Напоминание

"Роль педагога дополнительного образования в подготовке внеклассных мероприятий"


Автор: Рогожина Ирина Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 10"
Населённый пункт: г. Железногорск, Курская обл.
Наименование материала: Информационно-методическое сообщение
Тема: "Роль педагога дополнительного образования в подготовке внеклассных мероприятий"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»

Методическое сообщение

на тему:

Роль педагога дополнительного

образования в подготовке

внеклассных мероприятий

Составитель

педагог дополнительного образования

МОУ «Гимназия № 10»

Рогожина Ирина Анатольевна

г.Железногорск, 2025г.

"Ни один воспитатель, какой бы неусыпной

ни была его деятельность, не может

руководить всей душевной деятельностью

даже немногих воспитанников, поэтому он должен

окружить их такой атмосферой, в которой они

легко могли сами найти себе деятельность."

(К.Д.Ушинский)

Одним

из

важнейших

качеств

педагога

является

его

умение

организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их

деятельностью. Подготовка внеклассных мероприятий протекает в атмосфере

непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога

постоянного управления своими психическими состояниями и творческим

самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых

предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать

теоретические, педагогические, воспитательные задачи, но и воплощать это

решение в общении с детьми.

Роль педагога дополнительного образования в подготовке внеклассных

мероприятий — многогранна и стратегически важна для целостного

развития личности ребёнка. Она выходит за рамки простого «проведения

праздников» и охватывает методическую, организационную, воспитательную

и аналитическую сферы.

Учеными отмечается, что деятельность человека всегда прямо или

косвенно опосредована деятельностью другого, выделяются следующие типы

этого опосредования:

деятельность а) совместно с другим (коллективная);

б) для другого (обслуживание);

в) с помощью другого (управление);

г) против другого (игра, конфликт).

Любопытно, что в педагогическом сотворчестве педагога и детей

проявляются практически все эти формы взаимодействия.

Если, например, педагогическое сотворчество выступает как вид

коллективного творческого сотрудничества педагога и детей, оно (это

сотворчество) должно соответствовать общим требованиям к коллективной

деятельности,

т.

е.

в

нем

должны

осуществляться

сотрудничество,

взаимовлияние, коллективные сопереживания, взаимонастрой, психологи-

ческое

заражение,

соподчиненность

и

опосредованность

творческого

процесса учителя и ученика. Если эти требования нарушаются, то сама

коллективность практически не создается.

Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на

детей, это еще и способность через определенную систему принципов и мер

организовать совместное творчество. К ним можно отнести увлеченность

ребят

яркой,

интересной,

перспективной

совместной

деятельностью;

определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом

и

каждого

ребенка

в

отдельности;

общие

подходы

к

предстоящей

деятельности;

поиск

вариантов

оптимальных

решений;

совместное

обсуждение условий предстоящей деятельности и предложенных вариантов

решения задач в ситуации психологического равноправия учителя и

учащихся как сотрудников, а не как ведущего и ведомых; уважительное

отношение к разнообразным подходам к проблемам, выдвигаемым в ходе

совместного

творчества,

обязательное

обсуждение

каждого

мнения;

организация

творческого

обмена

идеями,

способами

работы,

показ

перспектив

сотрудничества;

диалогичность

процесса

обсуждения

результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности

самовыражения личности школьника в творчестве.

В связи с этим можно выделить ключевые функции педагога:

Методическая подготовка

разработка сценариев и концепций мероприятий с учётом возрастных

особенностей и интересов детей;

составление

детальных

планов-графиков

подготовки

(сроки,

ответственные, ресурсы);

подготовка сопроводительной документации (положения, заявки);

подбор

и

адаптация

дидактических

материалов,

реквизита,

мультимедийного сопровождения;

консультирование участников по творческим задачам (речи, номера,

поделки и т. п.).

Организационная координация

распределение ролей и обязанностей между участниками, родителями,

коллегами;

взаимодействие с администрацией, техническими службами, внешними

партнёрами;

контроль готовности площадок, оборудования, костюмов, призов;

репетиции и прогоны, корректировка хода мероприятия;

обеспечение безопасности и соблюдение регламента.

