"Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка"
Автор: Чекотило Лидия Павловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОБУ комбинированного вида "Детский сад №20" Населённый пункт: город Оренбург,Оренбургской области Наименование материала: Конспект. Консультации для педагогов. Тема: "Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Чекотило Лидия Павловна
2016 г.
Русский
народный
фольклор
является
одним
из
путей
нравственного
воспитания
детей,
ведь
только
с
помощью
народного
фольклора
можно
воспитать в детях такие качества, как любовь к своей Родине, своему народу,
его
обычаям
и
традициям.
В
народном
творчестве
отражены
различные
стороны общественной жизни, связанные и с трудом и с отдыхом русского
народа, наблюдения людей за характерными особенностями времен года,
поведением животных, птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость
должна быть передана нашим детям.
Знакомить детей с народным творчеством я начинаю с младшего возраста. На
музыкальных
занятиях
разучиваем
русские
народные
потешки,
попевки,
песни. Они обычно имеют несложные напевные мелодии, интересны по
содержанию, легко запоминаются, поэтому нравятся детям. Во время пения
народных песен у детей не утомляются их еще слабые голосовые связки. Во
многих песнях часто встречаются такие словосочетания, как «ай-лю-ли», «ой,
так и вот так», «ладо-ладо» и др., повторяются фразы и отдельные слова, это
вызывает у детей интерес и желание исполнять такие песни. Разучивая песни
с
детьми
младшей
группы,
я
использую
игровые
приемы.
В
песнях
«Ладушки»,
«Сорока-
сорока»
сопровождаем пение движениями рук,
развивая тем самым мелкую моторику. К песням: «Петушок»,
«Зайка»,
«Солнышко-ведрышко» ,
я
приношу
на
занятия
игрушечного
петушка,
зайку, солнышко. Наряжаю детей в шапочки этих персонажей, и они прыгают
как
зайки,
кукарекают
как
петушки,
выглядывают
из
окошка
домика,
изображая солнышко. Таким образом: прививаю малышам умение вживаться
в образ, передавать его в движениях, интонациях голоса и мимике. Уже в
младшей
группе
мы
слушаем
русские
народные
мелодии
в
исполнении
оркестра народных инструментов (аудиозапись). Это «Полянка», «Ах, вы
сени», «Из-под дуба», «Как у наших у ворот». Плясовой, зажигательный
характер этих мелодий вызывает у детей оживление. Большинство плясок в
младшей группе мы исполняем под русские народные мелодии, используем
характерные для народных плясок атрибуты: ложки, платочки, ленточки,
колокольчики,
бубны.
Очень
любят
дети
народные
хороводные
игры
«Заинька», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Карусель».
В средней группе дети уже хорошо владеют простейшими танцевальными
движениями
русской
народной
пляски:
поочередное
выставление
ног
на
пятку, полуприседания, притопы, хороводный и дробный шаг, кружение в
паре «лодочкой», русский поклон. В этом возрасте обучаю детей танцевать с
балалайками и гармошками, прививаю навыки инсценирования песен.
В
младшей
и
средней
группе
я
знакомлю
детей
с
такими
персонажами
народного
фольклора,
как Матрешка,
Ванька
–
Встанька,
Петрушка,
Бабушка–
Загадушка, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Масленка,
они
приходят к детям на праздники, играют с ними.
В старшей и подготовительной группах я разучиваю с детьми более сложные
песни,
пляски
и
хороводы.
Использую
русские
народные
попевки
для
распевания,
как
упражнения
для
слуха
и
голоса,
развивая
у
детей
звуковысотный слух, чувство ритма, дикцию и артикуляцию. Это попевки:
«Чики-чикалочки»,
«Бай–качи»,
«Лиса
по
лесу
ходила»,
«Андрей-
воробей», «Котя-коток» и др. Разучивая с детьми народные песни, объясняю
им значение старинных слов: горенка, сенички, коромысел золотой, ярмарка,
лебедушка, соколик и др.
В старшем возрасте я знакомлю детей с новыми жанрами русской песни: это
частушки, которые учат детей понимать народный юмор, лирические песни,
отражающие жизнь человека, его горести и радости, а также трудовые песни,
которые воспитывают в детях уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук.
