Автор: Ильмухина Полина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №28
Населённый пункт: Балаково
Наименование материала: Вики технологии
Тема: Использование технологии в образовательном процессе
Раздел: среднее образование
Вики – технологии как основа интерактивного общения в
языковом классе.
Современное образование должно быть ориентировано на процессы
формирования личности с глобальным мышлением во всей многогранной
полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального
развития. Повышение уровня образования должно основываться на
формировании иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстро
меняющимся информационным реалиям. Прежде всего это связано с
изменениями политических и социально-экономических условий в нашей
стране, её интеграцией в мировое сообщество.
ФГОС ВПО нового поколения по направлению «Педагогическое
образование» является результатом интеграции России а именно развития
образования в рамках компетентностного подхода. Образовательный
стандарт прописывает как базовый набор профессиональных и
общепрофессиональных компетенций, так и вариативный набор специальных
компетенций. Формирование компетенций происходит как внутри каждой
отдельной дисциплины, так и с учетом принципа междисциплинарности, т.к.
компетенция - это способность применять знания, умения, успешно
действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода,
а также, в определенной профессиональной области. Таким образом,
современный выпускник должен обладать набором компетенций, которые
будут реализованы в последующей профессиональной деятельности. В связи
с этим на первый план в учебном процессе выходят технологии, которые
позволяют формировать и развивать сразу несколько компетенций, а именно
Интернет-технологии. Новые информационно-коммуникативные
технологии создают глобальную среду, в которой происходит общение,
представление собственных интересов, выстраиваются личные и
профессиональные отношения. В современной методике преподавания
иностранных языков нет одного определения понятия «информационные-
коммуникативные технологии». Информационные технологии – это система
научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые
используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки
информации.
В моей работе мне хотелось бы остановить на использовании вики-
технологии на занятиях по иностранному языку.
Вики –это технология,
благодаря которой можно быстро создавать, просматривать, править,
публиковать гипертекстовые страницы самых разных форматов в сети
Интернет одному человеку или группе людей, что делает возможным
работать над одним документом, находясь в любой точке нашей планеты.
Основными дидактическими свойствами вики-технологии являются
следующие: публичность, нелинейность, возможность доступа к истории
создания документа, мультимедийность, гипертекстовая структура.
Использование вики-технологии способствует развитию следующих
социокультурных умений учащихся:
умение интерпретировать культурные факты и события сообществ
стран родного и изучаемого языков, особенности реализации педагоги-
ческого процесса в условиях полиэтнического и поликультурного общества;
умение собирать, классифицировать, обобщать культуроведческую
информацию в виде сообщения, доклада, защиты проекта, используя
различные источники, в том числе Интернет;
В целом, можно назвать следующие положительные аспекты использования
вики в процессе обучения английскому языку:
обеспечение возможности свободной дискуссии на английском языке;
поддержка демократических принципов современного языкового
обучения, т.к. ученики и преподаватель находятся в равноправном диалоге;
формирование умения учащихся контролировать
содержание сообщений, правильно выбирать языковые, стилистические
средства;
возможность учащимся выступать в роли экспертов в определенных,
ранее изученных вопросах;
обеспечение возможности представления материалов мировой
аудитории;
открытость представленных работ для обратной связи с другими
пользователями сети Интернет, позволяющих таким образом формировать
умения вести диалог, правильно использовать этикетные формулы, умения
приводить доказательства;
возможность использовать межсайтовые вики, ссылаться на другие
сайты, блоги и т.д. и таким способом объединять и расширять интернет-
ресурсы и, следовательно обогащать знания учащихся;
простота в использовании формата вики. Сервисы свободны и легко
поддерживаются, доступность в любое время и в любом месте;
многоаспектность с точки зрения возможности
формирования компетенции;
возможность получать реальный опыт использования умений
письменной речи;
смещение акцента на реальный результат письменной речи, с
технологии применения письменной речи;
автоматическое архивирование позволяет использовать вики как
средство саморазвития, контроля и выступает как части электронного
портфолио;
умение использовать вики является умением, выходящим за рамки
учебного предмета, что позволяет формировать общепрофессиональную
компетенцию.
