображенные
растения, правильно выбирает лишнюю
карточку, объясняет свой выбор, используя
обобщающее слово «травянистые».
2 балла — ребенок называет правильно
2 вида травянистых растений, но не знает
обобщающего слова (травянистые). По-
ясняет, что береза - это дерево.
1 балл - ребенок называет правильно
только одно травянистое растение, не вы-
деляет лишнее растение, не знает обоб-
щающих слов (дерево, травянистые рас-
тения)
Знания о диких
животных и их
повадках.
(Белка, лиса,
заяц, медведь,
волк)
Дидактическая игра «Засели лес».
Материал: иллюстрация леса;
карточки с изображением диких
животных (белка, лиса, заяц, медведь,
волк)
Ребенок рассматривает картинки.
Вопросы:
- Как называют зверей, которые живут в
лесу? (Дикие звери.)
- Посмотри, лес пустой, давай заселим его
животными. Расскажи, что ты знаешь о
каждом из них.
Ребенок поочередно «заселяет» в лес
животных, отвечая на вопросы
3 балла - ребенок с интересом выполняет
задание, правильно отвечает на все вопро-
сы воспитателя о жизни диких животных.
2 балла - ребенок имеет представление
о повадках диких животных, не на все
вопросы может ответить.
1 балл - ребенок имеет очень слабые
представления о, повадках диких
животных
воспитателя об их жизни в лесу и
повадках.
- Чем питается белка? (Грибами, орехами.)
Что ей помогает ловко передвигаться по
деревьям? Что ей помогает спасаться от
врагов? Что защищает от холода? (Зимняя
шуба, пушистый хвост.)
- Чем питается заяц? Как он спасается от
врагов? (Путает следы, меняет окраску.)
Что помогает ему выдержать холод?
- Почему волка и лису называют
хищниками? Что им помогает охотиться за
животными?
- Как ведут себя волки во время охоты?
(Волки собираются в стаи, вместе охотятся
по ночам, могут подолгу гнаться за
добычей.)
-Как охотится лиса? (Лиса незаметно
подкрадывается, подкарауливает, заметает
следы.)
- Чем питается медведь? Что делают
медведи в зимнюю пору? (Впадают в
спячку.) Что помогает медведю не
питаться всю зиму? (Запас жира.)
- Какие еще животные впадают в спячку?
(Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от
врагов и что помогает ему в этом?
(Сворачивается клубком, иголки.)
Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
КОНЕЦ ГОДА:
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
Анализ, комментарии
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения,
вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Формирование
словаря, связная
речь
1 . Умение само-
стоятельно
составлять по
образцу рассказы
из личного опыта,
по сюжетной кар-
тине, по набору
картинок.
2. Умение сочинять
концовки
к сказкам.
3. Умение
последовательно,
без существенных
пропусков
пересказывать не-
большие
литературные
произведения
1. Предложить ребенку сюжетные
картинки из серии «Семья».
2. Сказки Дж. Родари «Собака,
которая не умела лаять» и
«Волшебный барабан».
3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка»
или любое литературное
произведение, неизвестное ребенку
1. Вопросы по содержанию картинки:
-Кто нарисован на картинке, чужие
люди или родственники?
- Как можно назвать их вместе, одним
словом?
- Назови членов семьи, изображенных
на картинке.
- Что делает семья на этой картинке,
трудится или отдыхает?
Задание: расскажи о своей семье,
назови имена членов семьи, профессию
(взрослых) и занятия детей, какие
обязанности и какую работу выполняют
дома члены семьи.
2. Ребенка знакомят с основной частью
сказки, а он придумывает разные
концовки.
3. Ребенок слушает и пересказывает
сказку
3 балла — ребенок составляет рассказ о
семье из личного опыта, употребляя
сложные предложения разных видов.
Придумывает концовки к незнакомым
литературным произведениям.
Последовательно пересказывает
литературное произведение без помощи
взрослого, выразительно передавая
диалоги действующих лиц, характеристику
персонажей. Пользуется прямой и
косвенной речью.
2 балла - рассказывает по сюжетной
картинке, редко употребляя
сложные предложения. С помощью
дополнительных примеров воспитателя
ребенок подбирает концовку.
Пересказывает литературный текст
с опорой на иллюстрации. Не пользуется
прямой и косвенной речью.
1 балл - ребенок затрудняется рассказать
по картинке и из личного опыта.
Затрудняется в придумывании концовок к
сказкам, даже при помощи воспитателя.
Делает существенные пропуски при
пересказе, демонстрирует отдельные
эпизоды
Грамматический
строй речи
1 . Умение
согласовывать
прилагательные с
существительными,
подбирать к
существительному
несколько
прилагательных.
2. Умение заменять
слово другим со
сходным значением
1. Упражнение «Какой? Какая?
Какое?»
Материал: предметные картинки
лимон, яблоко, елка и другие.
2. Игра «Как сказать по-другому?»
