Напоминание

"Урок успеха. Профориентация"


Автор: Козлова Галина Трофимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ ""В(С)ОШ №4 при ИК-!"
Населённый пункт: г Мариинск Кемеровская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Урок успеха. Профориентация"
Раздел: полное образование





Назад




Урок успеха

Профориентационное занятие

Цели занятия:

1) актуализация знаний о профессиях

2)

показать

разнообразие

специальностей,

которые

требуют

знания

предмета

обществознания;

3) развивать у учащихся творческий потенциал в выборе профессии через этот предмет.

Задачи:

1) Формировать представление о роли профессии в жизни человека;

2) Расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения

желаемой профессии;

3) Формировать умение вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное

отношение к другим мнениям;

4)

Повышение уровня ориентации в мире профессии;

5) Осознание особенностей профессий;

6) Потренироваться в отборе необходимого материала из потока информации.

Ход занятия.

Упражнение «Кто есть кто?»

Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ

с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения его в классе. В игре могут

участвовать от 6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание - 5-7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких

секунд

должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия

подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно

должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для

названной профессии)".

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у

участников группы, какие

профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук)

на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда

названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной

рукой - на одного человека, другой - на другого). Для большего количества участников

лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий

сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей

образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной

профессии. Конечно и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывает, но по

опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

Упражнение «Журналист».

Детей делят на пары. В парах один из подростков играет роль «журналиста»,

второй – «звезды» (на втором этапе участники меняются ролями). «Журналист» берет у

«звезды» интервью по следующему плану:

- Кем ты хочешь быть по профессии?

- Как ты думаешь, кем ты будешь работать через 20-30 лет?

- Что тебе может помешать достигнуть профессиональных целей?

Ответы «звезд» записываются «журналистами». По окончании работы «журналисты»

представляют своих «звезд».

Упражнение «Мой день 10 лет спустя»

Медитативное упражнение. Закройте глаза и представьте себе свой день

через 10 лет.. Итак, вам будет 25 лет (24, 26). Вы просыпаетесь утром? Который сейчас

час? Где вы находитесь? С кем? Что делаете дальше? Постарайтесь увидеть все события

этого дня подробно и конкретно. Подойдите к зеркалу. Что вы там увидите? Почувствуйте,

какие звуки раздаются? Какие у вас тактильные ощущения? Вам все больше и больше

нравится ваш будущий образ. Он становится для вас все более и более приятным. Он

очень вам нравится. Вы открываете глаза и стараетесь запомнить эти приятные ощущения

от встречи с самим собой в будущем.

Упражнение проективный рисунок "Я через 10 лет"

Работа начинается с рисунка "Я через 10 лет". Каждый из участников простым

карандашом выполняет рисунок. Ведущие не дают никаких дополнительных инструкций и

должны пресекать все разговоры, если они носят характер типа "Скажи, что мне

нарисовать?"

При этом рисунок не обязательно должен отражать профессию. Рисунки подписываются

Ведущий: предлагает положить свои рисунки в круг, встать и обойти рисунки других

участников. Подумать над вопросами:

1.

Что из нарисованного ближе его автору?

2.

Что позволяет сделать такой вывод?

Далее участники группы высказываются в круг.

Таким образом, члены группы получит обратную связь от каждого участника

группы и сможет сопоставить свое мнение большого количества людей о своем

отношении к выбору.

Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"

Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана

Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка

написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали -

наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы

анкеты ("да" или "нет"):

1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?

2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?

3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?

4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?

5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной

профессией?

6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для

овладения профессией?

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные

цели.

Упражнение «Мои эмоции»

Учащиеся рисуют эмоции, которые у них возникают когда:

они думают о своей будущей профессии

они думают, об учебном заведении, в котором хотят учиться

они думают о будущем месте своей работы

они задумываются о своей будущей карьере

они думают о своих коллегах по работе

они задумываются, о том какую пользу они смогли бы принести людям

Литература

Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис,

2001.

Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для

подростков. - М.: Генезис, 2004.



В раздел образования