Напоминание

Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира


Автор: Артеменко Анна Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Кризская ООШ"
Населённый пункт: ЛНР, Марковский м.о., с. Кризское, ул. Советская 12а
Наименование материала: Доклад с презентацией
Тема: Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Использование различных методов и приёмов обучения младших

школьников на уроках окружающего мира

Слайд 2

Урок –главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя

и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество

подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом

определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической

наполненностью, его атмосферой. В настоящее время всё более актуальным в

образовательном процессе становится использование в обучении методов и

приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать

необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить

объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций

Слайд 3

Типы уроков окружающего мира:

1. Урок –наблюдение

2. Урок-поиск

3. Урок-дискуссия

4. Урок-практикум

5. Урок-игра

6. Урок творчества

Слайд 4

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется

следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

2. Учёт целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих

методов познания

3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника.

Каждый тип урока имеет чёткую структуру. Она определяется тем главным

методом обучения, который отражает его специфику.

Слайд 5

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных

методов, как более действенных и эффективных.

1. Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия

«учитель=ученик». Это такие методы, которые предполагают равнозначное

участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как

равные участники и создатели урока.

2. Интерактивные методы обучения строятся на схемах взаимодействия

«учитель=ученик» и «ученик=ученик». То есть теперь не только учитель

привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с

другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль

помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей.

Слайд 6

Выбор метода обучения, используемого на уроке, зависит от нескольких

условий

- Цели обучения;

- Уровня подготовленности учащихся;

- Возраста учащихся;

- Времени, отведённого на изучение материала;

- Оснащённости школы;

- Теоретической и практической подготовленности учителя.

Слайд 7

Использование интерактивных методов обучения на уроках окружающего

мира

Актуальность проблемы

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников:

неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления,

повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности,

разнообразие познавательных интересов, проблема привлечения и поддержки

внимания на уроках по изучению окружающего мира, организация активной и

интересной мыслительной деятельности стоит достаточно остро.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется

взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место

активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для

инициативы.

Слайд 8

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Повышение познавательной мотивации

Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга,

выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего

выбора, его объективная оценка

Воспитание лидерских качеств

Умение работать с командой и в команде

Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность

по достижению результата

Слайд 9

Интерактивные методы и приемы, используемые на уроках

окружающего мира

«Мозговая атака»

«Ассоциативный куст»

Предугадывание

Синквейн

Предвидение

«Незаконченное предложение»

«Микрофон»

«Займи позицию»

«Ты мне – я тебе»

Чтение с пометками

Слайд 10

Применение интерактивных технологий на различных этапах урока (по

принципу рациональности и целесообразности)

Актуализация

1. «Мозговая атака»

2. Ассоциативный куст»

3. Предугадывание

4. Микрофон

Слайд 11

Осознание содержания

1.

Система подсказок «Помощник»

2.

Работа в парах

3.

Работа в группах «Пазл», «Сборщики»

4.

Чтение с пометками, «С мира по нитке»

Слайд 12

Рефлексия

1.

Синквейн

2.

Незаконченное предложение

3.

Микрофон

4.

«Займи позицию»

5.

«Ты мне – я тебе»

Слайд 13

Метод «Ассоциативный куст»

Суть метода: учитель даёт ключевое слово, а ученики записывают вокруг него

все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между

понятиями.

Слайд 14

Пример: на уроке по теме «Лес» ученикам предлагают назвать ассоциации со

словом «лес» (заповедник, растения, грибы, пища, деревья, насекомые, животные и

т. д.).

Слайд 15

Синквейн – это краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то

предмета или явления.

С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а

также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется

синквейн.

Слайд 16

Слайд 17

Метод «Чтение с пометками»

Слайд 18

Метод «Займи позицию»

Методика «займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть

сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное

обсуждение вопроса.

Пример использования: тема урока — зима. Ученики делятся на две группы:

«ЗА» (кому нравится зима) и «ПРОТИВ» (кому не нравится зима). Каждая группа

приводит свои аргументы.

1 группа «ЗА» (кому нравится зима)

Зима укрывает землю пуховым одеялом

Деревьям дарит белые шапки и шубки

Хорошо развлекаться ребятам

Можно кататься на санках и играть в снежки

2 группа «ПРОТИВ» (кому не нравится зима)

Заносит дороги и затрудняет движения транспорта

От тяжести снега ломаются ветви деревьев, рвутся провода

Увеличивается травматизм

Очень мерзнут руки и ноги

Птицам и животным трудно найти пищу.

Слайд 19

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия,

позволяет каждому ребенку побывать в разной роли.

Группы могут быть постоянные и сменные, могут формироваться произвольно, по

желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель

заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов

учеников и характер межличностных отношений.

Слайд 20

Метод «Сборщики» (для развития познавательной мотивации, логического

мышления)

Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать слова по теме

урока.

Слайд 21

Метод «С мира по нитке»

(для обобщения, закрепления, повторения изученного

материала)

Учащимся предлагается написать по 2-3 предложения по теме урока, затем,

объединившись в пары, ребята составляют рассказ, используя написанные

предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее

полные и логически завершённые.

Слайд 22

Метод «Незаконченное предложение»

(для выявления степени сформированности определённого понятия)

Например, «Семья – это…»,

«Бережно относиться к природе, значит, …»

Слайд 23

Метод «Поиск соответствий»

При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие

слова или выражения описанию, причём это задание рекомендуется сделать до

того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание

для закрепления смысла понятий.

Слайд 24

Метод «Микрофон»

(применяется при итоговой рефлексии).

Слайд 25

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика

активным участником педагогического процесса, формировать и развивать

познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных

методов содействуют формированию творческой, активной личности, способной

меняться в меняющемся мире.



В раздел образования