Напоминание

Стратегии работы с текстом на материале урока литературы в 7 классе по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева


Автор: Семиренко Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И. Федорова" Томского района
Населённый пункт: Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Стратегии работы с текстом на материале урока литературы в 7 классе по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева
Раздел: среднее образование





Назад





Механизмы реализации ФГОС ООО. Стратегии работы с текстом.

На материале урока литературы в 7 классе по творчеству И.С. Тургенева

« Стихотворения в прозе»

Разработчик: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Богашевская СОШ им. А.И. Федорова» Томского района

Семиренко Ирина Ивановна
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нам предстоит сегодня попрактиковаться в работе с текстом на примере нескольких стратегий. Предлагаю начать.
1 этап.
Нам предстоит знакомство с произведениями Ивана Сергеевича Тургенева. Это будут стихотворения в прозе. Как вы думаете, что это будут за произведения? Помните, что называют стихотворением? Чем оно отличается от прозы? Что же, на ваш взгляд, такое- стихотворение в прозе? ( на слайдах определения) Иван Сергеевич Тургенев написал их в последние 5 лет своей жизни. Он болен, глубоко страдает, ведь жизнь, красота,радость,счастье остались в прошлом, а в настоящем – предчувствие смерти, мука, воспоминания. Но он продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь. Первоначально Тургенев дает название своему сборнику «Посмертное», но позже – «Senilia» - «старческое». Обращение к читателю звучит так: « Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое , - и которое- нибудь из них, может быть, заронит тебе что- нибудь в душу». Первое стихотворение, к которому мы обратимся, называется «Нищий». Какие ассоциации к этому слову у вас возникают? ( составляем кластер: нищий, бедный, грязный и т.д. Рассматриваем связи между ними, соединяем стрелочками) Читаем текст. Возвращаемся к кластеру. Добавляем «гроздь». Подчеркните в тексте ключевые слова! Назовите их. Замечательно. Теперь вам предстоит работа в группах.
Первая группа получает задание написать письмо В.Г. Белинскому и рассказать о встрече. Вам предстоит сжать текст, воспользовавшись планом. 1. Встреча на улице. 2. Несчастное существо. 3. Нечем поделиться. 4. Рукопожатие. 5. Братья. Вторая группа составляет текст телеграммы В.Г. Белинскому Вам необходимо передать лишь основную мысль. ( если помните, в телеграмме можно использовать до знаков, исключая союзы , предлоги и частицы , кроме НЕ. В телеграммах не используются сложные, многословные предложения, характерные для деловых писем, предпочтение отдается более коротким словам, нейтральной деловой лексике, не вызывающей различий в толковании; не рекомендуется использовать избыточную лексику, не несущую новой информации, а лишь повторяющую уже сказанное. Текст телеграмм должен содержать только конкретную информацию, отражающую существо ситуации) Третья группа создает СМС сообщение (74 знака). Какую мудрость передает Тургенев эти стихотворением в прозе?
Часть 2
Следующее стихотворение в прозе называется «Милостыня» Подберите синонимы к слову милостыня. Попробуйте задать тонкие вопросы к предстоящему для чтения тексту. Вам предстоит составить текст из разрозненных кусков. Ответ: Ответим на тонкие вопросы? Попробуем задать толстые вопросы? Теперь попробуем поработать над этим текстом , используя прием Шести Шляп. (на доску информация для каждого цвета, раздать жетоны для распределения в группы). 5 минут и – отчет групп!
Часть 3.
Работа с клоуз- тестом по третьему стихотворению в прозе. Вам предстоит заполнить пропуски в тексте и озаглавить текст. Пропущенные слова вы можете восстановить, внимательно читая текст, не забывая о том, что слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Вы можете свериться с оригиналом стихотворения. Посмотрите, насколько вы были близки в классику. А теперь переверните лист со стихотворением и отметьте «верные – неверные» утверждения. Творческое задание к этому стихотворению: передать основную мысль данного текста одним сложноподчиненным предложением.
Часть 4.
Что же такое – стихотворение в прозе? Какая мысль объединяем прочитанные произведения? Подберите пословицу или афоризм, подходящий случаю.
Рефлексия (
Сегодня на занятии…;ХИМС;Четверостишие – оценка)
Спасибо за урок!

Приложения к занятию
(раздаточные материалы) Нищий Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… – Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат. Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. – Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. Февраль, 1878

Вставьте , подходящие по смыслу и грамматически. Озаглавьте текст.
_____________________ Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который ____ громадных своих доходов уделяет целые тысячи на ________________ детей, на лечение больных, на призрение старых – ____ хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и _______________, не могу я не вспомнить об одном ___________ крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой ______________ домишко. – Возьмем мы Катьку, – говорила баба, – последние __________ гроши на нее пойдут, – не на что _____________ соли добыть, похлебку посолить… – А мы ее… ____ не соленую, – ответил мужик, ее муж. Далеко _________________ до этого мужика! Июль, 1878 Отметьте верные утверждения № утверждение + или - 1 Ротшильд был богатым человеком 2 Крестьянин жил в добротном доме 3 Ротшильд, имея громадные доходы, часть средств уделяет на содержание образования 4 Жена крестьянина с радостью согласилась принять в дом сироту- племянницу 5 Рассказчик убежден в превосходстве Ротшильда над крестьянином
Милостыня

______________________________________________________________________
А.
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно. А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль. ______________________________________________________________________
D
. Старик подошел к нему – и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. Но за ним шел другой – и тот подал старику малую милостыню. И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. ______________________________________________________________________
E.
– Ты всё свое богатство роздал, – послышался ровный голос… – Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? – Не жалею, – ответил со вздохом старик, – только вот умираю я теперь. – И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? Старик ничего не ответил – и задумался. ______________________________________________________________________
F.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. ______________________________________________________________________
B.
– Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры. Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий. ______________________________________________________________________
С.
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. Он вспоминал… Май, 1878 Расположите отрывки в нужной последовательности, чтобы получился связный текст. 1 2 3 4 5 6
Рефлексия

Для меня сегодняшнее занятие…
Занятие Я на занятии Итог Интересное Работал Понял материал Скучное Отдыхал Узнал больше, чем знал Безразлично мне Помогал другим Не понял
Х
орошо…
Х
орошо…
Х
орошо
И
нтересно…
И
нтересно…
И
нтересно
М
ешало…
М
ешало…
М
ешало…
В
озьму с
С
обой…
В
озьму с
С
обой..
В
озьму с
С
обой… Четверостишие Урок полезен, все понятно. Лишь кое- что чуть- чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!


В раздел образования