Автор: Ункуева Эржена Валентиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: г. Удачный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья методическая разработка
Тема: "Проблема оценивания учебных достижений обучающихся на уроках истории."
Раздел: полное образование
СТАТЬЯ
Ункуевой Эржены Валентиновны, учителя истории и обществознания.
Проблема оценивания учебных достижений обучающихся на уроках истории.
Основным
объектом
оценки
в
условиях
ФГОС
выступают
планируемые
результаты:
личностные
(самоопределение,
моральная
ориентация,
смыслообразование),
метапредметные
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
и
предметные
(система
опорных
знаний и система предметных действий). Необходимость этого определена
ФГОС.
Не один год работаю над проблемой оценивания учебных достижений
обучающихся
на
уроках
истории.
Опыт
был
обобщен
в
рамках
республиканского конкурса «Учитель года - 2009» и в рамках публичной
презентации
общественности
и
профессиональному
сообществу
результатов своей педагогической деятельности.
Переработав методику контроля на уроках истории, создав, таким
образом,
собственную
методическую
систему:
«Оценивание
учебных
достижений обучающихся на уроках истории», пришла к следующему
выводу: в современной школе существует проблема оценивания учебных
достижений обучающихся. Практически ныне существующая 5-балльная
система, на самом деле является 4-балльной, а порой и 3-балльной. И она
является,
по
сути,
единственным
рабочим
инструментом
учителя
для
оценки учебного труда ребенка, выполняет различные по своей природе
функции
и
поэтому
нередко
противоречит
сама
себе.
Например,
умышленно
завышенная
отметка
за
контрольную
работу
с
целью
поддержания интереса ученика к предмету и веры в собственные силы уже
не будет отражать реальный уровень его успешности. Кроме того, учитель
тем
самым
исказит
в
лучшую
сторону
и
оценку
качества
своей
собственной деятельности.
Аналогичных примеров можно привести множество, но уже на этом
этапе очевидно: один и тот же показатель в системе оценивания, будь то
отметка
или
ее
альтернативная
форма,
не
может
выполнять
разнонаправленные
функции.
Нередко
существующая
практика
оценивания мотивирует школьников на получение отметки, а не знаний.
Отметка
является,
как
известно,
не
только
формой
оценки,
но
еще
и
мощным средством наказаний и поощрений вне школьной жизни. В связи с
этим целевой эффект оценивания, который заключается в конструктивном
анализе
ситуации
и
поиске
путей
для
ликвидации
проблемных
зон,
подменяется борьбой за определенную запись в классном журнале.
Проведенный
анализ
позволил
сделать
следующий
вывод,
что
нынешняя система оценивания учебной деятельности школьников страдает
целым комплексом противоречий. Считаю, что к оценке знаний учащихся
нужно
подходить
индивидуально
и
в
настоящее
время
пятибалльная
система не устраивает учителей и учащихся. Думаю, что нужны поиски
новых путей оценивания учебных достижений учащихся в условиях ФГОС
.
Изучив множество литературы по данной проблеме, сделала выбор в
пользу
балльного
оценивания
результатов
учебной
деятельности
обучающихся. Выбрала десятибалльную систему оценки знаний, так как
она, на мой взгляд, позволяет увеличить диапазон шкалы оценки знаний
обучающихся.
При
проведении
исторических
диктантов,
тестов
каждое
задание
оцениваю
в
баллах.
10-балльная
система
позволяет
оценить
дифференцированные задания, особенно письменные работы. Критерии
оценивания приведены ниже.
балл
% выполнения
заданий
оценка
примечание
10 - 9 б.
100%
«5»
Превосходно, отлично (если учащийся может
выполнять
задания
усложненного
варианта
в
нестандартных условиях)
8 б.
90 %
«5»
очень хорошо (хорошо выполненная работа на
уровне
стандарта);
если
учащийся
выполнил
задание повышенного уровня при 1 недочете
7 б.
85 -80 %
«4»
при 2 недочетах или 1 ошибке (с 7 б. дальше в
зависимости от допущенных недочетов)
6 б.
79-75 %
«4»
5 б.
70-50 %
«3»
4-3 б.
40 %
«3»
2-1 б.
Ниже ;0 %
«2»
По
таблице
видно,
как
каждый
ученик
овладел
навыками
и
умениями. Наблюдения должны быть доступны для родителей и детей. От
этого
интерес
к
учебе
повышается.
10-балльная
система
в
условиях
общепринятых
пяти
баллов
эффективнее
при
выставлении
итоговой
оценки за четверть, полугодие, год (дети знают заранее, сколько нужно
набрать баллов на оценку “5”, “4”, “3”). Контроль результатов обучения на
моих уроках осуществляется постоянно.
