Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого языка


Автор: Ерохова Наталья Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: СОГБОУ "Шумячская лесная школа-интернат"
Населённый пункт: п. Шумячи Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО

ЯЗЫКА»

Аннотация: В представленной методической разработке

рассматривается проблема целенаправленного формирования

универсальных учебных действий (УУД) в контексте преподавания

немецкого языка как второго иностранного. Анализируется специфика

интеграции компонентов УУД (регулятивных, познавательных,

коммуникативных, личностных) в предметное содержание

иноязычного образования. Разработка раскрывает систему методов,

приемов и типов заданий, обеспечивающих не только усвоение

языковых навыков, но и развитие метапредметных компетенций.

Особое внимание уделяется механизмам проектирования урока,

критериям отбора учебного материала и технологии оценивания

сформированности УУД. Материал предназначен для учителей

немецкого языка, методистов и студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), немецкий

язык как второй иностранный, метапредметные результаты,

регулятивные действия, познавательные действия, коммуникативные

действия, личностные действия, технология заданий, рефлексивная

деятельность.

1. Введение: Актуальность формирования УУД в контексте

иноязычного образования

Современные Федеральные государственные образовательные

стандарты (ФГОС) определяют в качестве ключевого результата

образования не сумму предметных знаний, а способность ученика к

саморазвитию и непрерывному обучению, обеспеченную

сформированностью универсальных учебных действий (УУД).

Иностранный язык, в частности немецкий, в силу своей интегративной

природы, сочетающей лингвистический, социокультурный и

коммуникативный компоненты, представляет собой уникальную

образовательную среду для развития метапредметных умений.

Актуальность данной разработки обусловлена необходимостью

преодоления традиционного подхода, при котором урок немецкого

языка ориентирован преимущественно на формирование

узкопредметных навыков (лексика, грамматика, аудирование). В

условиях часто ограниченного количества учебных часов (особенно

для немецкого как второго иностранного) эффективность обучения

напрямую зависит от его способности решать комплексные задачи:

обучая языку, одновременно развивать мышление, регулятивные

способности и социальную компетентность учащегося.

Таким образом, центральная проблема заключается в проектировании

такого учебного процесса по немецкому языку, где предметные и

метапредметные цели будут достигнуты в органичном единстве. Это

требует от учителя не только владения языком и методикой, но и

понимания структуры УУД, механизмов их формирования и

инструментов интеграции в конкретную учебную ситуацию.

2. Теоретико-методологические основы: специфика УУД в

предметной области «Немецкий язык»

Универсальные учебные действия — это обобщенные способы

деятельности, обеспечивающие возможность самостоятельного

усвоения новых знаний и умений. В контексте обучения немецкому

языку каждый блок УУД приобретает предметную специфику.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию и управление учебной

деятельностью. На уроке немецкого языка они формируются через:

Целеполагание: формулировка учеником не абстрактной цели

(«выучить тему»), а конкретной, измеримой и контекстуальной задачи

(например, «научиться рассказывать о своих планах на выходные,

используя конструкцию Ich habe vor, ... zu + Infinitiv»).

Планирование: составление алгоритма выполнения задания

(например, последовательность действий при аудировании: 1)

просмотреть вопросы, 2) выделить ключевые слова, 3) прослушать

текст первый раз для общего понимания, 4) прослушать второй раз

для деталей).

Прогнозирование: предвосхищение содержания текста по заголовку,

иллюстрациям; определение возможных грамматических трудностей.

Контроль и коррекция: самопроверка письменного задания по

эталону, взаимопроверка в парах, использование листа самоконтроля

для отслеживания прогресса в лексике.

Оценка: рефлексия успешности коммуникации, анализ допущенных

ошибок как ресурса для развития.

Познавательные УУД включают общеучебные и логические

действия, а также действия постановки и решения проблем.

Работа с информацией: поиск необходимой информации в

аутентичных текстах (объявления, расписания, короткие статьи), ее

анализ, сравнение (например, сравнение систем образования в

Германии и России), синтез (составление ментальной карты по теме

«Umwelt»), преобразование (перевод таблицы в устный комментарий).

Логические действия: установление причинно-следственных связей

в тексте, формулировка выводов, классификация лексики по

тематическим группам, грамматических явлений по признакам.

Символико-моделирование: создание и использование опорных

схем (например, схемы склонения артиклей), грамматических

моделей, кластеров для подготовки монологического высказывания.

Коммуникативные УУД являются ядром иноязычного образования и

выходят за рамки простого обмена фразами. Они включают:

Речевая деятельность: полноценное участие в диалоге, монолог,

ведение дискуссии с соблюдением норм целевого языка.

Социальная компетентность: учет позиции собеседника, умение

разрешать коммуникативные затруднения (использование клише

типа Wie bitte?, Können Sie das wiederholen?), способность

инициировать и поддерживать беседу.

Кооперация: продуктивная работа в паре и группе для решения

учебной задачи (проект, ролевая игра, совместное составление

рассказа).

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию

учащихся.

Смыслообразование: осознание практической и личностной

значимости изучения немецкого языка (для карьеры, путешествий,

доступа к информации).

Нравственно-этическая оценка: формирование толерантности,

уважения к культуре и традициям немецкоязычных стран,

преодоление стереотипов.

Самоопределение: развитие идентичности в поликультурном мире,

осознание себя как носителя родной культуры в диалоге с иной.

3. Методическая система формирования УУД на различных

этапах урока немецкого языка

Формирование УУД должно быть не эпизодическим, а системным,

пронизывающим все этапы урока.

