Напоминание

Реализация функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Филиппова Елена Валерьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 252 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация функциональной грамотности на уроках русского языка в

начальной школе

Аннотация

В статье рассматриваются возможности формирования функциональной

грамотности младших школьников на уроках русского языка. Особое внимание

уделяется практико-ориентированным заданиям и упражнениям, направленным

на развитие читательской и коммуникативной грамотности, умения применять

языковые знания в повседневной жизни.

Введение

Формирование функциональной грамотности является одной из приоритетных

задач начального общего образования. В начальной школе закладываются

основы умения читать, понимать текст, выражать свои мысли и использовать язык

в различных жизненных ситуациях. Уроки русского языка создают благоприятные

условия для развития этих навыков.

Особенности формирования функциональной грамотности младших

школьников

Возрастные особенности обучающихся начальной школы предполагают

использование наглядности, игровых и практических форм работы.

Функциональная грамотность формируется через осознание детьми практической

значимости языка как средства общения и познания.

Основные направления реализации функциональной грамотности на уроках

русского языка

1. Формирование читательской грамотности

Работа с текстом является основой уроков русского языка в начальной школе.

Особое внимание уделяется умению понимать содержание текста, извлекать

информацию и делать простые выводы.

Примеры заданий и упражнений:

• Прочитай короткое объявление. Ответь на вопросы: где? когда? что

нужно сделать?

• Прочитай текст и подчеркни предложение, в котором содержится

главная мысль.

• Составь заголовок к тексту. Объясни свой выбор.

• Найди в тексте информацию, которая отвечает на вопрос: почему?

2. Развитие коммуникативной грамотности

Коммуникативная грамотность формируется через устную и письменную речь,

участие в диалогах и совместной деятельности.

Примеры заданий и упражнений:

• Разыграй диалог «Разговор по телефону» (запись на кружок,

приглашение друга).

• Составь устный рассказ по картинке, соблюдая последовательность

событий.

• Объясни однокласснику, как выполнить задание, используя вежливые

слова.

• Закончи предложение так, чтобы оно звучало вежливо: «Пожалуйста,

…»

3. Практико-ориентированные задания

Практико-ориентированные задания позволяют учащимся применять знания в

ситуациях, близких к реальной жизни.

Примеры заданий и упражнений:

• Напиши короткое сообщение родителям о школьном событии.

• Заполни простую анкету (имя, возраст, класс).

• Составь памятку «Как подготовиться к уроку русского языка».

• Напиши поздравление с праздником, соблюдая структуру текста.

4. Работа с информацией

Умение работать с информацией формируется через анализ, сравнение и

преобразование текстового материала.

Примеры заданий и упражнений:

• Раздели текст на части и составь план.

• Заполни таблицу по прочитанному тексту (кто? что сделал? где?).

• Преобразуй текст в схему или рисунок.

• Найди лишнее предложение и объясни свой выбор.

Методические приёмы и формы работы

Для эффективной реализации функциональной грамотности используются:

• игровые технологии;

• работа в парах и малых группах;

• проблемные вопросы;

• мини-проекты (создание книжки-малышки, памятки, объявления);

• рефлексия (обсуждение, где и как можно применить полученные

знания).

Заключение

Реализация функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной

школе способствует формированию у обучающихся устойчивых навыков чтения,

общения и осмысленного использования языка. Систематическое применение

практико-ориентированных заданий повышает интерес к предмету и помогает

детям успешно применять знания в повседневной жизни.



В раздел образования