Виды контроля:
•
Тестовые
диагностические
работы
(по
некоторым
темам
разработанные самим учителем).
•
Самостоятельные работы. Задача таких работ - определение
самими обучающимися уровня освоения предложенного материала.
•
Проверочные работы. Они проводятся не в конце изучения
темы, а в середине следующей, чтобы дети, которые не усвоили материал
до конца, могли закрепить.
Работы разноуровневые. Уровень заданий определяется не учителем,
а
ребенком.
Фиксация
выполнения
проверочной
работы
производится
мною
с
помощью
многобалльной
системы
оценивания.
Для
этого
использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование,
зачет,
творческие
работы.
В
данной
работе
хорошо
помогают
разработанные нами памятки, которые используются детьми при работе по
данной теме.
Также мною на моих уроках введены таблицы учета, где на самых
первых
порах
выясняется,
какими
знаниями
и
умениями
обладают
учащиеся по истории. Графы в таблице можно менять учителю по своему
усмотрению.
Выделяем
уровни
во
всех
работах
контрольных,
практических,
творческих, отдельных заданий, в работе с картой и таблицей. Изучая темы
по
предмету
мы
создаем
карту
знаний
и
умений,
где
описываем
межпредметные связи, и, которая позволяет увидеть не только уровень
выполнения задания, но и то, как тесно мы работаем, при формировании
универсальных учебных действий с другими педагогами предметниками.
Например,
при
изучении
тем
по
истории
Средних
веков
составлена
следующая таблица.
УУД
Н а
к а к и х
Базовый
Повышенный
Высокий
Предметные
Метапредметные
Личностные
предметах
подобные
задания
уровень
уровень
уровень
1.Линия
времени.
Умение
определять
по датам век, этапы,
место, события.
Личностные
УУД
-
осознавать
целостность мира.
Математика
Геометрия
-правильно
начертить
линию
времени.
-уметь
нанести
хронологичес
к и е
р а м к и
средних веков
н а
л и н и ю
времени.
-выделить время
существования
империи
Карла
Великого,
с о о т н е с т и
с
веком.
- год битвы при
Пуатье.
-
в е к
н а ч а л а
феодальной
раздробленност
и в Европе.
-век
образования
государства
у
Викингов.
- отметить век
образования
государства
у
славян.
-
о т м е т и т ь
предыдущую
э п о х у
и
последующую
эпоху
п о с л е
средних веков.
2.
И с т о р и ч е с к и й
п р о ц е с с
–
формирование
феодальных
отношений.
Метапредметные
УУД Познавательные:
-устанавливать
причинно-
следственные связи –
на простом и сложном
уровне;
- н а х о д и т ь
( в
у ч е б н и к а х
и
д р .
источниках,
в
т. ч .
и с п о л ь з у я
И К Т )
достоверную
информацию,
необходимую
д л я
решения
учебных
и
жизненных задач.
Личностные:
- извлекая из истории
у р о к и
п р о ш л о г о ,
о с о з н а в а т ь
и
Литература
Обществозн
а н и е
( н а
уроках
приводим
примеры)
-правильно
определить
название
процесса.
-назвать
участников
процесса.
-перечислить
феодальные
повинности.
-
выделить
в
тексте
участников
процесса.
-сравнить жизнь
л ю д е й
в
феодальную
э п о х у
с
предыдущей
эпохой.
-выделять
п л ю с ы
и
минусы
процесса.
-
н а й т и
и з
дополнительн
ых источников
новых
участников
этой эпохи.
-
составить
и
представить
р а с с к а з
о
л ю б о м
и з
событий
данной эпохи.
п р о я в л я т ь
с е б я
гражданином
России
в
добрых
словах
и
делах.
3 .
Р а б о т а
с
историческими
понятиями
Метапредметные
УУД
Познавательные УУД:
-определять
понятия;
строить
логиче ски
обоснованные
р а с с у ж д е н и я
н а
простом
и
сложном
уровне;
-классифицировать
(группировать,
устанавливать
и е р а р х и ю )
п о
заданиям.
-представлять
и н ф о р м а ц и ю
в
р а з н ы х
ф о р м а х
(рисунок,
таблица,
план, схема);
-организовывать
работу в паре, группе
(самостоятельно
о п р ед е л я т ь
ц е л и ,
р о л и ,
з а д а в а т ь
вопросы).
Обществозн
ание
География
Биология
Литература
Русский
язык
-знать
определение
понятий
выделять их в
тексте,
составлять
с
понятиями
предложения.
-феод;
-феодал,
-рыцарь;
-зависимый
крестьянин;
-феодальные
повинности:
б а р щ и н а
и
оброк;
- с е н ь о р
и
вассал;
-Сословия:
духовенство,
дворянство,
все
остальные.
