Напоминание

"Гендерное воспитание детей"


Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Гендерное воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

Гендерное воспитание детей.

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и

то, как это поведение воспринимается.

Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими

людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными

прохожими и т. д.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих

мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной

социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое

на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка

существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств

личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо

мальчик, и обозначают себя соответствующим образом

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям

становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся

мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не

изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

1.

Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше

способности к общению и коммуникации.

2.

У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое.

Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а

мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и

объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

3.

Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. К подростковому

возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно

одинаковым.

4.

У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего

мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются

в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они

могут тихо заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и

травматизм среди мальчиков в 2 раза выше.

5.

Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на

раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление,

что девочки более внимательны и работоспособны. Зато, когда

мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже

истощаются и снижают темп.

6.

В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал

хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их

оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам —

совместный анализ их действий.

7.

Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы.

Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций.

Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

8.

Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости.

9.

Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.

Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх

меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся

доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

10.Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях (т. е.

способность к разговорной, связанной речи), а мальчики сильнее девочек

в визуально-пространственных способностях (способность к зрительным

образам).

11.У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при

этом они более агрессивны, чем девочки.

12.Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем

мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами,

тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами.

13.На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков –

окружающая среда.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая

детей дошкольного возраста.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1.

Семья.

2.

Педагогический коллектив детского сада.

3.

Окружение ребенка.

Рекомендации родителям

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям

своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу

также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти

жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом. Отношения,

сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования

гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером,

проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают

это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и

счастливую семью. Никогда не надо забывать, что перед вами не просто ребенок,

а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления,

эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:

они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше

ровесников-мальчиков.

Надо помнить, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина

— девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в

детстве с ними — неверно и бесполезно.

2.- Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать

соответствующие игры, а у девочек — крупную (игры с мячом).

- Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними,

а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных

вариантов поиска, совместного обсуждения.

- Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать

указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

- Используйте чаще разные головоломки для девочек.

- Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом

обсуждайте их с ними.

- Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством;

используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с

математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать

математические представления для них более конкретными, доступными для

понимания.

- Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь

переключить эти особенности на трудовую деятельность.

- Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия,

фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими

достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

3.Организация предметно-развивающей среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности

ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в

совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной

идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей

среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков

и для девочек).

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В формировании

будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения,

ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и

профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни.

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная

игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально

положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины,

папы или мамы. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в

обществе. В сюжетно-ролевых играх мальчики играют в путешествия, войны с

игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки

играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет

пистолет, кораблик, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель. Выбор

ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,

по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-

разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно,

не так, как мы — взрослые.



В раздел образования