Напоминание

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге"


Автор: Нечаева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Светлячок" р.п. Ветлужский
Населённый пункт: Краснобаковский район
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы на тему.

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста

навыков безопасного поведения на дороге посредством

ознакомления с правилами дорожного движения»

Подготовила

Нечаева С.Ю.

Актуальность формирования у детей старшего

дошкольного возраста навыков безопасного поведения

на дороге

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной

частью

национальных

задач

обеспечения

личной

безопасности,

решения

демографических,

социальных

и

экономических

проблем,

повышения

качества жизни граждан России.

Об актуальности решения указанных задач свидетельствуют объявленное

всемирной

конференцией

решение

о

признании

периода

2011-2020

гг.

Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения,

а также принятая постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 №

864 федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного

движения в 2013 - 2020 годах».

Актуальность и практическая значимость профилактики детского

дорожно-т ранспортного

т равматизма

обусловлена

в ы с о к и м и

статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Ежегодно

под

колесами

автотранспорта

гибнет

до

3,5

тыс.

детей,

около

30

тыс.

становятся инвалидами.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.

Главным

из

них

всегда

будет

сохранение

человеческой

жизни,

особенно

жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на

наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного

движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на

улицах и дорогах является особенно актуальной.

Проблема, с которой я столкнулась во время прогулок и экскурсий с

детьми в том, что дети дошкольного возраста имеют достаточно низкую

грамотность в области дорожного движения: не сформирована готовность

детей к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, отсутствуют

умения,

которые

позволяли

бы

каждому

юному

участнику

дорожного

движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия

своего

поведения,

вовремя

устанавливать

и

устранять

их

причины.

В

большинстве

случаев

дети

добираются

до

детского

сада

и

обратно

с

родителями на автомобиле, являясь пассажирами и не имеют пешеходного

опыта.

Слишком много непредвиденных ситуаций ждёт детей на дороге, и надо,

чтобы

ребёнок

в

них

хорошо

ориентировался.

Избежать

дорожных

опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения

ребёнка с самого раннего возраста. Обучение детей правилам безопасного

поведения

на

дороге

бесспорно

вопрос

сложный.

Педагоги

и

родители

стараются

обучить

детей

правилам

дорожного

движения.

Но

детская

беспечность и обилие отрицательных примеров зачастую сводят на нет все

усилия. Поэтому надо рассказать о ПДД так, чтобы юные его участники

осознали предостерегающие их опасности

.

В рамках культурологического подхода (Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С.

Маркарян,

В.М.

Межуев,

М.С.

Яницкий

и

другие)

в

контексте

общекультурного

развития

личности,

культура

безопасного

поведения

несовершеннолетних

на

дороге

есть

сторона

безопасного

поведения

личности в целом.

В настоящее время точно не определена структура культуры безопасного

типа

поведения

на

дороге,

недостаточно

разработаны

методологические

основы и педагогические условия, способствующие формированию культуры

безопасного

поведения

школьников

в

дорожной

ситуации,

не

обобщена

система воспитания, направленная на становление школьников как субъектов

дорожного движения, способных управлять своим поведением в дорожной

обстановке

и

корректировать

его

в

зависимости

от

поведения

других

участников дорожного движения.

Делая вывод можно сказать, что детские сады являются основными

звеньями

в

работе

по

профилактике

детского

дорожно-транспортного

травматизма

и

формированию

у

детей

необходимых

знаний,

умений

и

навыков культуры безопасного поведения на дороге.

Методическое обеспечение

При реализации программы по ознакомлению детей с правилами

дорожного

движения

применяются

формы

занятий,

позволяющие

максимально

приблизить

процесс

обучения

детей

к

реальной

жизненной

ситуации

и

обеспечить

взаимодействия

со

всеми

без

исключения

его

участниками. Изучение теоретического материала обеспечивается в форме

беседы;

инструктажей,

индивидуальной

работы,

а

также

применением

игровых занятий.

Подбор дидактических материалов, учебно-наглядных

пособий

(карточки

с

проблемными

дорожными

ситуациями,

плакаты,

инструкции, схемы, фотографии и др.) содействует развитию памяти, речи,

внимания, логического мышления детей.

Ведущая педагогическая идея

Формирование знаний и практических умений по безопасности дорожного

движения через реализацию системно –деятельностного подхода.

Цель

– Создание условий для формирование у детей навыков

осознанного поведения на улицах посёлка.

Задачи

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть,

пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых

живут

дети.

Знакомить

с

правилами

дорожного

движения,

правилами

передвижения

пешеходов

и

велосипедистов.

