Автор: Колесникова Светлана Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ СОШ №18
Населённый пункт: Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Актуализация межпредметных связей на уроке черчения как один из приемов повышения мотивации"
Раздел: среднее образование
Колесникова Светлана Владимировна,
учитель черчения МОУ – СОШ №18,
Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри.
Актуализация межпредметных связей на уроке черчения
как один из приемов повышения мотивации.
Связь обучения черчению с другими предметами политехнического цикла
– необходимое условие успешного преподавания данного предмета в школе.
Она
особенно
важна
в
преподавании
черчения,
технологии,
геометрии,
изобразительного искусства, физики и химии, так как знания, умения и навыки,
получаемые по одному из этих предметов, используются непосредственно на
занятиях по другому. Карты, диаграммы, схемы, выкройки и др., применяемые
на этих уроках требуют единого графического режима. Также и конструктор
должен знать законы других наук.
Актуализация
межпредметных
связей
на
уроке
черчения
помогает
повысить
интерес
обучающихся
к
предмету.
Раскрывает
многосторонние
возможности применения знаний и умений, полученных на уроках, в различных
областях жизнедеятельности человека; помогает обучающимся поднять свои
предметные достижения на более высокий уровень.
Интегрированные
знания
по
определенным
темам
развивают
личностные
(адекватная
мотивация
учебной
деятельности),
регулятивные
(контроль
и
оценивание своих действий), познавательные (расширение спектра логических
действий и операций) и коммуникативные (адекватное восприятие и передача
информации, отображение предметного содержания и условий деятельности в
теории и практике,) универсальные учебные действия.
Вот
несколько
примеров,
показывающих,
как
тесно
связан
предмет
«Черчение» с предметами политехнического цикла.
Технология.
8класс. Тема «Аксонометрические проекции»
Задание: составить последовательность построения чертежа.
Последовательность
построения
чертежа
зависит
от
этапов
(технологии)
изготовления
данной
модели.
Модель
необходимо
изготовить
из
дерева.
Решение данной задачи позволит построить чертеж быстро и качественно.
8 класс. Тема «Инструменты и принадлежности, необходимые для урока
черчения».
Конструкторская смекалка.
Какая из двух линеек, изображенных на рисунке деревянная, а какая -
стальная?
9 класс. Тема «Сборочные чертежи. Виды соединений деталей.»
Почему электролампы транспортных машин имеют цоколь со штырьками, а не
с резьбой, как большинство ламп?
Физика
8 класс. Тема «Решение конструкторских задач.»
Почему коническое ведро делают большим основанием вверх, конический
кофейник или кувшин, наоборот, - вниз?
Геометрия.
8 класс. Тема «Построение правильных геометрических фигур»
Почему эти предметы опираются в трех точках?
Экономика
9 класс. «Взаимозаменяемость. Стандартизация».
Стеклянные банки различной емкости имеют горловины одинаковых
размеров. Хорошо это или плохо?
Каким образом производитель сохраняет или увеличивает уровень продаж
бытовой техники, не меняя основные типовые соединения изделия?
Химия. Физика. Экономика.
9 класс. «Чтение сборочных чертежей»
Что означает надпись на рабочем поле чертежа – «Покрытие - Х пор. 24» ?
Для чего детали покрывают хромом и никелем ?
Почему покрытие деталей никелем и хромом приносит значительную экономию
на производстве, и служит одним из факторов сохранения экологии?
Чтобы
ответить
на
эти
вопросы,
возможно,
вам
помогут
эти
слова-
подсказки:
катод,
сульфат
никеля,
электролитическое
нанесение
на
поверхность,
электролиты,
коррозионная
стойкость,
электролиз,
твердые
неорганические частицы
Если вы ответили на все вопросы, то ваша конструкторская
смекалка на высоком уровне.
Конструктор - творец нового. Он превращает свой замысел в чертежи, по
которым в цехах заводов строят станки, машины, механизмы и др.
Чтобы внести в конструкцию детали или механизма какое-либо ценное,
оригинальное усовершенствование, конструктор должен знать начертательную
геометрию, теорию машин и механизмов, сопротивление материалов и другие
специальные науки; должен уметь пользоваться различными справочниками,
таблицами, стандартами и обладать конструкторской смекалкой. Без смекалки
конструктор повторяет лишь то, что было создано другими.