Автор: Гамзаева Анжела Гаджиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия № 39"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка во втором классе по теме «Правила переноса слов»
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во втором классе по теме «Правила переноса слов»
УМК: « Школа России».
Учебник: «Русский язык» 2 класс; авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование:
Цель:
Знакомство с правилами переноса слов.
Планируемые результаты:
предметные
- учить переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
учить:
- использовать знаково-символические средства при оформлении правил переноса;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
формировать умения:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ХОД УРОКА:
1. ОРГМОМЕНТ
СЛАЙД 1.
- Отправляемся мы снова
В мир родного языка
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
- Что мы с вами изучаем на уроках русского языка для того, чтобы писать грамотно?
(правила)
СЛАЙД:
Сколько правил! Правил сколько
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным ты только -
Всё запомнишь, всё поймёшь!
- О чём речь пойдет на уроке? ( о правилах)
2. ЗАПИСЬ ДАТЫ
- Положите тетрадь с наклоном.
- Запишите дату в тетрадь.
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА У ДОСКИ
Один ученик выполняет задание, другой контролирует.
На доске:
Вставь пропущенные гласные, раздели все слова на слоги ( читает, подсказывает)
п..нал
п..традь
…зык
уч..ник
к..р..ндаш
4. ЧИСТОПИСАНИЕ
А) Работа в тетрадях.
-Прочитайте сочетания: де ти нь ка со ро
- Пропишите образцы.
-Назовите слоги. Какие звуки образуют слоги?
-Почему сочетание нь – не слог?
-Назовите слоги с мягким согласным звуком, с твердым согласным звуком.
-Какие можно составить слова из этих сочетаний? Запишите. Дети, тень, сорока.
-Назовите слово из 3-х слогов, двух, одного.
-Как вы определяли количество слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Б) Проверка детей у доски.
- Что это за слова? Проверьте вставленные орфограммы.
- Проверьте, верно ли разделены слова на слоги?
-Прочитайте слова орфографически по слогам.
- А для чего нужно уметь делить слова на слоги? (Чтобы переносить слова . )
Учитель фиксирует на доске схему: -
- О чём говорит эта схема? (Слова переносятся только по слогам)
- Чтобы переносить слова, надо уметь делить на слоги.
5. АКТУАЛИЗАЦИЯ
- К вам в гости пришел Незнайка. ( картинка).
- Он учится в школе, знает это правило.И вот чем он хочет с вами поделиться:
СЛАЙД:
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес е-два
И получил за это «два».
Укол я перенес у-кол
И получил за это «кол».
Опять я перенес о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять»?!
-Будет «5» у Незнайки?
-Незнайка умеет делить слова на слоги?
-Он пользовался этим правилом? (Показать)
-Достаточно ли одного этого правила, чтобы правильно переносить слова?( Нет)
СТРЕЛКА ЗНАНИЙ.
-А вы уверены, что знаете абсолютно все правила переноса?
-Где мы себя поставим на стрелочке знаний?
7. ТЕМА И ЦЕЛИ
- Сформулируйте тему урока.
(Учитель фиксирует на доске: Правила переноса слов.)
-Какие поставим цели, исходя из темы? (Дети говорят.)
-Я предлагаю вам вот такие цели урока, прочитайте.
(Учитель фиксирует на доске цели: )
1. Вспомнить и узнать новые правила переноса.
2. Составить алгоритм переноса слов.
3. Научиться применять правила.
- Какие цели вы поставите лично для себя ? (Красиво писать, слушать учителя,
запомнить правила переноса и учиться их применять…)
- С помощью чего будем достигать цели?
9. ОБОБЩЕНИЕ И ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
РАБОТА В ПАРАХ
- Прочитайте ещё раз первую цель
- Сейчас вы будете работать в парах.
- У вас на парте есть карточка для работы, на которой «зашифровано» правило.
- Вам надо поработать со словами на листе по данному на карточке плану:
- Переверните карточку, давайте прочитаем план работы.
План работы
1.
Прочитайте слова.
2.
Обратите внимание на выделенные буквы.
3.
Посмотрите, где стоит знак переноса.
4.
Сформулируйте правило переноса слов.
- Что должно получиться у вас в результате работы? (Правило переноса)
(У детей на партах карточки для работы в паре, 5 вариантов по количеству правил.
Работают 4 – 5 минут.)
10. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
1 правило
- Кто готов выступить у доски? ( Учитель фиксирует на доске карточку со словами)
- Прочитаем слова вместе, обращая внимание на перенос.
сОн
дЫм
рОст
трУд
- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
(Выделены ………..буквы , в слове один .…….., слова для переноса не разделены.
Значит, если в слове ..……….слог, слово переносить ………….. .)
- Кто согласен с выводом?
Учитель фиксирует на доске схему:
- О чём говорит эта схема?
- Почему нельзя переносить?
2 правило
- Кто готов выступить у доски? (Учитель фиксирует на доске карточку со словами.)
- Прочитаем слова вместе, обращая внимание на перенос.
обед о- бед
края кра - я
Ира И- ра
Енот е- нот
- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( Выделены две гласные, в слове два слога. Перенос зачеркнут.
Значит, нельзя одну гласную букву переносить и нельзя оставлять на строке. )
- Кто согласен с выводом?
Учитель фиксирует на доске схему.
- О чем говорит эта схема??
3 правило
- Кто готов выступить у доски? (Учитель фиксирует на доске карточку со словами.)
- Прочитаем слова вместе, обращая внимание на перенос.
май – ка ма - йка
строй - ка стро - йка
трой – ка трой – ка
чай – ка чай – ка
- На что обратили внимание и какой сделали вывод?