На познавательных занятиях знакомлю детей с предметами народного быта:
плетень,
ухват,
чугунок,
печь,
кочерга, корыто,
ушат,
прялица,
колыбель и
др. Используя иллюстрации,
кукол,
в русских народных
костюмах, знакомлю детей с одеждой русского народа, с названием элементов
одежды: лапти, сарафан,
кокошник,
передник,
косоворотка,
кушак,
картуз и др.
На
познавательных
занятиях
знакомлю
детей
и
с
русскими
народными
инструментами, с историей их появления: свистулька, дудочка, балалайка,
гармошка,
гусли;
с
шумовыми
инструментами:
трещотки,
рубель,
колотушка и
др.
Дети
осваивают
приемы
игры
на
духовых,
шумовых
инструментах, на деревянных ложках (на двух в одной руке,).
В старшем возрасте наши дети осваивают такие танцевальные движения, как
присядка, выбрасывание ног на прыжке, кружение в парах «вертушкой»,
приставной
шаг,
«ковырялочка»,
шаг
с
припаданием,
шаг
кадрили,
различные хороводные перестроения. Используя эти движения, разучила с
детьми
такие
пляски: «Танец
с
платками»
«Байновская
кадриль»,
«Ромашка» «Танец с ложками», «Прялица», «Танец с коромыслами» и
др.
В старшем возрасте
продолжаю развивать у детей навык инсценирования
песен, в детском репертуаре появляются такие песни: «Ой ты, зимушка-
зима», «Как у наших у ворот», «Тень-тень, потетень», «Как на тоненький
ледок», «Где был, Иванушка? », «В сыром бору тропина». Развитию
творческих способностей также способствует участие детей в драматизациях
русских народных сказок.
В
хо р о вод а х : «Во
поле
береза
стояла»,
«Земелюшка-чернозем»,
«Масленка»,
«Веснянка»
и
др.
продолжаю
развивать
у
детей
умение
согласовывать
пение
и
движения.
Особое
место
в
русском
фольклоре
занимают
народные
игры,
сочетание
устного
творчества
с
игровыми
действиями
развивают
внимание,
сообразительность,
ловкость,
силу,
меткость,
быстроту
движений.
В
репертуаре
детей
старшего
возраста:
и др.
Все песни, пляски, хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также
драматизации русских народных сказок дети исполняют на фольклорных
календарных
праздниках,
которые
организую
в
нашем
саду.
Это
такие
праздники,
как «Осенины»,
«Ярмарка»,
«Посиделки»,
«Колядки»,
«Масленица»,
«Веснянка». Составляя
сценарии
к
этим
праздникам,
я
стараюсь
сохранять
народные
традиции.
На «Осенинах»
мы
с
детьми
воспеваем щедрость и плодородие русской земли, славим трудолюбие народа.
На «Ярмарке» дети с удовольствием изображают торговцев, весело кричат,
расхваливая свой товар, скоморохи приводят Медведя, проводят игры с ним.
На «Колядках» дети в костюмах ряженых ходят в гости, в соседние группы,
поют
колядки,
угощают
друг
друга,
осыпают
друг
друга
крупой.
На
«Масленицу» мы с детьми мастерим чучело, водим с ним хороводы, а затем
сжигаем его на костре, проводим игры на снегу, угощаем детей блинами. На
«Веснянку» мастерим бумажных птиц, поем заклички жаворонков, играем в
игры с вербными веточками. На «Троицу» воспеваем красоту русской березы,
танцуем с ленточками, украшаем лентами березовые ветки. К детям приходят
персонажи русских народных сказок: Емеля, Несмеяна, Баба Яга, Кощей,
Леший, Кикимора, Василиса Прекрасная, Иванушка, Скоморохи и др.
В работе с детьми по ознакомлению с русским народным фольклором я
использую следующую литературу:
1. Сборник «Как у наших у ворот»
2. Сборник «Народные игры с пением»
3. Сборник «Наш веселый хоровод»
4. Фольклор Оренбургского края