Напоминание

"Арт терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): путь к гармонизации и развитию"


Автор: Егунова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 20" г. Усинска
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Арт терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): путь к гармонизации и развитию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ДСОВ №20» г. Усинска

Егунова Мария Викторовна, воспитатель

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

путь к гармонизации и развитию

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия — это направление психокоррекционной и развивающей работы,

основанное на использовании художественных средств и творческого самовыражения. Для

детей с ОВЗ это не просто творчество, а безопасный инструмент коммуникации,

самопознания и адаптации.

Ключевые принципы арт-терапии:

безоценочность — отсутствует «правильно/неправильно»;

добровольность — ребёнок сам выбирает материал и способ выражения;

конфиденциальность — результаты работы не разглашаются без согласия;

процессуальность — важен не итог, а сам процесс творчества.

Почему арт-терапия эффективна для детей с ОВЗ?

У детей с особенностями развития часто ограничены вербальные способы выражения

чувств. Арт-терапия даёт альтернативные каналы:

позволяет выплеснуть эмоции без слов;

снижает тревожность и агрессию;

развивает мелкую моторику и координацию;

стимулирует познавательную активность;

формирует позитивную самооценку через успех в творчестве;

улучшает социальные навыки в групповых занятиях.

Основные направления арт-терапии для детей с ОВЗ

1.

Изотерапия (рисование, лепка, аппликация)

o

техники: пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, коллаж;

o

цели: развитие моторики, цветовосприятия, пространственного мышления.

2.

Музыкотерапия

o

активное участие (игра на инструментах, пение);

o

пассивное восприятие (прослушивание композиций);

o

цели: регуляция эмоционального состояния, развитие слухового восприятия.

3.

Сказкотерапия

o

сочинение и инсценировка сказок;

o

работа с готовыми сюжетами;

o

цели: проработка страхов, формирование моделей поведения.

4.

Танцевально-двигательная терапия

o

свободные движения под музыку;

o

ритмические упражнения;

o

цели: снятие мышечных зажимов, осознание тела.

5.

Куклотерапия

o

создание кукол;

o

кукольные спектакли;

o

цели: выражение скрытых переживаний, отработка социальных ситуаций.

6.

Песочная терапия

o

игры с песком на световом столе;

o

создание миров и сюжетов;

o

цели: снижение тревожности, развитие воображения.

Этапы работы в арт-терапии

1.

Диагностический

o

наблюдение за выбором материалов;

o

анализ первых работ;

o

выявление актуальных эмоциональных состояний.

2.

Подготовительный

o

установление доверительного контакта;

o

знакомство с материалами;

o

формирование мотивации.

3.

Коррекционно-развивающий

o

систематические занятия по индивидуальному плану;

o

постепенное усложнение заданий;

o

интеграция разных техник.

4.

Рефлексивный

o

обсуждение работ (если ребёнок готов);

o

подведение итогов;

o

планирование дальнейших шагов.

Практические техники для разных категорий детей с ОВЗ

Для детей с РАС (расстройства аутистического спектра):

рисование на больших поверхностях (мольберт, пол);

использование сенсорных материалов (песок, вода, кинетический песок);

повторяющиеся узоры и ритмы.

Для детей с ДЦП:

адаптивные инструменты (утяжелённые кисти, насадки на пальцы);

вертикальное рисование (на стене);

работа с крупными формами.

Для детей с ЗПР (задержкой психического развития):

пошаговые инструкции с визуальной поддержкой;

простые сюжеты и чёткие границы (раскраски, трафареты);

игровые элементы («дорисуй хвост котику»).

Для детей с нарушениями речи:

коллажи из картинок для составления историй;

эмоционально окрашенные образы (цвета, формы);

сочетание движения и звука (танцы с предметами).

Организация арт-терапевтического пространства

Важные условия:

безопасность — отсутствие острых предметов, токсичных материалов;

доступность — всё необходимое в зоне досягаемости ребёнка;

комфорт — хорошее освещение, удобная мебель;

вариативность — разнообразие материалов (краски, глина, ткани, природные

элементы);

зона уединения — место для отдыха при переутомлении.

Рекомендации для специалистов и родителей

1.

Начинайте с простого

Не предлагайте сложных техник сразу. Пусть ребёнок привыкнет к материалам.

2.

Следуйте за ребёнком

Если он хочет рисовать только синим — позвольте. Интерес важнее канонов.

3.

Избегайте критики

Даже если «ничего не понятно» — хвалите за попытку и усилия.

4.

Фиксируйте прогресс

Ведите дневник наблюдений (изменения в поведении, новые способы

самовыражения).

5.

Интегрируйте в повседневность

Рисование после прогулки, музыка во время уборки, сказки перед сном.

6.

Сотрудничайте с другими специалистами

Согласовывайте подходы с логопедом, дефектологом, психологом.

7.

Заботьтесь о себе

Работа с детьми с ОВЗ требует эмоциональной устойчивости. Регулярно

восстанавливайтесь.

Ожидаемые результаты

При систематической работе арт-терапия способствует:

снижению уровня тревожности и агрессии;

улучшению коммуникативных навыков;

развитию мелкой и крупной моторики;

повышению самооценки и уверенности;

формированию позитивного отношения к творчеству;

усилению мотивации к познавательной деятельности;

гармонизации эмоционального состояния.

Заключение

Арт-терапия для детей с ОВЗ — это не метод «исправления», а способ открыть мир

возможностей. Через творчество ребёнок:

находит свой голос, даже если не может говорить;

учится понимать себя и других;

обретает инструменты для преодоления трудностей.

Главное — не мастерство исполнения, а право быть услышанным через цвет, звук,

движение и образ. Позвольте ребёнку творить, и вы увидите, как раскрывается его

уникальный потенциал.



В раздел образования