Напоминание

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16"
Населённый пункт: с. Чернуха, г.о.г. Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО -

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Морозова Ольга Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ "Чернухинский детский сад № 16", с. Чернуха, г.о.г. Арзамас,

Нижегородская область

Аннотация.

Статья

рассматривает

значимость

нравственно-

патриотического

воспитания

в

дошкольном

возрасте

как

основы

формирования целостной личности. Основное внимание уделено роли семьи

и родительского примера в передаче ценностей через эмоциональное

взаимодействие. Описаны методы и формы семейного воспитания, включая

совместные мероприятия и праздники, которые способствуют развитию

патриотизма

и

гражданской

ответственности

у

детей.

Также

предложены практические рекомендации для родителей.

Ключевые слова:

нравственно-патриотическое воспитание детей,

формирование личности дошкольников, влияние семьи на воспитание,

совместная

деятельность

родителей

и

детей,

методы

семейного

воспитания, культурное наследие и традиции.

Нравственно-патриотическое воспитание, заложенное в дошкольном

возрасте,

является

фундаментом

формирования

целостной

личности,

обладающей высокими моральными и гражданскими качествами. Именно в

этот

период

закладываются

базовые

установки,

которые

определяют

отношение ребенка к окружающему миру, к своей Родине и семье. Семья

выступает

первичным

воспитательным

институтом,

влияющим

на

формирование

устойчивых

ценностных

ориентиров

у

детей

через

непосредственное взаимодействие, эмоциональное погружение и передачу

культурного наследия. Воспитание в семье создает условия для развития

нравственно-патриотических

чувств,

направленных

на

понимание

значимости своей истории, культуры и общенациональных традиций.

Теоретически нравственно-патриотическое воспитание основывается

на взаимосвязи нравственных и патриотических компонентов, мозговая

деятельность ребенка в дошкольном возрасте характеризуется высокой

пластичностью, что обуславливает эффективность раннего воздействия

воспитательных

факторов.

Компоненты

воспитания

охватывают

формирование сознательного отношения к нормам морали, развитию чувства

гордости за свою родину, уважения к семейным и национальным традициям.

Эмоциональное

развитие

дошкольников,

особое

внимание

уделяется

формированию

позитивных

аффективных

переживаний,

способствует

усвоению нравственных норм не только на когнитивном, но и на

эмоциональном уровне. В этот период доминируют игровые и образные

методы, на которые ориентировано воспитание.

Влияние

семейного

воспитания

в

становлении

патриотизма

и

нравственных ценностей у детей подтверждается ролью родительского

примера — именно через наблюдение за поведением близких ребенок

усваивает

модели

взаимодействия,

ценностные

ориентиры

и

нормы

поведения. Семейные традиции, которые закрепляются в повседневной

жизни, служат средством передачи культурного и исторического опыта,

способствуют развитию чувства принадлежности к общему наследию.

Совместная деятельность (например, подготовка к праздникам, выполнение

обрядов) усиливает эмоциональную связь ребенка с семьей и страной,

формируя осознанное отношение к ее символам и истории. Эмоциональная

поддержка со стороны родителей создает благоприятный климат для

формирования нравственной позиции и патриотических чувств.

Методы и формы семейного воспитания нравственно-патриотических

чувств разнообразны и ориентированы на интеграцию традиционных и

современных подходов. Рассказы о родине, включающие рассказы о местных

достопримечательностях, исторических событиях или значимых личностях,

служат средствами формирования культурной идентичности. Семейные

праздники и ритуалы (например, отмечание государственных праздников или

памятных дат) создают эмоционально насыщенную и значимую для ребенка

среду. Совместное изучение истории и культуры через книги, экскурсии,

творчество развивает познавательные способности и желание участвовать в

жизни

общества.

Значимой

формой

становится

совместное

участие

родителей и детей в волонтерских и патриотических мероприятиях, что

позволяет ребенку видеть реальный пример социальной ответственности и

гражданской активности.

Партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения

играет

ключевую

роль

в

консолидации

воспитательных

усилий.

Сотрудничество родителей и педагогов обеспечивает единый подход к

формированию

нравственно-патриотических

установок

у

ребенка,

максимально учитывая специфику развития и индивидуальные особенности

дошкольника. Взаимодействие может реализовываться через организация

совместных

проектов,

тематических

мероприятий

и

праздников,

где

родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Подобные формы работы способствуют обмену опытом, укрепляют доверие

и создают единое воспитательное пространство, направленное на улучшение

результатов воспитания.

Работая над формированием патриотических чувств, я активно

включаю в этот процесс родителей. Моей задачей является не только дать

ребёнку знания, но и создать единое воспитательное пространство «детский

сад – семья».

Так, в проекте «Профессии рядом с нами» я предложила семьям

вместе

с

детьми

подготовить

мини-презентации

о

профессиях

родственников. Родители приносили фотографии, предметы, связанные с их

трудом, участвовали в тематических беседах. Дети с большой гордостью

рассказывали о работе своих мам и пап, что способствовало формированию

уважительного отношения к труду и людям, которые нас окружают.

А в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» я предложила

семьям поделиться семейными историями, связанными с военным временем.

Некоторые родители приносили письма и фотографии своих дедушек и

бабушек. Мы аккуратно и тактично знакомили детей с подвигами людей,

которые защищали нашу страну.

Таким образом, роль семьи в воспитании нравственно-патриотических

чувств у детей дошкольного возраста является определяющей. Через

активное использование разнообразных методов и форм воспитания, тесное

сотрудничество с образовательным учреждением и преодоление системных

трудностей возможно формировать у ребенка ценностные ориентиры,

которые станут основой его гражданской и нравственной позиции в

будущем.

Педагоги

и

родители,

достигнув

взаимопонимания

и

согласованности,

обеспечивают

условия

для

успешного

становления

личности, глубоко связанной с культурным и историческим контекстом

своей страны.

Список литературы

1.Демкович

В.И.,

Рачковская,

Н.А.

Проблема

нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной

педагогике // Московский педагогический журнал. 2023. №3.

2.Патриотическое воспитание в дошкольном образовании / Под ред.

Т.А. Баряевой. - М.: Сфера, 2018. - 144 с.

3.Шальнева О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших

дошкольников

в

условиях

реализации

Федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования

посредством

разных

видов

деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — №10 (69). — С.

10–13.



В раздел образования