Напоминание

Развитие речи в 1-4 классах на уроках литературного чтения (эвенская литература)


Автор: Новожилова Раиса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Березовская НСОШ им В.А.Роббека"
Населённый пункт: село Березовка , Среднеколымский улус , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: «Развитие читательской грамотности младших школьников через работу с текстом».
Тема: Развитие речи в 1-4 классах на уроках литературного чтения (эвенская литература)
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи в начальной школе на уроках литературного

чтения (эвенская литература).

Новожилова Раиса Ивановна.

Учитель начальных классов МКОУ Березовской национальной

средней общеобразовательной школы им В.А. Роббека.

Работа над развитием речи учащихся заключается в создании условий для

формирования коммуникативных универсальных учебных действий каждого

обучающегося и развития его индивидуальности на основе систематического

обогащения и развития речи на уроках родного языка и литературного

чтения.

Группа

заданий

в

рамках

коммуникации

как

сотрудничества

предполагает освоение разных форм кооперации: работа в парах, в малой или

большой группах (учащиеся учатся распределять между собой работу и роли,

выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле,

осуществлять взаимопроверку выполненной работы); работа по цепочке;

освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя).

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся через

систематическую работу по развитию речи.

Цель требует решения следующих задач:

воспитания любви и уважения к языку; силе и емкости родного слова;

способствовать

овладению

учащимися

нормами

эвенского

литературного языка;

содействовать

обогащению,

уточнению

и

активизации

словаря

учащихся на основе разнообразного краеведческого материала;

развития всех видов речевой деятельности: говорения, слушания,

чтения и письма;

формирования культуры общения в учебном процессе;

создания условий для самостоятельного словесного творчества детей.

Самые высокие понятия: семья, родина, народ, язык – становятся

душевными и близкими. Дети охотно воспринимают такую поэзию и прозу.

Особенно располагает к восприятию работа с произведением в коллективе

единомышленников. Каждый проникается чувством и убеждением, что наш

родной язык – сокровище.

Работа по словарному составу заданий

должен быть разнообразным и

включал слова из разных областей: жизни школы, событий в стране,

взаимоотношений между людьми, дел и поступков сверстников, родной

природы, истории родного народа и др. Особое внимание уделяю подбору

материала краеведческой направленности, так как этот материал привлекает

младших школьников своей доступностью их возрастным особенностям.

Школьный курс уроков родного языка

и литературного чтения

способствует произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На

занятиях я ставлю перед учащимися задачу научиться давать полные и

развернутые

ответы

на

поставленные

вопросы,

рассказывать

по

определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными

предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. И

каждый раз сами учащиеся анализируют свои собственные ответы и

высказывания одноклассников.

Для

того

чтобы

ученики

могли

справиться

с

требованиями,

предъявляемыми к их речи, систематически включаю в работу тренировки с

мини-текстами по степени нарастания трудности:

1.

В

первом

классе

начинаем

работу

с

восстановления

деформированных предложений. На элементарных примерах учащиеся

осмысливают,

как

строится,

выражается

мысль.

Осознают

ее

синтаксическое и интонационное оформление.

2. Немного позднее начинаем работу с деформированными текстами,

в которых учащиеся учатся отделять одну от мысль от другой. Это

развивает умение строить и свои собственные высказывания, разделяя

их на отдельные, но обязательно связанные между собой предложения.

3. В других деформированных текстах дети учатся восстанавливать

начало или концовку текста, а иногда и основную часть. В этих работах

ученики

проявляют

больше

самостоятельности

и

творчества,

используют уже наработанные умения построения предложений и

оформления их на письме, закрепляют умения связывать между собой

не только предложения, но и части текста.

4. Интересно и важно встретиться младшим школьникам с заданием на

построение текстов по заданной темой группе слов или составить

текст-подражание. Здесь будут востребованы сформированные умения

и навыки работы над построением предложений и структуры текста.

Сочинить миниатюру, заданную темой, выдержать тему текста,

проявить творчество, -

задания этого типа учат развивать и

коммуникативные функции, если создавать текст предлагается в паре

или мини-группе.

Развитие речи - процесс управляемый, который идет по пути

расширения словарного запаса. Поэтому на всех уроках, сообщая новый

материал, включаю в него и те новые слова, которые являются понятиями.

Раскрывая при этом их значение, опираюсь на уже сложившийся словарный

фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые

лучше понимались и сохранялись в памяти.

Одновременно приучаю ребят пользоваться новыми словами при

решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего

лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный помогает

излагать мысль.

В своей работе использую методы как: словесные (рассказ, беседа,

объяснение);

наглядные

(иллюстрации,

демонстрации);

практические

(упражнения). Добиваюсь продуктивного результата, благодаря технологиям

проблемного

обучения,

применения

элементов

компьютерного

и

интерактивного обучения.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как

каждый

ребенок

имеет

возможность

говорить

с

заинтересованным

собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в

атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания,

быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает

чувство

защищенности,

и

даже

самые

робкие

и

тревожные

дети

преодолевают страх.

Важный показатель хорошей, правильной речи

- плавность изложения.

Этому учит работа с тестом изложения, сочинения.

