Автор: Козлова Галина Трофимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ ""В(С)ОШ №4 при ИК-!"
Населённый пункт: г Мариинск Кемеровская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Урок успеха. Профориентация"
Раздел: полное образование
Урок успеха
Профориентационное занятие
Цели занятия:
1) актуализация знаний о профессиях
2)
показать
разнообразие
специальностей,
которые
требуют
знания
предмета
обществознания;
3) развивать у учащихся творческий потенциал в выборе профессии через этот предмет.
Задачи:
1) Формировать представление о роли профессии в жизни человека;
2) Расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения
желаемой профессии;
3) Формировать умение вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное
отношение к другим мнениям;
4)
Повышение уровня ориентации в мире профессии;
5) Осознание особенностей профессий;
6) Потренироваться в отборе необходимого материала из потока информации.
Ход занятия.
Упражнение «Кто есть кто?»
Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ
с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения его в классе. В игре могут
участвовать от 6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание - 5-7 минут.
Процедура игрового упражнения следующая:
1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких
секунд
должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия
подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно
должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для
названной профессии)".
Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у
участников группы, какие
профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук)
на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда
названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной
рукой - на одного человека, другой - на другого). Для большего количества участников
лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий
сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей
образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной
профессии. Конечно и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывает, но по
опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.
Упражнение «Журналист».
Детей делят на пары. В парах один из подростков играет роль «журналиста»,
второй – «звезды» (на втором этапе участники меняются ролями). «Журналист» берет у
«звезды» интервью по следующему плану:
- Кем ты хочешь быть по профессии?
- Как ты думаешь, кем ты будешь работать через 20-30 лет?
- Что тебе может помешать достигнуть профессиональных целей?
Ответы «звезд» записываются «журналистами». По окончании работы «журналисты»
представляют своих «звезд».
Упражнение «Мой день 10 лет спустя»
Медитативное упражнение. Закройте глаза и представьте себе свой день
через 10 лет.. Итак, вам будет 25 лет (24, 26). Вы просыпаетесь утром? Который сейчас
час? Где вы находитесь? С кем? Что делаете дальше? Постарайтесь увидеть все события
этого дня подробно и конкретно. Подойдите к зеркалу. Что вы там увидите? Почувствуйте,
какие звуки раздаются? Какие у вас тактильные ощущения? Вам все больше и больше
нравится ваш будущий образ. Он становится для вас все более и более приятным. Он
очень вам нравится. Вы открываете глаза и стараетесь запомнить эти приятные ощущения
от встречи с самим собой в будущем.
Упражнение проективный рисунок "Я через 10 лет"
Работа начинается с рисунка "Я через 10 лет". Каждый из участников простым
карандашом выполняет рисунок. Ведущие не дают никаких дополнительных инструкций и
должны пресекать все разговоры, если они носят характер типа "Скажи, что мне
нарисовать?"
При этом рисунок не обязательно должен отражать профессию. Рисунки подписываются
Ведущий: предлагает положить свои рисунки в круг, встать и обойти рисунки других
участников. Подумать над вопросами:
1.
Что из нарисованного ближе его автору?
2.
Что позволяет сделать такой вывод?
Далее участники группы высказываются в круг.
Таким образом, члены группы получит обратную связь от каждого участника
группы и сможет сопоставить свое мнение большого количества людей о своем
отношении к выбору.
Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"
Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка
написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали -
наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы
анкеты ("да" или "нет"):
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной
профессией?
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для
овладения профессией?
Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные
цели.
Упражнение «Мои эмоции»
Учащиеся рисуют эмоции, которые у них возникают когда:
они думают о своей будущей профессии
они думают, об учебном заведении, в котором хотят учиться
они думают о будущем месте своей работы
они задумываются о своей будущей карьере
они думают о своих коллегах по работе
они задумываются, о том какую пользу они смогли бы принести людям
Литература
Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис,
2001.
Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для
подростков. - М.: Генезис, 2004.