Автор: Николаиди Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Свердловская область, Сухоложский район, село Талица
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Маленькие победы большого воспитания
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Методическая разработка
детско-родительского мероприятия,
направленного на сохранение семейных ценностей
и укрепление института семьи
"Волшебный мир детства"
Автор:
Николаиди Н.Ю.
Воспитатель
Курьи
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья – это основная среда, в которой человек должен учиться творить
добро. Актуальность данной методической разработки заключается в том,
что во все времена семья и супружеские отношения занимали особое и
важное место в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие
семьи были ключом к их стабильности. Государство заинтересовано в
сохранении и укреплении семьи. Каждому человеку, независимо от возраста,
нужна крепкая и надежная семья. Социально-экономические изменения в
современном
обществе
привели
к
увеличению
количества
разводов,
распространению
не
зарегистрированных
браков,
снижению
роли
материнства и отцовства и изменениям в системе ценностных ориентаций
для создания семьи среди современной молодежи. В этих условиях особенно
остро стоит потребность в формировании семейных ценностей у молодого
поколения, способствующих укреплению института семьи в российском
обществе. Список
основных
семейных
ценностей,
несомненно,
будет
уникальным для каждой семьи. У каждого из нас должно быть четкое
представление о семейных ценностях, которые помогают укрепить основы
для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных
ценностей
современных
подростков
необходимо
выбирать
ценности,
которые остаются важными, значимыми во все времена для создания,
укрепления и сохранения семьи, приемлемые для обучения в любом
школьном возрасте. Эти ценности включают любовь, уважение, родство,
дом,
здоровье,
семейную
жизнь,
традиции,
обычаи
и
др. Процесс
формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере
родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье,
психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не
всегда
обладают
достаточной
педагогической
грамотностью,
учебное
заведение
должно
оказать
им
профессиональную
помощь.
Задача
образовательной организации – актуализировать чувство сопричастности
ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать
правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание
детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных
ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках работы
дополнительного образования детей.
Цель данной
методической
разработки
–
пропаганда
и
организация
совместной деятельности семьи, для укрепления взаимопонимания родителей
и детей, укрепления семейных ценностей.
Задачи:
повышение образовательного уровня семей в воспитании детей;
организация и проведение культурно-досуговых мероприятий для детей и их
родителей;
оказание помощи в сохранении и укреплении семейных ценностей;
создание условий для повышения и реализации духовного, социально-
психологического и творческого потенциала семей.
Целевая
группа: учащиеся
объединений
Центра
дополнительного
образования.
Ожидаемые результаты:
Для семьи:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня семейной культуры.
Для родителей:
- совершенствование родительской эффективности;
- освоение роли поддерживающего родителя.
Для ребенка:
- готовность к позитивным контактам со взрослыми;
- овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
- формирование позитивного образа семьи.
Форма проведения мероприятий: индивидуальная и групповая.
Индивидуальная форма работы представляет собой беседу (несколько бесед)
с родителями. Этот этап служит для установления личного контакта между
педагогом и родителем ребенка, для ознакомления с проблемами, которые
можно решить в проведении совместных мероприятий детьми.
При групповой форме работы осуществляется план мероприятий с детьми и
их родителями.
Структура методической разработки:
Блок I. “Ребенок. Как с ним общаться?” – этот блок посвящен беседам о
детско-родительских отношениях. В нем даются такие понятия как стиль
семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка,
как правильно разрешать конфликты с ребенком и т.д.
Блок II. Тренинг детско-родительских отношений – тренинг направлен на
изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них
конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми, а так же на
повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.
В конце каждого занятия родителям выдается памятка, в которой вынесены
основные понятия занятия, а так же дополнительные сведения по данной
теме. В конце прилагается список литературы, которую при желании
родители могут почитать в целях дополнительного самообразования.
Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
Досуговая программа – это составляющая часть данной методической
разработки.
Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение
содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру
личности,
способствуют
укреплению
семейных
связей,
улучшению
социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на
индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и
наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Потенциал
досуговых
мероприятий
демонстрирует
широкие
просветительские,
познавательные,
коммуникативные,
воспитательные,
творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет
условия
для
личностного
самовыражения,
самореализации,
свободы
общения, доступности, личностной социализации.
Чем интереснее будет
досуг, тем ближе будут взаимоотношения
родителей, детей и учителей.
Направления досуговых мероприятий:
– познавательные;
– общеразвивающие;
– оздоровительные;
– праздничные;
– развлекательные.
Учебно-тематический план мероприятий по укреплению семейных
ценностей, поддержки семей с детьми
№
п/п
Наименование
мероприятий
Направленность
мероприятия
Сроки
реализации
Ожидаемый результат
1
Семейная
экологическая
акция
«Поможем
пернатым
друзьям»
Экологическое
просвещение
Сентябрь
Родители и дети
изготавливают кормушки
для птиц и заботятся о
них. Мероприятие
позволяет сплотить детей
и родителей в общем,
полезном экологическом
деле.
2
Фотовыставка
«Мой папа
самый
классный!»
Информационно-
познавательное
Октябрь
Дети и родители
совместно делают
фотовыставку с
информацией об
увлечениях своих отцов.
Данное мероприятие
позволяет повысить
интерес детей к
увлечениям своих
родителей.
3
Творческая
мастерская
"Для милых
мам"
Декоративно-
прикладное
Ноябрь
Дети знакомятся с
историей празднования
Дня Матери. У них
закрепляются
представления о
семейных ценностях,
традициях.
4
Мастер –
класс
"Семейный
оберег"
Досуговое
Декабрь
Родители совместно с
детьми изготавливают
семейный оберег своими
руками. Мероприятие
позволяет познакомить
родителей и детей с
историей различных
семейных оберегов, их
предназначением, с
различной техникой
выполнения.
5
Родительское
собрание
"Моя семья-
моя опора"
Социальное
Январь
Родительское собрание
позволит привлечь
внимание родителей к
воспитательно-
образовательному
процессу в Центре
дополнительного
образования.
6
"Мама, папа,
брат и я –
творческая
семья!"
Духовно-
нравственное
Февраль
У детей углубляются
представления о семье как
частичке общества,
страны. Появится
желание рассказывать о
семейных ценностях и
традициях.
7
Мастер –
класс «Цветок
семейного
счастья»
Художественно-
творческое
Март
Родители изготавливают
цветы –ромашки из
подручного материала, в
центре размещают фото
ребёнка, а затем на
каждом лепестке напишут
ласковые слова в адрес
своего ребёнка. Работа
позволяет укрепить
доверительные
отношения между
родителями и детьми.
8
Литературная
гостиная
"Всегда
вместе"
Культурно-
досуговое
Апрель
Мероприятие позволит
обогатить знания детей о
роли мамы в их жизни
через раскрытие образа
матери в поэзии.
9
Квест – игра
"Семейный
калейдоскоп"
Май
Данное мероприятие
будет интересно детям и
их родителям. Игровая
программа поможет
семьям больше узнать о
семейных ценностях и
традициях.
Заключение
В современном ритме жизни у людей нет времени на близких, на воспитание
детей, на создание семейного очага. Таким образом, с каждым днем, с
каждым новым поколением теряются семейные ценности, падает авторитет
старшего поколения, забываются семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Оглядываясь на опыт прошлых поколений, можно увидеть большие и
дружные семьи, где люди работают вместе, отдыхают, обедают за одним
столом, отмечают праздники, уважают и чтят пожилых людей. В то время
было много традиций и не было тех проблем, которые сегодня угнетают
современные
семьи.
Поэтому,
возрождение
и
укрепление
семейных
ценностей является важнейшей задачей, стоящей перед обществом и школой
в настоящее время.