Автор: Телякова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №51
Населённый пункт: г. Белово, Кузбасс
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Воспитывать добро можно только добротой
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 «Ёлочка»
Консультация для родителей
Тема «Воспитывать доброту можно только добром»
Составитель:
Воспитатель: Телякова Е.Н.
г. Белово
Воспитывать доброту можно только ДОБРОМ.
Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость,
отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к
людям, забота об их удобстве и покое, готовность быть полезным.
В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию,
умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать,
что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Добро
связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим
собой.
Первую
школу
добрых
чувств
дети
проходят в семье. Семья
оказывает огромное влияние
на
развитие
личности
с
первых
дней
его
жизни.
Родители
–
первые
проводники
малыша
в
понимании
и
усвоении
нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт.
То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А
«сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного
примера.
Взрослые
члены
семьи
всем
своим
поведением
(а
не
нравоучениями)
воспитывают
у
детей
чуткость,
отзывчивость,
сопереживание.
С самого рождения нужно проявлять по отношению к ребенку
любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживать, хвалить
малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся,
поделился
игрушкой, покормил птичку), обучать способам выражения
сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться,
поздороваться и т.д.).
Нельзя
разрешать
ребенку
проявлять
недоброжелательность
по
отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти
действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется
и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого,
он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и
быстро
усваивает,
что
вызвало
положительную
реакцию,
а
что
—
отрицательную.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу
начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются
только по просьбе взрослого или в его присутствии, легко нарушаются
ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно
оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не
относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде
всего,
начинает
контролировать
сверстника. Ему легче увидеть и оценить
наличие
нравственных
качеств
и
выполнение
норм
сверстником,
чем
самим собой. Очень часто он правильно
оценивает
выполнение
нравственных
норм
товарищами
и
ошибается
в
отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы
приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-
заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из
детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно
ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника,
сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и
товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
Самым важным методом воспитания является пример поведения
самих родителей, и отношение друг к другу. Дети обладают острой
наблюдательностью
и
высокой
подражательностью.
Они
улавливают
внешнюю форму,
и способы обращения родителей между собой, с
окружающими людьми. Хорошо, когда дети видят улыбку на лицах
родителей,
улавливают
расположенность,
желание
помочь,
слышат
приветливый тон и добрые слова. Однако одного примера в воспитании
доброты
не
достаточно,
необходимо
упражнять ребенка в добрых поступках.
Это может быть и услуга и помощь
старшим : подать тапочки, сумку, помочь
приготовить
обед,
открыть
дверь,
пропустить вперед. Хорошо когда в семьях
практикуются общие дела родителей с
детьми.
Естественно,
что
инициатива
вначале исходит от родителей. Детей надо
учить присматриваться к физическому и
духовному состоянию родных, так как рассчитывать, что дети заметят плохое
настроение, недомогание близких вряд ли приходится: «Что-то грустная
твоя подружка, спроси, что случилось?», «Узнай,
как бабушка себя
чувствует?».
Ребенку нужно помочь не только творить добро, но и мыслить по
законам доброты. Здесь помогут родителям беседы о том, какого человека
называют добрым, почему? Перед детьми можно ставить вопросы –
задачи. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что
бы…?». Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление
приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и
чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы
разговоры с детьми о состояниях, переживаниях людей, о характере их
поступков, о совести, о животных, коротающих студеную зиму, о сложности
различных ситуаций.
Вкладывая в юного человека
понятия добра и зла, невозможно
обойтись
без
художественной
литературы.
Во
время
чтения
книги
ребенок
знакомится
с
окружающей жизнью, природой,
трудом людей, со сверстниками, их
радостями, а порой и неудачами.
Художественное
слово воздействует не только на
сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить
ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает
осознать
человеческие
взаимоотношения,
познакомиться
с
нормами
поведения.
Для
этого
можно
подобрать
близкие
по
содержанию
художественные произведения, например В. Осеевой «Почему?», Н. Носова
«Карасик», В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.
Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто
«Помощница». Хорошо бы после прочтения обсудить с ним, о чем вы
прочитали; кто из героев плохой, а кто хороший, почему? Как следует
поступать, а как нельзя? и т.д. Детям дошкольного возраста доступны
некоторые
пословицы. Они
легко
запоминаются
и
положительно
воздействуют на них. Например: «При солнышке тепло, при матери добро»,
«Плохое плохому, а доброе доброму», «Добрый скорее дело сделает, чем
сердитый» и
другие.
В
воспитании
доброты
важна оценка, которая
утверждает ребенка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке
хорошее.
Но, воспитывая добрые чувства, необходимо вызвать у ребенка и
негативное,
нетерпимое
отношение
к
плохим
качествам:
грубости,
жестокости, жадности, вызвать к ним негодование, осуждение.
Объясните, что ради забавы нельзя мучить животных, насекомых, рвать
и топтать растения и цветы – они не в состоянии защитить себя. Учите
пресекать жестокое обращение среди сверстников. Будьте терпеливее и
обязательно должно все получиться.
Но ребенку не нужно
только рассказывать о том, что
надо быть добрым, ему надо
это еще и показать, и доказать,
например, с помощью ухода за
домашними
животными
и
растениями. Купите вместе с
ребенком, например хомячка, пусть он сам себе выберет питомца, даст ему
имя. Расскажите, как правильно за ним ухаживать, чем кормить. Делайте это
вместе с ребенком, чтобы он понял и почувствовал доброе и заботливое
отношение к животному.
Используя
в
системе
перечисленные
методы,
родители
могут
сформировать у детей умение поступать по законам добрых человеческих
отношений, добиваться того, чтобы доброта стала чертой характера ребенка,
необходимой ему в дальнейшей жизни.
Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то,
как воспитать доброго ребёнка:
Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что
конфликт невозможно решить словами.
Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
Учите
ухаживать
за
животными. По
возможности,
заведите
домашнего питомца и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки
о животных, смотрите фильмы с их участием.
Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
Поговорите
с
ребёнком
о
разнообразии
людей
вокруг
нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-
сиротам.
Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка
заботиться о родных закрепится у него навсегда.
Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать
удовольствие.
Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и
милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему
формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в
малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.
И самое главное, помните – воспитать доброту
можно только добром