Ребенок рассматривает картинки,
называет предметы и отвечает на
в о п р о с ы :
Лимон - какой? (Желтый, сочный,
кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое,
вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая,
колючая.)
Задание:
Об одном и том же можно сказать
разными, но похожими словами. Такие
слова называют близкими по смыслу
или словами-«приятелями». Придумай
слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2. Смешной (забавный, потешный,
комичный).
3. Грустный (невеселый, печальный).
4. Торопиться (спешить)
3 балла - ребенок без затруднений
подбирает ко всем существительным
по 2-3 и более прилагательных, заменяет
слово другим со сходным значением.
2 балла - ребенок затрудняется в подборе
прилагательных, называет к каждому су-
ществительному не более одного прилага-
тельного. В подборе синонимов требуется
дополнительная инструкция (примеры),
подбирает не более 1-2 синонимов.
1 балл - ребенок не может подобрать пра-
вильно прилагательные и синонимы к за-
данным словам
Звуковая куль-
тура речи
Умение определять
место звука в слове
1.
Дидактическая игра «Определи
место звука в слове».
Материал: предметные картинки
с изображением мальчика, арбуза,
рябины, танка, абрикоса и др.
(или любые другие, но чтобы один
и тот же звук был в начале, в
середине и в конце слова).
2.
Дидактическая игра «Подбери
слово с заданным звуком»
1. Ребенок рассматривает предметные
картинки и раскладывает их так, чтобы
в одной стопке оказались слова со
звуком [а] в начале, в другой - со звуком
[а] в середине слова.
- Почему остались лишние картинки?
(Ребенок должен сказать, что осталась
картинка с изображением рябины, т. к.
звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в
середине.)
Задание:
Придумай слово на любой заданный
звук, например: звук [м].
Придумай слово, чтобы заданный звук
был в середине (в конце) слова
3 балла - ребенок без ошибок определяет
место звука в слове.
2 балла - ребенок без ошибок определяет
место звука в начале слова, допускает
ошибки при определении звука в середине
или в конце слова.
1 балл - ребенок допускает большое коли-
чество ошибок
Высокий уровень - 8-9 баллов; средний уровень - 5-7 баллов; низкий уровень – 3-4 балла
Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения,
вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Умение считать
(отсчитывать) в
пределах 10,
пользоваться
количественным
и и
порядковыми
числительными
1. Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».
Материал: предметные картинки
или мелкий счетный материал:
матрешки, солдатики, овощи, цветы
и т.п. Количество каждой
группы предметов разное (на
пример, 6 матрешек, 7 цветов,
9 солдатиков, 10 бабочек).
2. Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».
Материал: можно использовать
материал первого задания, только
расставить (разложить) картинки по
одному (бабочка, солдатик, цветок
и т. п.)
1. Ребенок считает количество предметов в
любой группе.
Вопросы:
- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?
- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.
2. Ребенок рассматривает предметные
картинки (предметы) и определяет, каким
по счету стоит солдатик, какая по счету
бабочка? И т. п.
3 балла - ребенок правильно считает
(отсчитывает) предметы в пределах 10.
Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными. Понимает и
правильно отвечает на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?».
2 балла - ребенок правильно считает
(отсчитывает) предметы в пределах 10.
Правильно пользуется количественными
числительными. Понимает вопрос
«Сколько?» и правильно отвечает на него.
Допускает ошибки при ответе на вопрос
«Который по счету?».
1 балл — ребенок допускает ошибки при
счете (отсчитывании) предметов
Умение
сравнивать
рядом стоящие
числа в
пределах 10,
уравнивать не-
равное число
предметов
Дидактическое упражнение «Пусть
станет поровну». Материал:
мелкий счетный материал
Расставлены две группы предметов так,
чтобы в одной их было меньше на один.
Например: 6 солдатиков и 7 матрешек.
Задание: посчитай группы предметов.
- Сколько всего солдатиков?
- Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
3 балла - ребенок умеет сравнивать, уста-
навливать, какое число больше (меньше)
другого; уравнивать неравные группы
предметов двумя способами (удаления и
добавления единицы).
2 балла - ребенок умеет сравнивать, уста-
навливать, какое число больше (меньше)
другого. Затрудняется сразу уравнять
группы предметов (делает это после
дополнительных инструкций) или
уравнивает их, но только одним способом.
1 балл – ребенок считает правильно, но
затрудняется установить, какое число
меньше (больше) другого. Уравнять
предметы не может
Умение
сравнивать
предметы
различной
величины
1. Дидактическая игра «Построй
солдат».
Материал: плоскостные солдатики
(7-10 штук) разные по высоте.
2. Дидактическое упражнение.
«Сравни ленточки».
Материал: ленточки разной
длины и ширины, 7-10 штук
Вопросы:
- Что ты видишь на столе?
-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?
- Чем они отличаются?
Задание:
Построй солдатиков в ряд в порядке
убывания (возрастания), пользуясь словами
«самый высокий», «поменьше», «еще
ниже», «самый низкий».
