Напоминание

"Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка"


Автор: Чекотило Лидия Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОБУ комбинированного вида "Детский сад №20"
Населённый пункт: город Оренбург,Оренбургской области
Наименование материала: Конспект. Консультации для педагогов.
Тема: "Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад







Консультация для педагогов

«Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»


Подготовила: музыкальный руководитель Чекотило Лидия Павловна 2016 г.
Русский народный фольклор является одним из путей нравственного воспитания детей, ведь только с помощью народного фольклора можно воспитать в детях такие качества, как любовь к своей Родине, своему народу, его обычаям и традициям. В народном творчестве отражены различные стороны общественной жизни, связанные и с трудом и с отдыхом русского народа, наблюдения людей за характерными особенностями времен года, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость должна быть передана нашим детям. Знакомить детей с народным творчеством я начинаю с младшего возраста. На музыкальных занятиях разучиваем русские народные потешки, попевки, песни. Они обычно имеют несложные напевные мелодии, интересны по содержанию, легко запоминаются, поэтому нравятся детям. Во время пения народных песен у детей не утомляются их еще слабые голосовые связки. Во многих песнях часто встречаются такие словосочетания, как «ай-лю-ли», «ой, так и вот так», «ладо-ладо» и др., повторяются фразы и отдельные слова, это вызывает у детей интерес и желание исполнять такие песни. Разучивая песни с детьми младшей группы, я использую игровые приемы. В песнях
«Ладушки»,

«Сорока-

сорока»
сопровождаем пение движениями рук, развивая тем самым мелкую моторику. К песням:
«Петушок»,

«Зайка»,

«Солнышко-ведрышко»
, я приношу на занятия игрушечного петушка, зайку, солнышко. Наряжаю детей в шапочки этих персонажей, и они прыгают как зайки, кукарекают как петушки, выглядывают из окошка домика, изображая солнышко. Таким образом: прививаю малышам умение вживаться в образ, передавать его в движениях, интонациях голоса и мимике. Уже в младшей группе мы слушаем русские народные мелодии в исполнении оркестра народных инструментов (аудиозапись). Это
«Полянка», «Ах, вы

сени», «Из-под дуба», «Как у наших у ворот».
Плясовой, зажигательный характер этих мелодий вызывает у детей оживление. Большинство плясок в младшей группе мы исполняем под русские народные мелодии, используем характерные для народных плясок атрибуты: ложки, платочки, ленточки,
колокольчики, бубны. Очень любят дети народные хороводные игры
«Заинька», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Карусель».
В средней группе дети уже хорошо владеют простейшими танцевальными движениями русской народной пляски: поочередное выставление ног на пятку, полуприседания, притопы, хороводный и дробный шаг, кружение в паре «лодочкой», русский поклон. В этом возрасте обучаю детей танцевать с балалайками и гармошками, прививаю навыки инсценирования песен. В младшей и средней группе я знакомлю детей с такими персонажами народного фольклора, как
Матрешка,

Ванька



Встанька,

Петрушка,

Бабушка–

Загадушка, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Масленка,
они приходят к детям на праздники, играют с ними. В старшей и подготовительной группах я разучиваю с детьми более сложные песни, пляски и хороводы. Использую русские народные попевки для распевания, как упражнения для слуха и голоса, развивая у детей звуковысотный слух, чувство ритма, дикцию и артикуляцию. Это попевки:
«Чики-чикалочки»,

«Бай–качи»,

«Лиса

по

лесу

ходила»,

«Андрей-

воробей», «Котя-коток»
и др. Разучивая с детьми народные песни, объясняю им значение старинных слов: горенка, сенички, коромысел золотой, ярмарка, лебедушка, соколик и др. В старшем возрасте я знакомлю детей с новыми жанрами русской песни: это
частушки,
которые учат детей понимать народный юмор, лирические песни, отражающие жизнь человека, его горести и радости, а также трудовые песни, которые воспитывают в детях уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. На познавательных занятиях знакомлю детей с предметами народного быта:
плетень,