1. Мотивационно-целеполагающий этап. Вместо объявления темы

учителем эффективно использование проблемной ситуации или

провокационного вопроса (Stimmt das? In Deutschland trinkt man zum

Frühstück nur Kaffee.). Это побуждает учащихся к выдвижению гипотез,

формулированию познавательного вопроса, что формирует

регулятивные (целеполагание) и познавательные (логические) УУД.

Цель урока формулируется совместно с учениками на русском или

доступном немецком языке.

2. Этап актуализации знаний и первичного ознакомления с

материалом. Здесь ключевую роль играют приемы, развивающие

познавательные УУД. Например, при введении новой лексики по теме

«Stadt» учащимся предлагается не просто заучить слова, а

сгруппировать их по признакам (Gebäude, Verkehr, Menschen),

установить ассоциативные связи, предугадать значение слов по

контексту или словообразовательным элементам (der Fahrer, die

Fahrkarte, fahren). Работа с аудио- или видеотекстом предваряется

заданиями на прогнозирование содержания по визуальному ряду или

заголовку.

3. Этап тренировки и применения знаний (речевая практика). На

этом этапе доминируют коммуникативные и регулятивные УУД.

Парная и групповая работа с четким распределением ролей и

конечного продукта (например, составление диалога-интервью,

планирование совместной экскурсии по городу). Учитель дает время

на планирование и репетицию.

Проектные задания мини-формата: создание постера «Meine

Traumstadt», инфографики «Typisch deutsch?», комикса. Это требует

интеграции всех групп УУД: от планирования и поиска информации до

презентации и оценки.

Ролевые игры и проблемные дискуссии (Sollte man Schuluniform

einführen?), где необходимо аргументировать свою точку зрения,

учитывать мнение других, искать компромисс.

4. Контрольно-оценочный и рефлексивный этап. Формирование

регулятивных УУД напрямую связано с развитием навыков

самоконтроля и адекватной самооценки.

Использование критериальных рубрик (чек-листов) для оценки

монолога, диалога или письменного высказывания. Ученик заранее

знает критерии (содержание, лексика, грамматика, произношение,

взаимодействие) и может использовать их для самооценки.

Рефлексивные вопросы в конце урока или модуля на русском или

немецком языке: Was kann ich jetzt besser? Was war schwierig? Wie

habe ich mit meinem Partner gearbeitet?

Ведение «Языкового портфеля» (Sprachenportfolio), где ученик

собирает свои лучшие работы, фиксирует цели и отслеживает

собственный прогресс, что способствует развитию личностного

смыслообразования и регулятивных действий.

4. Типология заданий для развития конкретных групп УУД (на

примере немецкого языка)

Для регулятивных УУД:

«План моего выступления»: составить пошаговый план монолога (о

чем скажу в начале, какие аргументы приведу, как закончу).

«Корректор»: найти и исправить преднамеренно допущенные ошибки

в тексте.

«Оценочная лесенка»: отметить галочкой на нарисованной лестнице,

на какой ступеньке находится твое умение понимать речь на

слух/говорить и т.д. до и после изучения темы.

Для познавательных УУД:

«Денотатный граф» или «Кластер»: графически организовать

лексику по теме (например, «Gesund leben»).

«Верные/неверные утверждения» (Richtig/Falsch) к тексту: до и

после чтения/прослушивания.

«Найди лишнее» (Finde das überflüssige Wort) в логико-

семантическом ряду.

«Сравнительная таблица»: заполнение таблицы по результатам

анализа двух текстов или культурных явлений.

Для коммуникативных УУД:

«Информационный пробел» (Information Gap): у партнеров (А и В)

разные части информации, которую необходимо объединить, задавая

вопросы на немецком языке.

«Дебаты» (Jeder gegen Jeden) по упрощенным правилам на

актуальные темы.

«Совместное создание продукта»: написание общего рассказа в

группе, где каждый добавляет по одному предложению.

«Интервью с гостем» (роль гостя может исполнять учитель или

подготовленный ученик).

Для личностных УУД:

Эссе или мини-сочинение рефлексивного характера: «Warum lerne

ich Deutsch?», «Was habe ich über die deutsche Mentalität neu gelernt?».

Проекты социальной или культурологической

направленности: «Deutsche Spuren in unserer Stadt», «Ökologischer

Fußabdruck unserer Klasse».

5. Критерии эффективности и диагностика сформированности

УУД

Эффективность процесса формирования УУД оценивается не по

разовым успехам, а по динамике развития метапредметных умений.

Диагностика может быть:

Наблюдение: фиксация учителем уровня участия ученика в

планировании, качестве работы в группе, использовании стратегий

саморегуляции.

Анализ продуктов деятельности: эссе, проекты, записи в языковом

портфеле, аудиозаписи диалогов.

Специальные диагностические процедуры: рефлексивные анкеты,

опросники, методы самооценки по предложенным шкалам.

Метод экспертной оценки при защите проектов.

Критерием успешности учителя является переход от внешней

организации действий ученика к его внутренней инициативе: ученик

самостоятельно ставит адекватную учебную задачу, выбирает

эффективные стратегии для ее решения, корректирует свои действия

и адекватно оценивает результат.

Заключение

Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого

языка — это не дополнительная нагрузка, а новая методологическая

основа, перестраивающая весь образовательный процесс в сторону

большей осознанности, самостоятельности и эффективности.

Интеграция УУД в предметное содержание превращает изучение

иностранного языка из цели в средство развития личности, способной

к непрерывному самообразованию, межкультурному диалогу и

решению комплексных жизненных задач. Реализация данной

методической системы требует от учителя пересмотра собственной

профессиональной позиции: от транслятора знаний к конструктору

образовательных ситуаций, тьютору и фасилитатору, создающему

среду для метапредметного роста каждого ученика. Урок немецкого

языка, построенный на этих принципах, вносит значимый вклад в

достижение стратегических целей современного образования.



В раздел образования