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам,

основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством

устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он

как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит

предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

Использую следующие виды работ:

составление плана;

выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;

сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;

создание коллективного (группового) образца, правила;

определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа

текста;

парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;

формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила,

выбора наиболее удачной формулировки.

Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся

«примеряют»

различные

роли:

они

пробуют

свои

силы

в

качестве

консультантов,

рецензентов,

экспертов,

архивариусов,

составителей

словарей, что помогает им раскрыть свои возможности,

реализовать

индивидуальные особенности.

В

процессе

работы

в

группе

младшие

школьники

учатся

формулировать свою точку зрения, аргументировано отстаивать её и, что

немаловажно, учатся уметь не только слушать, но и слышать оппонента;

уметь уважительно относиться к мнению оппонента. При организации

работы в парах, малых и больших группах учитель вырабатывает совместно с

детьми алгоритм ведения диалога (дискуссии):

1.Четко сформулируйте свою точку зрения, определите свою позицию.

2. Аргументировано, обстоятельно, убедительно отстаивайте её.

3. Умейте не только слушать, но и слышать оппонента.

4. Уважительно относитесь к мнению оппонента.

Результативность работы.

Анализ работы показал, что сложившаяся система работы по развитию

речи

дала

положительные

результаты

в

развитии

коммуникативной

компетентности учащихся, сформировала положительную мотивацию к

обучению, увеличила результативность подготовки по родному языку и

литературному

чтению,

позволила

в

значительной

мере

повысить

творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.

Работа по реализации темы опыта дала хорошие результаты в обучении

и воспитании учащихся класса. Дала положительные результаты в развитии

коммуникативной

и

информационной

компетентности

учащихся,

сформировала

положительную

мотивацию

к

обучению,

увеличила

результативность подготовки по родному языку и литературному чтению,

позволила в значительной мере повысить творческую активность детей в

учебно-познавательной деятельности.

Опыт показывает, что система работы над развитием речи напрямую влияет

на культуру речи, умение выстраивать коммуникативные отношения.

Наработанные навыки позволяют моим ученикам добиваться побед и

результатов в олимпиадах, конкурсах.

Примером такого урока является урок литературного чтения в

начальных классах по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в

произведениях П.А.Ламутского. Нравственный смысл поступков героев

произведений П. А. Ламутского».

Основными формами работы на уроке являются: чтение и анализ

художественных произведений, анализ поступков героев произведений,

построение схем межличностных взаимоотношений в семье, сопоставление

содержания художественного произведения с пословицами, сочинение

собственного рассказа на предложенную тему и др.

Методическая разработка урока литературного чтения в первом классе

по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях П.А.

Ламутского. Нравственный смысл поступков героев произведений П.А.

Ламутского»

Цель урока: учить анализировать семейные взаимоотношения на

основе прочитанных произведений П.А. Ламутского; дать нравственную

оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие

способности при создании собственных сочинений на заданную тему.

Задачи: анализировать поступки героев литературных произведений;

соотносить пословицы и смысл прозаического произведения;

сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы

нравственных поступков младших школьников по отношению к своим

близким; создавать устные сочинения на заданную тему на основе

прочитанных произведений.

Ход урока

1. Постановка темы и цели урока:

- Про кого идет речь в этих загадках? (Приложение 1) Учитель читает загадки

о бабушке, дедушке, маме, папе. Дети отгадывают загадки.

- Что объединяет всех этих людей?

- Как и кто между собой связан? (выстраивается связь в виде графа) Кто еще

может быть в семье? (братья, сестры) Что такое семья? (ответы детей)

- Что связывает всех людей в семье? (взаимоотношения, взаимопомощь)

- Сегодня мы будем говорить о том, какие взаимоотношения могут

складываться между людьми в семье; будем оценивать поступки членов

семьи по отношению друг к другу в произведениях, написанным П.А.

Ламутским; будем приводить примеры из жизни о взаимоотношениях между

людьми в семье.

2. Вводная беседа по теме урока:

- Составьте рассказ о своей семье: кто живет в вашей семье, есть ли у вас

братья и сестры, бабашки и дедушки, как вы к ним относитесь, как к ним

относятся другие члены семьи?

- Как складываются взаимоотношения в семье?

- Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениям в семье? Что

именно? Почему?

3. Работа над произведением П.А. Ламутского « Подарок матери» «Упэй

ѳрэмкэндим»:

«Упэй ѳрэмкэндим»

Дѳмңэлэ хѳрми хояв

Тэвтэв тэвлимчу

Бэлтэңэкэн бисив

Гадыди дебэмчу.

Хиңэңэкэн одыди

Эды нокуччин.

Тэвлими хучэмдин –дэ

Умтакаму дялабдин

Тэвтэдук дуранакан

Мѳч ңали авдим.

Тэвтэңи эмуникэн

Упэи ѳрэмкэндим.

1) Первичное чтение рассказа, словарная работа:

- Прочитайте название стихотворения. О ком пойдет речь в стихотворении?

Учитель читает вслух последние три предложения. Каким может быть

продолжение этого стихотворения?

Самостоятельное чтение ; объяснение значения незнакомых слов.

