Напоминание

Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников


Автор: Горяйнова Лия Сергеевна
Должность: Студент
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Горяйнова Л., Сивакова Н.Н., Гамбарян Г.С.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые аспекты

формирования культуры межнациональных отношений у детей младшего

школьного возраста.

Статья

выделяет

основные

культурные

ценности

в

основополагающих

документах

международных

организаций

ООН,

ЮНЕСКО,

БРИКС,

факторы,

влияющие

на

формирование

межнациональной культуры, такие как семья, образовательные учреждения

и

социальная

среда.

Культура

межнациональных

отношений

как

многокомпонентное личностное образование объединяет когнитивные,

поведенческий и эмоционально-ценностный аспекты, которые необходимо

рассматривать на каждом уровне. Описываются педагогические условия,

которые могут быть использованы педагогами для развития у детей

толерантности, эмпатии и уважения к различным традициям и обычаям

разных народов.

Ключевые слова: межнациональные отношения, культурные

ценности,

этнические

группы,

толерантность,

эмпатия,

традиции,

педагогические условия.

Goryainova L., Sivakova N.N., Gambaryan G.S.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING A CULTURE OF

INTERETHNIC RELATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract:

The article discusses the key aspects of the formation of

interethnic relations culture among primary school children.

The article highlights the main cultural values in the fundamental documents of

international organizations such as the United Nations, UNESCO, and BRICS, as

well as the factors that influence the formation of interethnic culture, such as the

family, educational institutions, and the social environment. The culture of

interethnic relations, as a multifaceted personal formation, combines cognitive,

behavioral, and emotional-value aspects that must be considered at each level. The

article describes pedagogical conditions that can be used by teachers to develop

children's tolerance, empathy, and respect for different traditions and customs of

different nations.

Keywords:

interethnic relations, cultural values, ethnic groups, tolerance,

empathy, traditions, and pedagogical conditions.

В настоящее время в социально-культурной и образовательной

отраслях

Российской

Федерации

значительно

повысилась

роль

поликультурного

взаимодействия.

Интенсивные

миграции

населений

различных возрастных групп, а также процессы глобализации привели к

увеличению национального состава России. Сейчас в школах страны каждый

класс имеет в своем составе школьников других наций [1]. Поэтому возникла

задача формирования умения строить конструктивные и уважительные

отношения с представителями других этнических групп и культур у

учащихся.

Организация объединенных наций (ООН) и ЮНЕСКО (организация

объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) считают

духовное воспитание с прививанием дружеских отношений и уважения прав

человека

в

международном

контексте

фундаментальными

целям

образования. Указанные организации также подчеркивают необходимость

преодоления расовых, языковых, религиозных и национальных барьеров.

Ярким примером мультикультурности и полиэтничности являются страны

БРИКС (Brazil, Russia, India, China, South Africa - неформальное объединение

крупных стран с развивающейся экономикой), так как для них это имеет

особое значение [2].

Система образования Бразилии строится на принципах безусловного

уважения

человеческих

прав,

социальной

интеграции

и

культурного

плюрализма (множества независимых форм культуры).

Данные принципы

являются для страны фундаментальными и закреплены на законодательном

уровне. Для государства важно делать акцент на важности гражданской

ответственности и уважении традициям и устоям других народов. Поэтому

изучение афро-бразильской и индейской культур является обязательным в

образовательной программе.

В Индии духовное наследие провозглашается основой воспитания

подрастающего поколения. Система образования страны глубоко укорена в

религиозные и философские традиции (индуизм). Приоритетными задачами

выступают духовное развитие и самосовершенствование, а также прививание

чувства

коллективной

ответственности

и

толерантности

[3].

Основополагающие

ценности

представлены

уважением

к

старшим,

смирением, любовью к природе и обществу, а также трудолюбием.

Ключевую роль в

воспитательном

процессе играет

институт семьи,

различные практики (йога, медитации), участие в религиозных и культурных

праздниках, а также в волонтерских движениях.

Китай – страна интеграции идеологий, дисциплины и технологий.

Государство играет важную роль в формировании чувств патриотизма,

трудовой ответственности и дисциплины, а также прививанию принципа

коллективизма. Воспитание подрастающего поколения обязательно для всего

населения, закреплена нормативными актами и поддерживается на всех

уровнях

образовательного

процесса

всеми

характерно

связанными

институтами. Китайская система образования характеризуется строгой

государственной

регуляцией,

ориентацией

на

жесткую

дисциплину.

