Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Гендерное воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Гендерное воспитание детей.
Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и
то, как это поведение воспринимается.
Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими
людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными
прохожими и т. д.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих
мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной
социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое
на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка
существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств
личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся
мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не
изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Гендерные различия детей дошкольного возраста
1.
Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше
способности к общению и коммуникации.
2.
У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое.
Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а
мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и
объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
3.
Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. К подростковому
возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно
одинаковым.
4.
У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего
мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются
в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они
могут тихо заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и
травматизм среди мальчиков в 2 раза выше.
5.
Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на
раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление,
что девочки более внимательны и работоспособны. Зато, когда
мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже
истощаются и снижают темп.
6.
В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал
хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их
оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам —
совместный анализ их действий.
7.
Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы.
Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций.
Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
8.
Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости.
9.
Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх
меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся
доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
10.Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях (т. е.
способность к разговорной, связанной речи), а мальчики сильнее девочек
в визуально-пространственных способностях (способность к зрительным
образам).
11.У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при
этом они более агрессивны, чем девочки.
12.Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем
мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами,
тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами.
13.На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков –
окружающая среда.
Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая
детей дошкольного возраста.
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
1.
Семья.
2.
Педагогический коллектив детского сада.
3.
Окружение ребенка.
Рекомендации родителям
Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям
своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу
также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти
жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом. Отношения,
сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования
гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером,
проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают
это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и
счастливую семью. Никогда не надо забывать, что перед вами не просто ребенок,
а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления,
эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:
они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше
ровесников-мальчиков.
Надо помнить, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина
— девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в
детстве с ними — неверно и бесполезно.
2.- Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать
соответствующие игры, а у девочек — крупную (игры с мячом).
- Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними,
а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных
вариантов поиска, совместного обсуждения.
- Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать
указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
- Используйте чаще разные головоломки для девочек.
- Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом
обсуждайте их с ними.
- Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством;
используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с
математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать
математические представления для них более конкретными, доступными для
понимания.
- Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь
переключить эти особенности на трудовую деятельность.
- Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия,
фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими
достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
3.Организация предметно-развивающей среды
Среда является одним из основных средств социального развития личности
ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в
совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной
идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей
среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков
и для девочек).
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В формировании
будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки.
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения,
ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
Дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и
профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная
игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально
положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины,
папы или мамы. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в
обществе. В сюжетно-ролевых играх мальчики играют в путешествия, войны с
игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки
играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет
пистолет, кораблик, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель. Выбор
ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,
по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-
разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно,
не так, как мы — взрослые.