Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16"
Населённый пункт: с. Чернуха, г.о.г. Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО -
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Морозова Ольга Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16", с. Чернуха, г.о.г. Арзамас,
Нижегородская область
Аннотация.
Статья
рассматривает
значимость
нравственно-
патриотического
воспитания
в
дошкольном
возрасте
как
основы
формирования целостной личности. Основное внимание уделено роли семьи
и родительского примера в передаче ценностей через эмоциональное
взаимодействие. Описаны методы и формы семейного воспитания, включая
совместные мероприятия и праздники, которые способствуют развитию
патриотизма
и
гражданской
ответственности
у
детей.
Также
предложены практические рекомендации для родителей.
Ключевые слова:
нравственно-патриотическое воспитание детей,
формирование личности дошкольников, влияние семьи на воспитание,
совместная
деятельность
родителей
и
детей,
методы
семейного
воспитания, культурное наследие и традиции.
Нравственно-патриотическое воспитание, заложенное в дошкольном
возрасте,
является
фундаментом
формирования
целостной
личности,
обладающей высокими моральными и гражданскими качествами. Именно в
этот
период
закладываются
базовые
установки,
которые
определяют
отношение ребенка к окружающему миру, к своей Родине и семье. Семья
выступает
первичным
воспитательным
институтом,
влияющим
на
формирование
устойчивых
ценностных
ориентиров
у
детей
через
непосредственное взаимодействие, эмоциональное погружение и передачу
культурного наследия. Воспитание в семье создает условия для развития
нравственно-патриотических
чувств,
направленных
на
понимание
значимости своей истории, культуры и общенациональных традиций.
Теоретически нравственно-патриотическое воспитание основывается
на взаимосвязи нравственных и патриотических компонентов, мозговая
деятельность ребенка в дошкольном возрасте характеризуется высокой
пластичностью, что обуславливает эффективность раннего воздействия
воспитательных
факторов.
Компоненты
воспитания
охватывают
формирование сознательного отношения к нормам морали, развитию чувства
гордости за свою родину, уважения к семейным и национальным традициям.
Эмоциональное
развитие
дошкольников,
особое
внимание
уделяется
формированию
позитивных
аффективных
переживаний,
способствует
усвоению нравственных норм не только на когнитивном, но и на
эмоциональном уровне. В этот период доминируют игровые и образные
методы, на которые ориентировано воспитание.
Влияние
семейного
воспитания
в
становлении
патриотизма
и
нравственных ценностей у детей подтверждается ролью родительского
примера — именно через наблюдение за поведением близких ребенок
усваивает
модели
взаимодействия,
ценностные
ориентиры
и
нормы
поведения. Семейные традиции, которые закрепляются в повседневной
жизни, служат средством передачи культурного и исторического опыта,
способствуют развитию чувства принадлежности к общему наследию.
Совместная деятельность (например, подготовка к праздникам, выполнение
обрядов) усиливает эмоциональную связь ребенка с семьей и страной,
формируя осознанное отношение к ее символам и истории. Эмоциональная
поддержка со стороны родителей создает благоприятный климат для
формирования нравственной позиции и патриотических чувств.
Методы и формы семейного воспитания нравственно-патриотических
чувств разнообразны и ориентированы на интеграцию традиционных и
современных подходов. Рассказы о родине, включающие рассказы о местных
достопримечательностях, исторических событиях или значимых личностях,
служат средствами формирования культурной идентичности. Семейные
праздники и ритуалы (например, отмечание государственных праздников или
памятных дат) создают эмоционально насыщенную и значимую для ребенка
среду. Совместное изучение истории и культуры через книги, экскурсии,
творчество развивает познавательные способности и желание участвовать в
жизни
общества.
Значимой
формой
становится
совместное
участие
родителей и детей в волонтерских и патриотических мероприятиях, что
позволяет ребенку видеть реальный пример социальной ответственности и
гражданской активности.
Партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения
играет
ключевую
роль
в
консолидации
воспитательных
усилий.
Сотрудничество родителей и педагогов обеспечивает единый подход к
формированию
нравственно-патриотических
установок
у
ребенка,
максимально учитывая специфику развития и индивидуальные особенности
дошкольника. Взаимодействие может реализовываться через организация
совместных
проектов,
тематических
мероприятий
и
праздников,
где
родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Подобные формы работы способствуют обмену опытом, укрепляют доверие
и создают единое воспитательное пространство, направленное на улучшение
результатов воспитания.
Работая над формированием патриотических чувств, я активно
включаю в этот процесс родителей. Моей задачей является не только дать
ребёнку знания, но и создать единое воспитательное пространство «детский
сад – семья».
Так, в проекте «Профессии рядом с нами» я предложила семьям
вместе
с
детьми
подготовить
мини-презентации
о
профессиях
родственников. Родители приносили фотографии, предметы, связанные с их
трудом, участвовали в тематических беседах. Дети с большой гордостью
рассказывали о работе своих мам и пап, что способствовало формированию
уважительного отношения к труду и людям, которые нас окружают.
А в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» я предложила
семьям поделиться семейными историями, связанными с военным временем.
Некоторые родители приносили письма и фотографии своих дедушек и
бабушек. Мы аккуратно и тактично знакомили детей с подвигами людей,
которые защищали нашу страну.
Таким образом, роль семьи в воспитании нравственно-патриотических
чувств у детей дошкольного возраста является определяющей. Через
активное использование разнообразных методов и форм воспитания, тесное
сотрудничество с образовательным учреждением и преодоление системных
трудностей возможно формировать у ребенка ценностные ориентиры,
которые станут основой его гражданской и нравственной позиции в
будущем.
Педагоги
и
родители,
достигнув
взаимопонимания
и
согласованности,
обеспечивают
условия
для
успешного
становления
личности, глубоко связанной с культурным и историческим контекстом
своей страны.
Список литературы
1.Демкович
В.И.,
Рачковская,
Н.А.
Проблема
нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной
педагогике // Московский педагогический журнал. 2023. №3.
2.Патриотическое воспитание в дошкольном образовании / Под ред.
Т.А. Баряевой. - М.: Сфера, 2018. - 144 с.
3.Шальнева О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших
дошкольников
в
условиях
реализации
Федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования
посредством
разных
видов
деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — №10 (69). — С.
10–13.