-составлять
сравнительные
т а б л и ц ы
и
делать
к
ним
вывода, приводя
а р г у м е н т ы
и
ф а к т ы
и з
таблицы.
-составлять
схемы, уметь их
анализировать,
представлять
свою
работу
в
классе,
группе,
паре.
-решение задач
повышенной
трудности
на
определение
понятия,
сравнение
его,
умение
приводить
п р и м е р ы
и
составлять
предложение.
-умение
помочь
товарищу
запомнить
понятия.
4.
Характеристика
исторической
личности:
Хлодвиг,
Карл Великий и тд.
Личностные УУД
-аргументированно
оценивать
свои
и
чужие
поступки
в
о д н о з н а ч н ы х
и
неоднозначных
Литература
Обществозн
ание
-составлять
характеристик
у по памятке.
-сделать вывод к
характеристике,
выражая
с в о е
отношение,
и с п оль зуя
н е
м е н е е
д в у х
аргументов,
приводя факты.
-в
характеристике
использовать
хотя
бы
одно
срав нение
с
другим
историческим
деятелем.
-
д а т ь
нравственную
ситуациях
(в
т. ч .
учебных),
опираясь
наобщечеловеческие
нравственные
ценности.
Метапредметные
УУД
Познавательные
УУД
- н а х о д и т ь
( в
у ч е б н и к а х
и
д р .
источниках,
в
т. ч .
и с п о л ь з у я
И К Т )
достоверную
информацию,
необходимую
д л я
решения
учебных
и
жизненных задач.
о ц е н к у
с
позиции
ч е лове ка
2 1
в е к а
о
поступках
данного
исторического
деятеля.
5 .
Р а б о т а
п о
исторической карте.
Метапредметные
УУД
Познавательные
УУД:
-сравнивать
объекты
по
заданным
и л и
самостоятельно
определённым
критериям.
Регулятивные УУД:
-планировать
д е я т е л ь н о с т ь
в
учебной и жизненной
с и т у а ц и и
( в
т . ч .
проект),
используя
ИКТ;
– работать по плану,
сверяясь
с
целью,
н а х о д и т ь
и
исправлять ошибки, в
т.ч. самостоятельно
Личностные УУД:
География
-
отметить
в
контурной
карте границы
З а п а д н о
–
Римской
империи;
-
г р а н и ц ы
империи
Карла
Великого.
-
в ы д е л и т ь
границы
Восточно-
Римской
империи;
-
г р а н и ц ы
соседних
государств,
названия.
-
з а п и с и
а к к у р а т н о
в
ц в е т е
и
пояснениями.
-защита
выполненного
з а д а н и я
в
контурной
карте у доски с
использование
м
исторической
карты.
-осознавать
целостность
мира
и
многообразия
взглядов
на
н е го ,
вырабатывать
собственные
мировоззренческие
позиции.
В своей практике использую также другие системы оценок:
1. Ставлю “+” и “-” при проведении зачета по теории различных тем.
В зависимости от числа этих знаков выводится оценка по теории. Во
второй части зачета - практической, даются задания, трудность которых
различна и оценивается в баллах. По набранным баллам выводится оценка
по практике. В журнал выносится одна оценка по зачету.
2. В 5-6 классах при выполнении различных видов работ активность
учащихся
оцениваю
жетонами,
что
позволяет
в
конце
урока
более
объективно выставить отметку.
3. Применяю методику «Круги исторической памяти».
В поисках новых путей оценивания учебных достижений учащихся
на
своих
уроках
пришла
к
выводу,
что
существует
семь
приёмов
эффективного оценивания:
1
приём:
для
достижения
целей,
поставленных
в
процессе
обучения,
используйте итоговую оценку в форме творческого задания.
2
приём:
для
успеха
выполнения
творческого
задания
покажите
обучающимся критерии, уровни оценивания.
3 приём: диагностика должна предварять процесс обучения.
4 приём: предложите правильный выбор обучающимся.
5 приём: обеспечивайте обратную связь с учащимися, как можно раньше и
чаще в процессе обучения.
6 приём: используйте самооценку обучающихся в процессе их учебной
деятельности.
7 приём: предоставьте возможность ученикам заменить старый результат
достижений новым.
Примите во внимание, что оценка должна соответствовать 5 критериям:
1) должна применяться своевременно;
2) учитывать специфику того, что проверяется;
3) должна быть понятной для того, кого оценивают;
4) должна давать возможности для самокорректировки;
5) оценка должна помочь учащимся понять, в чём их сильные и
слабые стороны, как они смогут улучшить результат.