Воспитательная модель страны прививает коллективную ответственность и

уважение к иерархии.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) закрепила в воспитательной

процессе гуманизм и социальную справедливость в постапартеидную эпоху

(апартеид – политика разделения жителей Южной Африки по расовой

принадлежности и установлении разных прав для разных групп населения)

[4]. Данный исторический период характеризуется установлением акцента на

социальной справедливости и восстановлении культурного наследия в

воспитательной системе.

В Российской Федерации (РФ) образованием имеет государственное

значение.

Конституция

устанавливает

воспитание

детей

одним

из

приоритетных направлений государственной политики. В частности акцент

образовательного процесса устанавливается на всестороннее духовное,

нравственное, интеллектуальное и физическое воспитание, а также развитие

и укрепление принципа гражданственности и патриотизма.

Научно-педагогическое осмысление проблем формирования культуры

межнациональных отношений на современном этапе обусловлено наличием

противоречий:

между

современными

требованиями

общества

к

формированию

культуры

межнациональных

отношений

у

младших

школьников

и

недостаточным

уровнем

ее

сформированности

у

обучающихся;

необходимостью

научно-теоретического

обоснования

процесса формирования культуры межнациональных отношений у младших

школьников и недостаточностью исследований по данному направлению в

педагогической науке; необходимостью включения в образовательный

процесс

компонентов,

направленных

на

формирование

культуры

межнациональных отношений у младших школьников и недостаточным

научно-методическим обоснованием механизмов их реализации.

У младших школьников эта задача приобретает особую значимость, так

как начальный период является сензитивным. Сензитивный период - это

временной интервал в жизни ребенка, который характеризуется особой

восприимчивостью к определённым воздействиям. Благодаря этому освоение

конкретных навыков и знаний становится лёгким и эффективным для

развития нравственных качеств, социальных установок и ценностных

ориентиров [5]. В этом периоде закладываются основы мировоззрения и

устанавливается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему

ребенка миру.

Культура межнациональных отношений (КМО) – это сложное понятие,

которое сочетает в себе многокомпонентное личностное образование,

которое

объединяет

когнитивные,

поведенческий

и

эмоционально-

ценностный аспекты. Поэтому КМО необходимо рассматривать на каждом

уровне.

Когнитивный уровень характеризуется наличием у индивида системы

глубоких и объективных знаний. Это означает, что знание собственной

этнической

культуры,

включая

ее

историю,

традиции

и

ценности,

способствует формированию основы здоровой национальной идентичности.

На

поведенческом

уровне

находится

человеческая

способность

реализации имеющихся знания и ценностей в практическом сегменте. Сюда

входят навыки эффективной коммуникации в поликультурной среде.

Эмоционально-ценностный

уровень

является

основополагающим

аспектом

конструктивных

поликультурных

отношений.

Он

интегрирует

сформированность определенных качеств, например, эмпатия (способность

сопереживать

и

понимать

чувства

другого

при

отличии

культурных

составляющих), уважение к культурным ценностям иных народов, отсутствие

шовинизма (идеология национального превосходства, которая обосновывает

право на дискриминацию, угнетение и использованием других народов),

национализма (идеология в политике, рассматривающая превосходство одних

наций над другими) и расовой дискриминации (учение о превосходстве одной

расы над другими) [6].

При исследовании особенностей развития культуры межнационального

общения у младших школьников важно учитывать психолого-педагогические

факторы в данном аспекте. Дети в возрасте от 7 до 12 лет подвержены

значительным изменениям в социальном развитии. Ключевым фактором,

влияющим

на

детей

представленного

возраста,

является

учебная

деятельность

и

педагогическое

воздействие.

На

рисунке

1.

указаны

основополагающие аспекты влияния, характеризующие специфику данного

возрастного диапазона.

Рисунок 1. Аспекты, характеризующие специфику влияния на детей от 7 до 12 лет

Для

детей

младшего

школьного

возраста

школа

становится

первоочередной моделью общества. Один ребенок общается с другими,

происходит развитие сотрудничества и умения соблюдать определенный

свод правил, характерный для определенного окружения или места. Со

временем

формируется

способность

смотреть

на

себя

со

стороны

окружающих, анализировать свои поступки, осознавать свои и чужие

особенности.

Данный

возрастной

период

характеризуется

также

осознанием

принадлежности к определенной этнической группе [7]. Помимо осознания,

у ребенка появляются соответственные этнические предпочтения, или так

называемые первичные установки в этнической группе.