3 балла - ребенок самостоятельно спра-
вился с заданием, не сделав ни одной
ошибки. Правильно размещает предметы в
порядке возрастания (убывания) размера
(длины, ширины, высоты).
2 балла — правильно размещает предметы
в порядке возрастания размера, высоты,
допускает ошибки при расположении лен-
точек. Пользуется приемом наложения и
приложения при выполнении задания.
1 балл - ребенок требует дополнительных
инструкций и помощи взрослого при вы-
полнении упражнений. Допускает большое
количество ошибок
Знания о форме
предметов
Дидактическая игра «Что где
лежит?».
Материал: набор геометрических
фигур - круг, квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник.
Предметные картинки -мячик,
шарик воздушный, пирамидка,
колпак клоуна, кубик, пуговица,
чупа-чупс, дыня, дорожный знак
(треугольной формы), квадратные
часы, квадратная коробка, конверт,
флажок, книга, овальный поднос
Задания:
- Рассмотри все геометрические фигуры и
картинки.
- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.
-Чем отличаются круг и овал от других
фигур?
- Соотнеси картинку с геометрической
фигурой.
-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы
3 балла - ребенок самостоятельно соотно-
сит предметы по форме, называет геомет-
рические фигуры и раскладывает их по со-
ответствующему признаку.
2 балла - ребенок знает все геометриче-
ские фигуры. Допускает 1—2 ошибки при
соотнесении с предметами.
1 балл - ребенок не знает всех геометриче-
ских фигур, затрудняется выполнить зада-
ние на соотнесение с формой предметных
картинок
Умение
определять
местонахождени
е предмета по
отношению к
себе, к другим
людям
Игра «Встань там, где я скажу»
Ребенок двигается в заданном направлении.
Например: два шага вперед, один шаг влево,
три шага назад, два шага вправо. Вопросы:
- Что ты видишь справа (слева) от себя?
-Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
- Возьми куклу (собачку) и посади перед
собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
от себя и т. п.
3 балла - ребенок правильно выполнил все
задания воспитателя.
2 балла - ребенок допускает ошибки в слу-
чае определения право и лево по отноше-
нию к другим людям.
1 балл - ребенок знает только направление
вперед и назад. Все другие задания выпол-
няет с ошибками, неуверенно
Знания о днях
недели,
последова-
тельности
частей суток
1. Дидактическая игра «Наш
день».
Материал: сюжетные картинки, где
изображены разные виды
деятельности детей, следующие
друг за другом на протяжении дня:
уборка постели, гимнастика,
умывание, завтрак, занятие и т. д.
2.
Дидактическое упражнение
«Назови соседей»
1.
Ребенок рассматривает картинки,
изображающие разные виды деятельности
детей, следующие друг за другом на
протяжении дня:
уборка постели, гимнастика, умывание, зав
трак, занятие и т. д.
Задание: разложи картинки по порядку,
начиная с утра.
Назови одним словом утро, день, вечер,
ночь. (Сутки.)
2.
Вопросы:
-
Если вчера было воскресенье, какой день
недели сегодня?
-
А какой день недели следует за
четвергом?
И т. п.
3 балла - ребенок справился с заданием, не
сделал ни одной ошибки, безошибочно от-
ветил на все вопросы воспитателя.
2 балла - ребенок безошибочно разложил
картинки в соответствии с временем суток,
но обобщающее слово назвать затрудняет-
ся. Допускает 1-2 ошибки при ответе на
вопросы о днях недели.
1 балл - ребенок не справился с заданиями
даже после наводящих вопросов
Умение
устанавливать
зависимость
между целым
множеством и
его частями
Диагностическая игра «Часть и
целое».
Материал: три вида игрушек
разного количества (куклы, мишки,
машины) или круги синего, желтого
и красного цветов
Ребенок рассматривает группы игрушек
(куклы, мишки и машины), объединяет их в
одну группу и называет. Вопросы и задания:
- Сосчитай количество частей «Группы
игрушек».
- Сколько их? (Три.)
- Какие это части? (Первая часть — куклы,
вторая часть — мишки, третья — машины.)
- Посчитай количество игрушек каждой
части.
- Чего больше?
- Значит, какая часть больше?
- В какой части игрушек меньше?
- Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)
Примечание. Можно считать части и
количество частей, сравнивая выделенные
множества и на примере кругов разного
цвета или других геометрических форм
3 балла - ребенок выделяет составные час-
ти группы предметов, сравнивает части на
основе счета, понимает, что целая группа
предметов больше каждой части (часть
меньше целого).
2 балла - ребенок затрудняется назвать все
игрушки (фигуры) одной группой.
Недостаточно сформированы знания о це-
лом множестве и его частях.
После дополнительных инструкций взрос-
лого ребенок понимает, что такое части
целого, определяет количество частей
группы предметов, сравнивает их.
Называет самую большую, самую
маленькую часть.
1 балл - ребенок не понимает значения
множества и его частей. После дополни-
тельных разъяснений взрослого не справ-
ляется с заданиями
Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.