Продолжать

знакомить

с

дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса»,

«Пешеходный

переход»,

«Пункт

первой

медицинской

помощи»,

«Пункт

питания»,

«Место

стоянки»,

«Въезд

запрещен»,

«Дорожные

работы»,

«Велосипедная дорожка».

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте

Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в

конкретно

меняющейся

ситуации

и

построению

адекватного

безопасного

поведения.

Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и

внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Повысить компетентность родителей в вопросах касающихся правил

дорожного движения

Формы и методы реализации программы

1.Словесный:

- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами,

событиями);

- беседа

-чтение художественных произведений

- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.

2.

Наглядный:

- презентации

- обучающие мультфильмы

-работа с иллюстрациями по теме;

- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на

дорогах);

3.Практический:

- выполнение различных творческих работ по данной теме

– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх

Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на

специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по

образовательным областям:

Художественно- эстетическое развитие - сюжетное рисование по

впечатлениям проведенных занятий, транспорта, моделирования дорожных

ситуаций

Речевое развитие- использование стихов, рассказов, загадок;

Физическое развитие- использование подвижных игр, физкультминуток;

Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история

транспорта.

Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна

лишь

в

том

случае,

если

теория

тесно

связана

с

практикой.

Самым

действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения

на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой,

дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы,

водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и

только

яркие

моменты

оставляют

в

их

памяти

нужные

знания.

Любой

ребёнок

быстрее

поймёт

и

усвоит

ПДД,

преподнесённые

не

только

в

обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.

Создание

предметно

пространственной

развивающей

образовательная среды.

Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается

на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем

самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую

деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-

Интеграции

-

интегративность

всех

видов

детской

деятельности,

реализующихся в образовательном процессе.

-

Дифференцированного

подхода

-

решаются

задачи

эффективной

педагогической

помощи

детям

в

совершенствовании

их

личности,

способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих

раскрыть

психофизические,

личностные

способности

и

возможности

воспитанников.

- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы

в

разных

группах

с

усложнением

соответствующим

возрастным

особенностям детей.

-

Преемственности

взаимодействия

с

ребёнком

в

условиях

дошкольного

учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей

Предполагаемые результаты

К

концу

дошкольного

возраста

ребенок

должен

ориентироваться

в

ближайшем

пространственном

окружении

(дом,

двор,

соседние

улицы

и

дороги),

уметь

наблюдать

и

правильно

оценивать

дорожные

ситуации,

владеть навыками безопасного поведения в них.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила

безопасного поведения

Этапы реализации цели

Организационный этап: Анализ научно-методической литературы,

постановка цели, подбор технологий. Перспективное планирование работы

по ПДД. Составление картотеки игр, направленных на формирование

безопасного поведения на улицах, дорогах. Составление маршрута «Дом -

детский сад». Создание развивающей среды: подбор интегративного

материала, пополнение дидактического материала по правилам дорожного

движения. Проведение диагностики по правилам дорожного движения.

Анкетирование родителей. Разработка памяток для родителей по обучению

правилам дорожного движения. Опросы детей по ПДД

Основной этап. Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с

семьёй, с социумом. Целевые прогулки. Экскурсии к проезжей части дороги.

Прогулки-наблюдения: «Опасные места на улице», «Велосипед и дорога».

Занятия-развлечения «Берегись автомобиля», викторина «Знатоки ПДД,

приглашение сотрудника ГИБДД. Экскурсии к перекрёстку «Посмотри

налево, посмотри направо», «Дорожные знаки». Занятия-беседы «Какие

бывают автомобили?», «Мы-пассажиры». Дидактические игры: «Дорожные

знаки», «Светофор» настольно-печатные игры. Сюжетно-ролевые игры:

«Водитель», «Светофор» «Мы - пассажиры», «Улица. Чтение

художественных произведений, сказок с обсуждением поведения героев,

пословиц, поговорок по теме «Правила дорожного движения». Организация

выставок, конкурсов по изготовлению игровых материалов, рисунков.

Сотрудничество с семьёй: родительские собрания, консультации, ,

мероприятия, мини-проект «Безопасный маршрут» .

III. Заключительный этап: Педагогические наблюдения, проведение

итоговой диагностики по ПДД. Выводы, обобщения, определение

перспективы.

Результаты

У

большинства

детей

сформировано

более

осознанное

отношение

к

изучению правил безопасного поведения на дороге, умение ориентироваться

в дорожной обстановке

Сформировались

знания

об

элементах

дороги

(проезжая

часть,

пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Сформировались знания о том, кто являются участниками дорожного

движения, правила перехода проезжей части и движения по обочинам и

тротуарам.

Дети имеют знания о некоторых дорожных знаках



В раздел образования