Напоминание

«Тема Родины в стихотворении Фаниса Яруллина «Край родной»


Автор: Васильева Марина Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г. Нурлат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Тема Родины в стихотворении Фаниса Яруллина «Край родной»
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока

литературы в 7 классе по теме

«Тема Родины в стихотворении

Фаниса Яруллина «Край родной»

Выполнила:

Васильева Марина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат

Республики Татарстан

2025 г.

Цель:

Ознакомление с жизнью и творчеством Фаниса Яруллина, выделение

основных тем в его творчестве, раскрытие темы Родины в стихотворении

поэта «Край родной».

Задачи: способствовать формированию представления о Фанисе Яруллине

как выдающемся татарском поэте; создать условия для ознакомления с фактами

из биографии поэта, выявить главные темы его творчества; показать богатство

и своеобразие художественного мира поэта.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная

сфера: владеть

навыками

анализа

стихотворения,

выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства

языка;

ценностно-ориентационная

сфера: формулировать

собственное

от-

ношение к стихотворениям Фаниса Яруллина; приобщаться к духовно-

нравственным

ценностям

татарской

литературы;

владеть

навыками

рецензирования чтения одноклассников;

коммуникативная

сфера: владеть

навыками

выразительного

чтения

стихотворения;

эстетическая

сфера: определять

художественную

функцию

изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность

к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов

универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы

учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать

свое

рабочее

место;

овладевать

способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на

уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в

коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (работа с картой, словарная

работа,

беседа),

индивидуальная

(выразительное

чтение

стихотворения,

презентация иллюстраций), парная (практическая работа).

Оборудование: портрет татарского поэта Фаниса Яруллина;

эпиграф к

уроку: «Родимая страна» (А. Прокофьев)

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Основные

понятия

и

термины: лирический

герой,

средства

художественной выразительности (метафора, эпитет, сравнение).

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы, как всегда, рады видеть друг друга и

готовы к совместной творческой работе. Возьмитесь за руки, почувствуйте

теплоту ваших рук, доброту ваших сердец. Улыбнитесь друг другу. А теперь

приступим к работе.

II. Постановка целей и задач урока

- Ребята, какую тему мы с вами рассматривали на прошлом уроке?

- Давайте вспомним биографию Фаниса Яруллина.

Ученик:

Фанис

Яруллин в

литературу

пришёл

50

лет

тому

назад.

Двадцатилетний парень, когда служил в армии, упал с турника и повредил

позвоночник. После этого начинается очень трудная, больная жизнь, операция

за операцией, больничные кровати... Неужели его молодость и жизнь будут

такими короткими? Неужели он больше не увидит те луга, на которых играл в

детстве? Жить и жить, назло смерти надо жить! Забота и помощь врачей,

матери, родных и друзей молодому парню дают силу побеждать трудности,

боль, страдание; дают терпение. Желание жить оказалось сильнее смерти.

Чудом Фанис выживает. Ноги не продвигаются, руки обессилены.

В таком состоянии в нем все должно было погаснуть. Но голова работает,

разум в норме. И

не все еще в жизни подчиняется

строгим законам.

Стремление к жизни, сила воли его возвращают в жизнь.

Любовь к жизни, чувство любви превращаются в строчки стихотворений. В

1964 году выпускается его первая книга – сборник стихотворений “Я влюблён в

жизнь”. После этого радует своих читателей интересными прозаическими

произведениями.

Писатель также успешно работает в области драмы. Его произведения

печатаются во многих журналах, газетах. Главное место в его творчестве

занимает тема родного края. Это понятно, потому что он берет вдохновение у

родной земли, которая даёт ему желание творить, силу для жизни. Поэт и сам

каждый год ездит на Родину. Там он от тёплых взглядов односельчан получает

пробуждение. Как будто у него вырастают крылья, чтобы заниматься

творчеством.

- Ребята, обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

«Родимая страна» (А. Прокофьев)

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- Почему вы так решили?

- Какое значение имеет Родина?

- Как вы думаете, как будет называться стихотворение, которое мы будем

изучать?

- Почему я взяла данное стихотворение?

- Какова же цель урока?

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

- познакомимся …

- научимся…

- изучим…

- проанализируем…

- Правильно, сегодня мы с вами изучим стихотворение Фаниса Яруллина,

которое называется «Край родной».

- Как вы думаете, о чем будет идти речь в стихотворении?

Чтение стихотворения «Край родной»

(Один раз прочитали про себя, один раз прослушали)

III. Первичное усвоение материала

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Какова основная мысль стихотворения?

- Какие интонации звучат в нем?

- Какими цветами наполнено стихотворение Фаниса Яруллина?