Однако вики имеют и слабые стороны, в числе которых можно назвать
следующие:
в настоящее время вики не являются частью УМК, поэтому
преподаватели и учащиеся должны использовать вики самостоятельно.
точность и неподдающиеся проверке данные и источники являются
одной из самых слабых сторон вики, однако этого можно избежать, если
ссылаться на проверенные и официальные данные;
вики страница в первоначальном виде основана на тексте, в то время
как интерфейс не выделяется привлекательностью. Однако на сегодняшний
момент существуют разновидности вики с богатым и разнообразным
интерфейсом: qwiki, wikisource, wikibooks, Wikimedia Commons, wikiquote.
Как видно из выше представленного вики обладают большим потенциалом
для процесса обучения английскому языку. На практике работа с Вики может
проходить следующим образом:
1.
Добавить более яркие прилагательные или наречия в текст.
2.
Добавить дополнительные факты, даты в текст.
3.
Найти незнакомые слова и добавить их в глоссарий.
4.
Попробовать сформулировать и добавить определения.
5.
Изучить вопросы, которые кто-то спросил по тексту, и включить эту
информацию в текст.
6.Совместное редактирование уже существующих страниц вики по
изучаемой теме. Задания по редактированию может заключаться в
расширении \ сокращении представленной информации, составление
обзоров, таблиц, диаграмм.
7.Создание совместной истории/проекта. Преподаватель дает начало
или первые несколько параграфов, а учащимся предлагается продолжить.
Интерактивной частью создания такого проекта является возможность
использовать гиперссылки, посвященные каждому герою, символу, событию,
явлению, что позволяет представить рассказ с других точек зрения.
8. Использование вики как учебного текста, в который все учащиеся могли
бы внести свой вклад. Этот текст может быть основан на изучаемой теме,
имеющей отдельные страницы в рамках каждой подтемы для словаря,
полезных выражений, грамматических структур, или он может быть основан
на грамматике и ученики могут изучить и поделиться тем, что они знают о
различных грамматических явлениях.
Приведенные выше примеры отражают лишь маленькую часть возможностей
применения вики в процессе обучения английскому языку. Современные
Интернет-технологии обучения иностранным языкам привносят в процесс
обучения открытость (создавая открытую обучающую среду). Вики-
технологии позволяет формировать у учащихся иноязычную
коммуникативную компетенцию в режиме реального времени, в реальной
языковой ситуации.
Заключение.
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
становятся неотъемлемым средством общения для все большего и большего
количества людей. Со временем уровень сформированности иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся вероятно будет определяться
не только умением общения на иностранном языке при личном присутствии
участников общения, но и умением общаться посредством всевозможных
сервисов и служб сети Интернет.
Важнейшей чертой современного языкового
образования является его направленность на формирование поликультурной
личности на основе компетентностного и культуроведческого подходов.
Традиционное обучение нацеленное на освоение определенного содержания,
репродукцию и поддержание знаний, навыков и умений не обеспечивает
должной эффективности обучения. Использование инновационных подходов
и обучающих моделей способствует поисковой, познавательной,
самостоятельной, практической и рефлексивной сторонам обучения.
Использование инновационных подходов в обучении иностранному языку
является составной частью процесса модернизации (обновления)
российского образования.
В нашей стране происходят процессы модернизации системы образования
в целом и инновационные подходы в обучении становятся все более
популярными, необходимыми и востребованными. Это требует от нас
определенных знаний и компетенции в области информационно-
коммуникационных технологий. Эти факторы содействуют новому подходу
к использованию Интернет-ресурсов, а именно вики-технологий.
Широкое использование Веб сервисов в обучении иностранным языкам
способствует коммуникативно-речевому и когнитивному развитию
учащихся, развивает их творческие возможности и создает условия для
самообразования.
Благодаря таким характеристикам, как простота использования,
доступность, эффективность организации информационного пространства,
интерактивность, мультимедийность, надежность и безопасность, вики-
технологии обладают значительным потенциалом в формировании
межкультурной компетенции будущих специалистов: