Автор: Переверзина Мария Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №7 "Ярославна"
Населённый пункт: г. Рубцовск
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Роль дополнительного образования в формировании творческих способностей дошкольников"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»
Алтайский край город Рубцовск
_____________________________________________________________________________
658223 г. Рубцовск, пр. Рубцовский, 55
Тел.(38557) 4-68-59, 4-60-18
Педагогическая статья
Роль дополнительного образования в развитии
творческих способностей дошкольников
Автор: Педагог дополнительного
образования
Переверзина Мария Михайловна
г. Рубцовск
2025
Современное общество предъявляет все более высокие требования к
уровню развития личности, ее способности к саморазвитию, нестандартному
мышлению и творческому подходу к решению задач. Одним из важнейших
этапов формирования этих качеств является дошкольный возраст — период
активного познания мира, становления эмоциональной сферы, воображения и
творческого
потенциала
ребенка.
Дополнительное
образование
для
дошкольников выступает как мощный ресурс поддержки и развития
творческих способностей, дополняя и обогащая процесс воспитания и
обучения в детском саду и семье.
Под дополнительным образованием дошкольников понимается система
образовательных программ и мероприятий, направленных на всестороннее
развитие личности ребенка, его интересов и способностей сверх требований
основной образовательной программы дошкольного образования.
Основными целями дополнительного образования являются:
- Развитие индивидуальности ребенка;
- Формирование базовых навыков творческой деятельности;
- Обогащение эмоционального и познавательного опыта;
- Подготовка к обучению в школе и дальнейшему самообразованию.
Творческие способности у дошкольников проявляются в форме
фантазии, оригинальности, инициативности, умении видеть необычное в
обычном. Успешное их развитие зависит от создаваемой образовательной
среды,
которая
должна
быть
доброжелательной,
стимулирующей
и
вариативной.
К ключевым компонентам творческих способностей относятся:
- Воображение;
- Нестандартное мышление;
- Эмоциональная отзывчивость;
- Способность к символизации (рисование, театр, конструирование);
- Умение экспериментировать.
Система дополнительного образования предоставляет широкие возможности
для реализации творческого потенциала каждого ребенка. Это достигается за
счет:
1. Индивидуализации обучения – педагоги учитывают интересы, склонности
и темпы развития каждого ребенка.
2. Разнообразия образовательных программ – кружки по изобразительной
деятельности, музыке, театрализованной игре, хореографии,
конструированию и другим направлениям позволяют ребенку попробовать
себя в разных видах творчества.
3. Игровых и проектных методов обучения – игровые формы и проектная
деятельность стимулируют самостоятельность, инициативу и творческий
поиск.
4. Создания развивающей среды – доступ к разнообразным материалам,
возможность свободного выбора деятельности, наличие зон для творчества и
экспериментирования.
5. Участия родителей и педагогов в совместной деятельности – это усиливает
мотивацию ребенка и закрепляет результаты образовательного процесса.
В рамках дополнительного образования успешно применяются следующие
формы и методы:
- Мастер-классы и открытые занятия – демонстрация новых техник и
приемов;
- Творческие конкурсы и выставки – повышают самооценку и желание
развиваться;
- Фестивали и праздники – объединяют детей, родителей и педагогов вокруг
общих творческих целей;
- Проектная деятельность – позволяет ребенку принимать участие в
планировании и реализации замысла;
- Интеграция различных видов искусства – музыка, театр, изобразительное
искусство в комплексе усиливают творческое воздействие.
Дополнительное образование играет важную роль в развитии творческих
способностей дошкольников. Оно создает условия для пробуждения интереса
к
творчеству,
формирует
положительную
самооценку,
развивает
воображение и инициативу. Главная задача педагогов дополнительного
образования — помочь каждому ребенку раскрыть свой уникальный
потенциал и научиться выражать свои чувства и идеи через творчество.
Эффективное взаимодействие между семьей, детским садом и учреждениями
дополнительного
образования
способствует
гармоничному
развитию
личности ребенка и закладывает прочный фундамент для успешного
школьного и дальнейшего жизненного пути.
МАДОУ «ЦРР-детский сад №7 «Ярославна»
Переверзина М.М.