Младшие школьники эмоционально восприимчивы. Данный аспект

говорит

о

высокой

эффективности

использования

художественной

литературы, игровых методов и визуализации, так как они характеризуются

преобладанием эмоционального компонента восприятия информации. Но

важно правильно использовать указанные методы,

потому что дети

анализируемого возраста дословно воспринимают поступающие сведения.

Способность объективно оценивать информацию недостаточно хорошо

развита, вследствие этого дети подвержены к принятию стереотипов и

появлению предрассудков, существующим в окружающем их социуме.

Понимание представленных аспектов, характеризующих специфику

влияния на детей от 7 до 12 лет, приводит к следующему выводу:

формирование

культуры

межнациональных

отношений

у

учащихся

начальной школы требует особого внимания к эмоциональному компоненту,

наглядности, системности и практической ориентированности.

На

самом

деле,

эффективность

воспитания

межнациональных

отношений у младших школьников повышается при таких условиях как:

1.

Оптимизации

форм

и

методов

формирования

культуры

межнациональных отношений у младших школьников;

2. Организации совместной деятельности детей, которая способствует

развитию культуры межнациональных отношений у младших школьников;

3. Формированию опыта межнациональных отношений - построенная

на

взаимоотношениях

педагога

с

детьми

на

основе

педагогической

поддержки.

Мультикультурное

воспитание

имеет

целью

преобразование

общечеловеческих принципов морали, обогащенных нравственным опытом

своего этноса и этическими ценностями других народов, в личные моральные

качества младшего школьника [8].

Формирование

межнационального

согласия

в

начальной

школе

предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных

ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к

родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры

народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4.

Преобразование моральных убеждений

в правила поведения

становится возможным только через организацию совместных общественно

значимых инициатив, направленных на поощрение взаимопонимания между

народами [9].

К важнейшим педагогическим условиям формирования культуры

межнационального

общения

у

детей

младшего

школьного

возраста

относятся:

1. Разработка специальной программы систематической и углублённой

работы учителя с обучающимся начальной школы.

2. Отбор соответствующего содержания для ознакомления учащихся с

культурой, историей, традициями различных народов.

3.

Реализация

деятельностного

подхода.

который

предполагает

организацию активной деятельности младших школьников по освоению

навыков межнационального общения.

4.

Организация

группового

межнационального

взаимодействия

учащихся. Это предполагает обучение детей разных национальностей

умению бесконфликтного сотрудничества в процессе парной, групповой,

коллективной работы.

5. Взаимодействие учителя с родителями по включению их в процесс

межнационального общения и межкультурного диалога учащихся класса.

Важно, чтобы учащиеся во внеурочное время могли познакомиться с

культурным наследием своего народа и других этносов России, стран БРИКС

через участие в кружках, где будут включены элементы культуры различных

народов страны [10]. В каждой школе должны действовать кружки,

посвященные

этнокультурным

темам,

такие

как

спортивные

секции

(национальные

виды

борьбы),

фольклорные

ансамбли,

группы

по

прикладному искусству (вышивка, рукоделие, бисероплетение, живопись,

пирография), а также технические кружки (моделирование в 3D, легкое

конструирование).

Таким образом, успешным условием формирования у школьников

культуры

межнационального

общения

является

вовлечение

их

в

многоплановую внеурочную воспитательную деятельность.

Список литературы

1.

Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной

среде // Советская педагогика. - 1991. - №12

2.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Современные ценности и традиции воспитания в странах БРИКС»//

НОЦ

РО ВШГУ РАНХиГС, М., 28 октября 2025г.

3.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.

Бимбад; Редкол.: М.Ш. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - Большая

Российская энциклопедия, 2002.

4.

Воспитание

культуры

межнационального

общения:

Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и

другие). - М., 2009.

5.

Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика

межнационального общения: Учебное пособие, Издательство МГП, 2008. -

168 с.

6.

Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности

/ Г. Л.

Бардиер. – СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2005. – 120 с.

7. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. -

Нальчик: Эльбрус, 1992.

8.

Этнопсихологический

словарь:

Академия

педагогических

и

социальных наук. -М., 2019.

9.

Белоцеркович

Н.И.,

С.В.

Бобрышев

С.В.

Педагогика

межнационального общения - Ставрополь: изд-во СГПИ, 2008.

10.

Феоктистов И.Е. Воспитание культуры межнационального

общения у младших школьников // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 54.



В раздел образования