Автор: Сапожкова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №40
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современный урок литературы
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
«А я всё не могу забыть бабушкиного пряника…»
по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника…»
Цели: – образовательные: совершенствование умения анализировать произведение, знать содержание произведения
В.Астафьева,
развивающие: привитие интереса к литературе, развитие творческих способностей учащихся, умение работать в малых
группах и парах,
воспитательные: воспитание нравственных качеств: честности, любви к родным людям, трудолюбия.
Основные термины, понятия: герой, автобиографический рассказ,
тема, идея, особенности творчества.
Планируемые результаты: предметный результат - умение анализировать рассказ, знать произведение В.Астафьева,
личностный результат - интерес к русской литературе, воспитание нравственных качеств,
умение работать в группе и парах, умение объективно оценивать свою работу
и работу других учащихся,
метапредметный результат - развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Ресурсы:
Презентация PowerPoint, карточки, учебник литературы
Компетенции: коммуникативная, информационная, работа в команде
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология развития критического мышления
Методы работы на уроке: частично-поисковый, исследовательский, проблемного изложения
Ход урока
Этапы урока
УУД
П – познавательные;
Р – регулятивные;
К – коммуникативные
Формы работы, приёмы
работы
Содержание работы
Деятельность учителя и
учащихся
1)Эмоциональный настрой
интерес к изучению рассказа
(личностный результат)
Приём «яркое пятно»
фронтальная работа
Здравствуйте, ребята. Сегодня на
уроке у нас гости, давайте
посмотрим на них и улыбнёмся.
Что это за корзинка? Учитель
предлагает попробовать ягоду из
туеска, но он внутри заполнен
травой. Ребята, где мы читали о
таком туеске?
2) Постановка цели урока.
Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
– целеполагание (Р);
– планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К),
-составление алгоритма работы
(Р)
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение (П);
– извлечение необходимой
информации из текстов (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания (П);
-умение полно выражать свои
мысли (К),
– фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии
(Р);
фронтальная работа,
индивидуальная работа
Слово учителя. Какой рассказ вы
прочитали дома? Как
сформулируем тему? Составьте
из слов на слайде предложение.
Запишите в тетрадь. Какие
события человек никогда не
забывает?
Как вы думаете, что мы сегодня
будем делать? Какая цель на
уроке? Какая проблема может
возникнуть?
– аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);
- определение основной и
второстепенной информации (П);
– постановка и формулирование
проблемы , планирование (Р);
3) Первичное усвоение новых
знаний
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение (П);
– подведение под понятие (П);
– постановка и формулирование
проблемы (Р);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью (К);
– аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных позиций
(К);
– осознание ответственности за
общее дело (К),
-смысловое чтение (П),
-анализ, синтез (П)
парная работа,
приёмы:
« Угадай героя», «Поиск»
Дано задание в парах «Угадай
героя» , индивидуальное задание
для одной пары –карточка
« Выбрать слова, связанные с
произведением.»
4) Первичная проверка
понимания
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение (П);
– извлечение из текста
необходимой информации (П);
– установление причинно-
следственных связей (П);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
фронтальная работа,
индивидуальная работа, работа в
парах
Ответы уч-ся по карточкам,
оценивание ответа. Эти герои
вымышленные или у них есть
прототипы? Что такое увал?
Почему мальчик мечтал о
прянике? Найдите в тексте
описание пряника.
точностью (К);
– учет разных мнений (К)
5) Первичное закрепление
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия (П);
– извлечение из текста
необходимой информации (П);
– моделирование и
преобразование моделей разных
типов (П);
– подведение под понятие (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания (П);
доказательство (П);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью (К);
– учет разных мнений (К),
– осознание ответственности за
общее дело (К)
-взаимоконтроль, самооценка (Р)
групповая работа
приём «РАФТ»
Задания по группам:
Слушаем ответы учеников.
Обсуждаем. Примерный вариант
ответа:
« Я - Витька. Я - бабушка. Я -
Санька»
1.Я - Санька, сосед и друг
Витьки. Мы недавно за ягодой в
лес ходили. Много набрали!
Особенно я! Больше всех! А
Витька не хотел собирать ягоду,
ел только, а потом говорит, что
делать, бабушка заругает. А
потом сам придумал травы
положить в туесок, а сверху
земляникой присыпать. Он так и
сделал сам. Я тут ни при чём.
Вот попадёт ему от бабушки
Петровны!
Обсуждение. Мог ли герой так
сказать? Обратимся к тексту.
Оценивание ответа. (На слайде –
критерии оценки) Почему люди
обманывают? Вас обманывали?
А вы? Что потом чувствовали?
Что чувствует Витька? Найдите
в тексте доказательства. Задайте
вопросы героям.
6)Динамическая пауза «Погуляем
– умение сотрудничать (К)
приём здоровьесбережения,
(На слайде появляется красивый
по увалу»
коллективная работа
пейзаж.) Давайте отдохнём,
погуляем, подумаем. Кто устал,
можно встать. Может быть, что-
то соберём в свой туесок
7)Подведение итогов
-выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью (К);
– формулирование и
аргументация своего мнения в
коммуникации (К);
– учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных позиций
(К);
индивидуальная работа
Напишите в тетрадь 4-5
предложений. Почему бабушка
всё-таки купила Витьке пряник?
Что мы положим в свой туесок?
Над чем заставила задуматься
книга?
8) Рефлексия (подведение итогов
занятия)
– рефлексия способов и условий
действия (Р) ,
– самооценка на основе критерия
успешности (Р);
– формулирование и
аргументация своего мнения,
учет разных мнений (К);
– планирование учебного
сотрудничества (К);
-развитие знаково-символических
УУД (П)
индивидуальная,
фронтальная
Инд.задание. Как вы думаете, в
учебнике литературы 2050 года
будет рассказ Астафьева?
Почему?
На доске инд.задание - кластер
«Назвать 5 причин, почему
нужно прочитать этот рассказ.»
Почему так называется это
произведение? Вернёмся к теме
урока. Почему писатель на всю
жизнь запомнил историю с
пряником? А что вы никогда не
забудете?
Что понравилось на уроке? Что
не успели сделать?
9) Выставление оценок
– контроль и оценка процесса и
результатов деятельности (Р);
– самооценка на основе критерия
успешности (Р);
фронтальная, индивидуальная
Какие оценки вы поставите
своим товарищам? Какой ответ
особенно понравился? Оцените
свою работу на уроке. Поставьте
-умение сотрудничать (К);
на карточке в виде пряника
оценку себе . Поднимите руку,
кто себе поставил 5? А кто
сегодня заработал пряник? Кто
очень активно работал?
10) Информация о домашнем
задании, инструктаж по его
выполнению
– извлечение из текста
необходимой информации (П);
– формулирование и
аргументация своего мнения,
учет разных мнений (К);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью (К)
индивидуальная
Выполни одно задание.
1.Напиши о поступке, который
ты больше не совершишь.
2.Напиши сочинение «Моя
любимая бабушка».
3.Прочитай ещё один рассказ из
книги Астафьева «Последний
поклон».
11) Эмоциональная рефлексия
– оценка процесса и результатов
деятельности (Р)
индивидуальная
Нарисуйте на карточке улыбку
коню, если вы поняли на уроке
что-то важное для себя.