Напоминание

"Становление у старших дошкольников целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере"


Автор: Певцаева Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Становление у старших дошкольников целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Становление у старших дошкольников

целенаправленности

и саморегуляции в двигательной сфере

Уважаемые

родители!

Как

известно,

трудно

переоценить

роль

движений в жизни человека и особенно в развитии детей.

Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и

систем

организма.

Именно

в дошкольном детстве

формируются

те

двигательные

качества,

навыки

и

умения

ребенка,

которые

служат

основой его нормального физического и психического развития.

Огромное значение в двигательной сфере дошкольника имеет развитие

саморегуляции и целенаправленности собственных действий.

Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который

реализуется

на

протяжении

всего дошкольного

детства.

В

нем

могут

быть задействованы

три

механизма:

общение

со

взрослым,

игровая

деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Каждый

из этих механизмов имеет особое назначение. Так, общение с взрослым

позволяет

ребенку

обрести

значимый

личностный

смысл,

который

п ом о г а е т

р е г ул и р о ват ь

т е ку щ у ю

д е я т е л ь н о с т ь .

И г р а

п о

правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в

соответствии с установленными нормами.

Психогимнастические

упражнения

позволяют

тренировать

умения

осознавать

и

контролировать

двигательную

и

эмоциональную

сферы

ребенка. Для того чтобы ребенку самому научиться контролировать свои

движения, он должен овладеть следующими умениями:

-произвольно

направлять

свое

внимание

на

мышцы,

участвующие

в

движении;

-различать и сравнивать мышечные ощущения;

-определять

соответствующие

характера

ощущений (“напряжение

-расслабление”) характеру

движений,

сопровождаемых

э т и м и

ощущениями (“сила - слабость”)

-менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка,

последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного

мышечного чувства, моторной ловкости.

Н а и б ол е е

ва ж н о е

м е с то саморегуляции занимают

специальные

упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхании, массаж,

растяжки.

Дыхание

-

важнейший

физиологический

процесс,

происходящий

автоматически,

рефлекторно.

Дыхательная

гимнастика

призвана

освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию

привычек.

Существуют

различные

дыхательные

техники,

призванные

вернуть

человека

к

его

естеству,

правильному

дыханию,

экономному

расходованию энергии и т. д

Важно

научить

ребенка чувствовать

свое

дыхание,

т.

е.

обращать

внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание.

Массаж

включается

в

комплексы

общеоздоровительных

мероприятий.

Элементы

общего

массажа (поглаживание,

растирание,

разминание,

постукивание) сочетаются

с

точечным воздействием на

определенные

точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным

количеством биологически активных точек - зоны кистей, стоп, головы,

лица и отдельно выделенная зона ушной раковины.

Растяжки

-

прекрасный

способ,

позволяющий

снимать

эмоционально-

психическое

напряжение

и

одновременно

повышать

двигательную

активность.

Растяжки

основаны

на

естественном

движении.

Каждый

знает,

как

хочется

потянуться

всем

телом,

пробудившись

ото

сна.

Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить

осанку и манеру двигаться, снять утомление.

Релаксация

-

это

расслабление.

Приемы

релаксации

основаны

на

сознательном расслаблении мышц. Техника релаксации направлена на

снятие

ненужного

напряжения,

связанного

с

переутомлением,

нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.

Воспитатель Певцаева Н.А.



В раздел образования