- Какие чувства овладевают лирического героя ?

- Почему так дорог родной край лирическому герою?

- Чему учит стихотворение?

IV. Словарная работа

- Ребята, какие слова вам были непонятны. Давайте разберём их значения.

«зыбкий»-

«распростав»-

Прослушивание на татарском языке

V. Физкультминутка

VI. Анализ стихотворения

Вопросы:

– Как вы понимаете выражение «С небес роняют перья неспроста/Моих

воспоминаний журавли»?

-

Как

вы понимаете выражение «Нежнейшим пёрышком пари родной

мотив»?

- Какие средства художественной выразительности мы знаем?

- Какие средства выразительности помогают поэту донести свои мысли и

чувства? (читаем по строчке и находим метафоры, сравнения, эпитеты)

Средства художественной выразительности в стихотворении "Край родной"

Эпитеты: зыбкий клин,мыслей нежных,пылких чувств,живой огонь.

Сравнение:зелёным

морем

плещет

рожь,изумрудный

бор

стеной,нежнейшим пёрышком парит родной мотив,костёр живым огнём

трещит.

Метафоры: волною жаркой в тело влился вдруг,роняют перья моих

воспоминаний журавли,огню сердец.

- Определите стихотворный размер стихотворения?

- Какова рифмовка произведения?

VII. Подбор пословиц и поговорок к стихотворению Фаниса Яруллина

«Край родной»

«Родина — мать, умей за неё постоять».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Где не жить — родине служить».

«Где сосна взросла, там она и красна».

«На чужой стороне родина милей вдвойне».

«В родном гнезде и воробей силён».

«Родная земля, что усталому постель».

«В родном краю, как в раю».

«Отчий край от врага защищай».

«Золоту старости нет, родине — цены нет».

«Одна у человека родная мать, одна у него и родина».

«Родная землица и во сне снится».

VIII. Чтение стихотворения на татарском языке

- Ребята, как вы думаете, на каком языке легче понять смыcл стихотворения?

На каком языке автор может полностью высказывать свою идею (на родном

татарском)

- Правильно, каждый поэт именно на своем родном языке может выразить

свои мысли, идеи, свои чувства.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие мысли особенно дороги поэту, почему?

– Чем привлекательна для вас поэзия Фаниса Яруллина?

IX. Создание синквейна

X. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Ребята, с творчеством какого поэта мы с вами познакомились? (с одним из

выдающихся

поэтов,

представляющих

литературу

Татарстана,

Фанисом

Яруллиным)

- С каким произведением поэта?

- Вспомните цель нашего урока.

- А вам близка эта авторская позиция?

- У вас остались вопросы для автора?

- Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке мне понравилось…

- Сегодня на уроке я повторил…

- Сегодня на уроке я закрепила…

- Сегодня на уроке на поставил(а) бы оценку…

XI. Домашнее задание

1. Написать сочинение на тему «Хочу рассказать тебе о своем родном

крае...».

2. Выучить стихотворение наизусть.

Приложение 1

Стихотворение Фаниса Яруллина

«Край родной»

Бежит, спешит дорога в край родной,

Вокруг зеленым морем плещет рожь,

За полем - изумрудный бор стеной,

В глазах струится свет родных широт.

Все ближе отчий дом, родной аул,

Все громче и ясней знакомый звук,

Который душу мне перевернул,

Волною жаркой в тело влился вдруг.

Волна меня накрыла с головой,

Я растворился - здесь я и не здесь,

Потоки чувств овладевают мной,

Трепещет сердце, я пылаю весь.

Белее снега крылья распростав,

Летит к родным просторам зыбкий клин,

С небес роняют перья неспроста

Моих воспоминаний журавли.

Нежнейшим перышком парит родной мотив,

И так же светел, чист, неумолим.

А сколько мыслей нежных он вместил,

А сколько пылких чувств воспето им.

А впрочем нет и не было причин

Огню сердец остыть, дымить и тлеть,

И мой костер живым огнем трещит,

Родной аул и я хочу согреть.

Приложение 2

Пословицы и поговорки к стихотворению

Фаниса Яруллина «Край родной»

«Родина — мать, умей за неё постоять».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Где не жить — родине служить».

«Где сосна взросла, там она и красна».

«На чужой стороне родина милей вдвойне».

«В родном гнезде и воробей силён».

«Родная земля, что усталому постель».

«В родном краю, как в раю».

«Отчий край от врага защищай».

«Золоту старости нет, родине — цены нет».

«Одна у человека родная мать, одна у него и родина».

«Родная землица и во сне снится».

Приложение 3

Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже-

Это мы, конечно, можем

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.



В раздел образования