Автор: Пиленкова Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад "Снежинка" (филиал) д/сад "Радуга"
Населённый пункт: ХМАО-Югра Сургутский район с.п. Сытомино
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
План по самообразованию
Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики
детей с ОВЗ»
на 2025-2026 учебный год
срок реализации программы: 1 года
Воспитатель: Пиленкова С.В.
с.
п. Сытомино 2023г.
Актуальность
На мой взгляд, песок – это прекрасный посредник для установления контакта с
ребенком. И если он, например, плохо говорит и не может рассказать о своих
переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным.
Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая
рисунок из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть
внутренний мир ребенка – в ходе песочной терапии она обязательно
«высыплется» на песчаную поверхность.
Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно
развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно
воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания,
которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности,
образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто
содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает ребенка
позитивными эмоциями.
Также песочная терапия хороша тем, что при создании детьми тех или иных
композиций на песке не требуются художественные навыки, как, например, в
рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в
собственных силах. На «песочном» занятии ребята раскованы, веселы и
воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно
приятно.
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми
дошкольного возраста по развитию мелкой и речевой моторики, через
использование метода песочной терапии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме
песочная терапия;
2. Изучить необходимое оборудование для песочной терапии;
3. Создать необходимую предметно - развивающую среду. Подобрать
разнообразный мелкий материал (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и
т. д.).
4. Создать и разместить серии тематических консультаций для родителей по
теме песочная терапия.
5. Провести серию групповых тематических выставок детских работ.
6. Создать фотовыставку детских творческих работ.
7. Развивать речь детей в игровой деятельности, словесно-логического
мышление; речевого внимания.
Формы работы с детьми:
· совместная деятельность воспитателя с детьми:
· индивидуальная работа с детьми
· Беседа о правилах игры с песком «О чем рассказала Фея песка».
· свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
· анкетирование родителей
· консультации
· индивидуальные и групповые беседы
· оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
· привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды
группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-
коммуникационные, проектные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
· развитие речи детей и ее основных функций;
· совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики;
· ориентация в пространстве;
· совершенствование навыков коммуникации;
· закрепление представления об окружающем мире.
· Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности,
пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
· повышение профессионального уровня и педагогической компетентности
педагога по теме самообразования;
· повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе песочной
терапии для детей дошкольного возраста
РАЗДЕЛ
Сроки
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ВЫХОДЫ
Изучение
методической
литературы
Сентябрь -
май
Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д.
Чудеса на песке: Практикум по песочной
терапии. — СПб.: Речь, 2015. — 340 с. 2. "В
гостях у Песочной Феи. Организация
«педагогической песочницы» и игр с
песком для детей дошкольного
возраста ."Песочная терапия"
Большебратская Э.Э. -
Работа с детьми
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Беседа о правилах игры с песком «О чем
рассказала Фея песка»
Знакомство с песочной анимацией.
Просмотр видеороликов.
Игра «Ладушки-оладушки»
ПДД на песке – правила дорожного
движения» Упражнение «Рисуем дорожки»
(при помощи трафаретов)
Разучивание потешки «Дождик»
Разучивание
стихотворения Т.
М. Грабенко
«Правила игры в
песке».
Обучающая игра
«Разрежь пирог».
«Украсим коврик».
Рисование песком
картин для
оформления
группы
Рисование
«Дождик»
(песочная
анимация).
Февраль
Март
Апрель
Май
Сентябрь -
май
Песочная игра «Во саду ли, в огороде». Д/и
«Повтори узор» (с использованием мелкого
материала»
Упражнение «Мои ощущения» (наблюдение
за сыплющимся песком в песочных часах,
песочной картине; озвучивание своих
ощущений»
Итоговое занятие «Городок игрушек».
Чтение литературы детям о природном
материале (песке), загадывание загадок
Развлечение
«Сказка на песке
«Репка»
Упражнение
«Портрет на песке»
(упражнять в
рисовании
пальчиком на песке
выражений лиц с
различными
эмоциями
Фотовыставка.
Работа с
родителями
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Выявить отношение родителей к
песочной терапии.
Консультация «Волшебство песочной
страны».
Буклет «Изготовление светового стола»
Консультация для родителей «Игры и
упражнения с песком».
Фотовыставка «Мы рисуем на песке»
Буклет «Чудеса на песке».
Картотека:
«Игры
–
упражнения
с
песком»
Фотоотчёт
по
итогам
года
(Презентация) «Наши таланты».
Консультация для родителей «Игры и
Привлечь
родителей к
участию в
подборе мелкого
материала для игр
с песком.
Оформление
фотовыставки.
Апрель
Май
упражнения с песком».
Отчёт по теме самообразования