ухват,

чугунок,

печь,

кочерга, корыто,

ушат,

прялица,

колыбель
и др. Используя иллюстрации, кукол, в русских народных костюмах, знакомлю детей с одеждой русского народа, с названием элементов
одежды:
лапти, сарафан,

кокошник,

передник,

косоворотка,

кушак,

картуз и др.
На познавательных занятиях знакомлю детей и с русскими народными инструментами, с историей их появления:
свистулька, дудочка, балалайка,

гармошка,

гусли;

с

шумовыми

инструментами:

трещотки,

рубель,

колотушка
и др. Дети осваивают приемы игры на духовых, шумовых инструментах, на деревянных ложках (на двух в одной руке,). В старшем возрасте наши дети осваивают такие танцевальные движения, как присядка, выбрасывание ног на прыжке, кружение в парах «вертушкой», приставной шаг, «ковырялочка», шаг с припаданием, шаг кадрили, различные хороводные перестроения. Используя эти движения, разучила с детьми такие пляски:
«Танец

с

платками»

«Байновская

кадриль»,

«Ромашка» «Танец с ложками», «Прялица», «Танец с коромыслами» и

др.
В старшем возрасте продолжаю развивать у детей навык инсценирования песен, в детском репертуаре появляются такие песни:
«Ой ты, зимушка-

зима», «Как у наших у ворот», «Тень-тень, потетень», «Как на тоненький

ледок», «Где был, Иванушка? », «В сыром бору тропина».
Развитию творческих способностей также способствует участие детей в драматизациях русских народных сказок. В хо р о вод а х :
«Во

поле

береза

стояла»,

«Земелюшка-чернозем»,

«Масленка»,

«Веснянка»
и др. продолжаю развивать у детей умение согласовывать пение и движения. Особое место в русском фольклоре занимают народные игры, сочетание устного творчества с игровыми действиями развивают внимание, сообразительность, ловкость, силу, меткость, быстроту движений. В репертуаре детей старшего возраста:

«Плетень», «Горелки», «Вербохлест», «Родничок», «Яша», «Бабка Ежка»

и др.
Все песни, пляски, хороводы, игру на музыкальных инструментах, а также драматизации русских народных сказок дети исполняют на фольклорных календарных праздниках, которые организую в нашем саду. Это такие праздники, как
«Осенины»,

«Ярмарка»,

«Посиделки»,

«Колядки»,

«Масленица»,

«Веснянка».
Составляя сценарии к этим праздникам, я стараюсь сохранять народные традиции. На
«Осенинах»
мы с детьми воспеваем щедрость и плодородие русской земли, славим трудолюбие народа. На
«Ярмарке»
дети с удовольствием изображают торговцев, весело кричат, расхваливая свой товар, скоморохи приводят Медведя, проводят игры с ним. На
«Колядках»
дети в костюмах ряженых ходят в гости, в соседние группы, поют колядки, угощают друг друга, осыпают друг друга крупой. На
«Масленицу»
мы с детьми мастерим чучело, водим с ним хороводы, а затем сжигаем его на костре, проводим игры на снегу, угощаем детей блинами.
На

«Веснянку»
мастерим бумажных птиц, поем заклички жаворонков, играем в игры с вербными веточками. На «Троицу» воспеваем красоту русской березы, танцуем с ленточками, украшаем лентами березовые ветки. К детям приходят персонажи русских народных сказок:
Емеля, Несмеяна, Баба Яга, Кощей,

Леший, Кикимора, Василиса Прекрасная, Иванушка, Скоморохи и др.
В работе с детьми по ознакомлению с русским народным фольклором я использую следующую литературу: 1. Сборник
«Как у наших у ворот»
2. Сборник
«Народные игры с пением»
3. Сборник
«Наш веселый хоровод»
4.
Фольклор Оренбургского края



В раздел образования