Педагогическое сопровождение

мотивация

детей

к

участию,

поддержка

инициативы

и

самостоятельности;

развитие коммуникативных навыков через командную работу;

формирование культуры публичного выступления, умения держаться

на сцене;

рефлексия после мероприятия: обсуждение успехов и ошибок, сбор

обратной связи;

интеграция

мероприятия

в

образовательный

процесс

(связь

с

программами объединений, тематическими блоками).

Аналитическая работа

оценка эффективности мероприятия по критериям: вовлечённость,

эмоциональный отклик, достижение целей;

анализ типичных затруднений и поиск способов их устранения;

фиксация лучших практик для последующего использования;

подготовка

отчётов

и

фото-видеоматериалов

для

портфолио

учреждения.

Работа с родителями и социумом

привлечение

родителей

к

подготовке

(костюмы,

декорации,

волонтёрство);

информирование о целях и ходе мероприятия через рассылки, стенды,

соцсети;

организация совместных активностей (семейные конкурсы, мастер -

классы);

партнёрство

с

учреждениями

культуры,

спорта,

бизнеса

для

расширения ресурсов.

При подготовке любого мероприятия педагог дополнительного

образования

опирается

на:

индивидуализацию

учёт

интересов

и

возможностей

каждого

ребёнка;

добровольность

отсутствие

принуждения, акцент на внутреннюю мотивацию; творческую свободу

поощрение

нестандартных

идей

и

экспериментов;

сотрудничество

построение

партнёрских

отношений

между

детьми,

педагогами

и

родителями; рефлексивность — осмысление опыта для личностного роста

участников.

И,

как

результат,

при

грамотной

организации,

внеклассные

мероприятия становятся:

площадкой для самореализации детей;

средством

укрепления

коллектива

и

формирования

позитивного

микроклимата;

способом трансляции ценностей (дружба, уважение, ответственность);

стимулом для дальнейшего творческого развития;

видимым результатом работы объединения, повышающим его престиж.

Таким образом, педагог дополнительного образования выступает не

просто исполнителем, а архитектором воспитательного события, где

каждый элемент — от идеи до финала — работает на развитие личности

ребёнка.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает

взаимовлияние педагога и обучающихся, так же, как и учащихся, друг на

друга. Но оно не осуществляется само собой. Когда педагог в ходе

подготовки к

внеклассному мероприятию вместе с детьми размышляет,

сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый

вариант,

советует

самим

подумать,

не

скупится

на

оценочные

характеристики (типа «молодец», «оригинально») и т.п. — осуществляется

подлинное взаимовлияние.

Но мало только привлечь детей и включить их в подготовку к

конкретному внеклассному мероприятию. Необходимо так организовать

эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения

детей.

Для

того,

чтобы

имеющиеся

в

общении

возможности

были

максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше

взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных

делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с

той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими.

Дети разного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых,

хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не

искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы

на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно

обсуждают.

В этом случае необходимы следующие компетенции педагога:

профессиональные:

знание

возрастных

особенностей,

методик

организации досуга, основ сценического мастерства;

коммуникативные:

умение

слушать,

договариваться,

разрешать

конфликты;

креативные:

способность

мыслить

нестандартно,

находить

неожиданные решения;

организационные: тайм-менеджмент (умение правильно распределить

время), многозадачность, стрессоустой-чивость;

эмоциональные:

эмпатия

(считывание

чужих

эмоций),

доброжелательность, умение вдохновлять.

Итог

Педагог дополнительного образования выступает центральной фигурой в

подготовке внеклассных мероприятий: он не просто координатор, но и

наставник, вдохновитель, режиссёр, психолог. Его задача — превратить

событие в развивающий опыт, где каждый участник чувствует свою

значимость, приобретает новые навыки и получает положительные эмоции.

В

заключении

хочется

сказать,

что

все

мы

имеем

богатый

педагогический, психологический, эмоциональный опыт и в общении с

детьми,

знаем,

как

какими

эмоциональными

средствами

и

когда

воздействовать

на

ребенка

при

подготовке

к

любому

внеклассному

мероприятию.

Главное,

чтобы

каждый

ребенок

и

педагог

получали

удовольствие от занятий, общения.



В раздел образования