2) Обмен впечатлениями от прочитанного (групповая работа):

- Понравилось ли стихотворение ? В чем смысл стихотворения? Объясните

его название.

3) « Подарок матери» Повторное чтение: выборочное чтение, ответы на

вопросы по содержанию:

« Подарок матери»

Из-под снега мама

Достаёт траву,

Маленькую , нежную траву сиибиктэ.

Радостно сверкают

Мамины глаза –

Как прекрасна эта зелень на снегу!

Даже среди лютой

Стужи никогда,

Никогда не вянет трава сиибиктэ.

И приносит мама

Эту зелень мне ,

И , как заклинанье , говорит она:

Эту травку , сын мой ,

- Прочитайте, как ведет себя автор по отношению к матери. Что вы можете

сказать об его отношении к матери?

- Прочитайте продолжение стихотворения. Как вы думаете, какой урок

получил автор получив такой подарок?

Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих

бабушек и дедушек?

4) Соотнесение содержания стихотворения с пословицей:

Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих

бабушек и дедушек?

- В чем смысл пословицы? Что объединяет пословицу и стихотворение? Как

вы понимаете выражение «почитать старших»? ( работа в малых группах).

5) Обобщение изученного:

- Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в стихотворениях на

схеме. Какие взаимоотношения показаны в стихах? (взаимоотношения между

старшим и младшим поколениями) Покажем их с помощью стрелочек.

- Над черной стрелочкой напишем недопустимое отношение к старшим.

Приведите примеры. (бранить, обижать, не заботиться, не уважать)

- Каким должно быть отношение к старшим членам семьи? (заботиться,

любить, уважать, быть внимательными, помогать) Напишем это над зеленой

стрелочкой.

3) Работа над пословицами:

- Прочитайте пословицы: Веника не сломишь, а по прутику весь

переломаешь; Один за всех, а все за одного. Как вы их понимаете? Приведите

примеры. Что общего между двумя пословицами и стихотворениями

Ламутского?

5. Закрепление пройденного. Самостоятельная и творческая

деятельность.

1) Самостоятельная работа над стихотворениями П, А. Ламутского.

(работа в парах)

Задания: прочитать (один по выбору учащихся) стихотворения П, А.

Ламутского (стихи представлены на индивидуальных карточках); определите

основную идею произведения (чему оно нас учит); определите, между кем

автор показывает взаимоотношения; оцените поступки каждого героя по

отношению друг к другу; покажите взаимоотношения героев на схеме.

Список стихотворений для самостоятельной работы«Подарок матери»,

«Дыллаву бэлэмчэ», «Эньму мусэмэнни» , «Упэй ѳрэмкэндим» , «Саша

бутэнэдэн » , « Апо унтачанни» , «Сашав хѳрудикэс» : Обобщающие

вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Назовите тему прочитанного вами стихотворения .

- В каких стихотворениях говорилось об отношении младших к старшим?

Почему вы так считаете? В каком стихотворении показан пример

правильного отношения к старым людям? Чем вам понравилось отношение

внука бабушке?

- В каком рассказе говорится об отношении старших к младшим? Как маме

удалось успокоить сына? Какой урок от мамы получил автор стихотворения?

Чему учат эти произведения?

2) Работа с пословицами о семейных взаимоотношениях. (работа в паре)

Задания: соберите пословицы; объясните их смысл; определите, о каких

взаимоотношениях в семье в них говорится; классифицируйте их по одному

из признаков.

Варианты пословиц для самостоятельной работы (Приложение 2).

Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Прочитайте пословицы. В чем смысл каждой пословицы?

- Назовите причины, по которым может разрушиться семья. Что укрепляет

семью?

- В каких пословицах говорится об отношении к родителям?

Что укрепляет силы человека?

3) Самостоятельная творческая деятельность учащихся: Приложение 3.

6. Обобщение по теме урока:

- Чему научили нас стихи ?Как вы думаете, зачем он их написал? Как

прочитанное на уроке изменило ваше отношение к близким?

7. Домашнее задание: подобрать и классифицировать загадки на тему

«Семья»; найти и прочитать рассказ по теме урока, подготовить его пересказ.

Приложения

Приложение 1. Загадки о семье.

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чистит бельё?

Кто дом поутру прибирает,

А вечером ставит на стол самовар

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком прочитал я стихи? (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (дед)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

Одного отца-матери дитя,

А ни которому не сын. (дочь)

Приложение 2. Пословицы для самостоятельной работы:

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и … дело идет прекрасно.

Намеки да попреки – … семейные пороки.

Не будет добра, если … в семье вражда.

Кто родителей почитает, тот … вовек не погибает.

Брат с братом … на медведя ходят.

Доброе братство … лучше богатства.

Приложение 3. Варианты заданий для самостоятельной творческой

работы:

1) Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: сочинение

по пословице; «За что я люблю бабушку (дедушку)?»; «Что я хотел бы

сказать маме (бабушке)».

2) Сочинить загадку о семье: маме, бабушке, папе, сестре.

3) Темы рисунков: «Портрет моей мамы (бабушки)»; «Я и моя бабушка»;

«Моя семья».



В раздел образования