( Выделена согласная буква Й, знак переноса стоит после неё, зачеркнут перенос, где Й
оторвана от предыдущей буквы. Значит, согласную Й при переносе нельзя отделять от
буквы, после которой она …)
- Кто согласен с выводом?
-Учитель фиксирует на доске схему: (
…Й -….
)
- О чем говорит эта схема?
4 правило
- Читаем слова вместе, обращая внимание на перенос.
поль - за пол- ьза
паль - то пал - ьто
конь - ки кон- ьки
маль- чик мал- ьчик
- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( Выделен Ь , знак переноса стоит после него, зачеркнут перенос, где Ь оторван от
предыдущей буквы. Значит, Ь знак при переносе нельзя отделять от буквы, после
которой ……)
-Кто согласен с выводом?
Учитель фиксирует на доске схему.(
…Ь-…
)
-О чем говорит эта схема?
5 правило
- Читаем слова вместе, обращая внимание на перенос.
кас - са
ван - на
Ал - ла
Ин - на
- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( Выделены ………………….согласные. Знак переноса стоит ………… ними ,
значит, при переносе слов с удвоенными согласными, одну букву ……………… на строке,
а другую букву ………………… .)
- Кто согласен с выводом?
Учитель фиксирует на доске схему.
( ..с-с…)
-О чем говорит эта схема?
-Какой цели мы сейчас достигли? ( Вспомнить и узнать новые правила переноса.)
-Сколько правил переноса мы сформулировали?
- Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами.
- Но какое правило надо вспомнить в первую очередь при переносе? ( Слова переносятся
только по слогам,)
- Где мы можем проверить наши выводы? (В учебнике.)
11. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
- Сравним их с правилами в учебнике.
С.73 – чтение правила.
- Подтвердились ли наши выводы?
- Вы все молодцы! Вы очень хорошо поработали, вспомнили много информации о
правилах переноса!
12.ФИЗМИНУТКА ( На внимательность)
- Прыгнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Кот, котик, котенок, мост, мостик, пальто, книга, торт, барабан, игрушки, лиса,
лисичка.
13. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА
- Прочитайте следующую цель урока. ( Составить алгоритм.)
- Что такое алгоритм? (Порядок действий.)
- Как будете действовать, если надо перенести слово? Что сначала будем делать? Что
потом?
( На доске вразброс карточки с пунктами алгоритма, включая один лишний: «Ставим
ударение.» Дети выходят к доске и переставляют карточки в нужном порядке.)
1.Читаем слово.
2.Делим на слоги
3.Вспоминаем, какое правило подходит.
4.Записываем.
-Почему осталась одна карточка? ( Потому что при переносе не надо ставить ударение.)
-Какой по счету цели мы достигли?
-Прочитайте следующую цель.
14. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
С.73, упр.108
- Выписать только те слова, которые делятся для переноса
- Кто научился применять алгоритм при переносе?
- Вывод: всегда ли можно переносить слово, в котором 2 слога?
15. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА
(На столах разноцветные карточки)
1.Уровень. Красный.
Запиши слова, разделяя для переноса, если можно.
Москва, Орёл, Ростов, Ростов, Камчатка, Тамбов.
2.Уровень. Жёлтый.
Запиши слова, разделяя для переноса, укажи все возможные варианты.
Берёза, тополь, ольха, яблоня, осина.
3.Уровень. Зелёный.
Запиши, разделяя для переноса только те слова, которые имеют один вариант переноса.
Людмила, Артём, Ирина, Алина, Полина, Карина, София,
ПРОВЕРКА
-Как разделили слова?
-Найдите лишнее слово ( по значению), составьте и запишите с ним предложение.
После проверки третьего варианта:
-Какое слово лишнее и какое предложение записали?
16. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ
- Какая была тема урока?
- Какие были цели?
- Мы достигли целей урока?
- Какие правила переноса мы знаем? Проговорите их, используя схемы.
17. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
СЛАЙД:
- А какая проблема возникла у Незнайки на уроке?
- Какое конкретно правило переноса он не знал?
- Что бы вы ему посоветовали?
СЛАЙД:
- О переносе есть такое стихотворение:
Задумал ты перенести
Какое- нибудь слово-
Знак переноса помести
ГДЕ НУЖНО – и готово!
18. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (резервное задание)
- Проверьте, в нужном ли месте стоит знак переноса.
РАБОТА НА КАРТОЧКАХ
А) - У вас на партах карточки с таблицей.
- Поставьте галочку в нужном столбике.
Учитель показывает карточки:
1)
О-ГОНЬ -
2)
КОНЬ-КИ +
3)
АЛ -ЛЕЯ +
4)
ЛЕ-ЙКА _-
5)
ХО-ККЕЙ -
6)
НО-ЛЬ –
7)
ЧАЙ-КА +
-Соедините галочки сверху вниз. На что похожа линия? У кого похожа на 5? Значит, вы
ни разу не ошиблись и все правила усвоили.
19. СТРЕЛКА ЗНАНИЙ:
-Где мы можем себя поставить в конце урока?
-Кого вы могли бы похвалить за работу на уроке?
-Я хочу поблагодарить вас за урок, мне очень понравилось, как вы дружно работали, были
активными и внимательными. ( Назвать фамилии, кто должен подать тетрадь.)
20.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
СЛАЙД (Если мало времени, сказать - чуть позже запишем.)
с.78, все правила, с.74, упр.109.
СЛАЙД:
- Незнайка очень рад, что побывал у вас на уроке. Что он хочет вам сказать?
Я умею переносить слова!
ДА
НЕТ
1
2
3
4
5
6
7