Автор: Певцаева Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Становление у старших дошкольников целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере"
Раздел: дошкольное образование
Становление у старших дошкольников
целенаправленности
и саморегуляции в двигательной сфере
Уважаемые
родители!
Как
известно,
трудно
переоценить
роль
движений в жизни человека и особенно в развитии детей.
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и
систем
организма.
Именно
в дошкольном детстве
формируются
те
двигательные
качества,
навыки
и
умения
ребенка,
которые
служат
основой его нормального физического и психического развития.
Огромное значение в двигательной сфере дошкольника имеет развитие
саморегуляции и целенаправленности собственных действий.
Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который
реализуется
на
протяжении
всего дошкольного
детства.
В
нем
могут
быть задействованы
три
механизма:
общение
со
взрослым,
игровая
деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Каждый
из этих механизмов имеет особое назначение. Так, общение с взрослым
позволяет
ребенку
обрести
значимый
личностный
смысл,
который
п ом о г а е т
р е г ул и р о ват ь
т е ку щ у ю
д е я т е л ь н о с т ь .
И г р а
п о
правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в
соответствии с установленными нормами.
Психогимнастические
упражнения
позволяют
тренировать
умения
осознавать
и
контролировать
двигательную
и
эмоциональную
сферы
ребенка. Для того чтобы ребенку самому научиться контролировать свои
движения, он должен овладеть следующими умениями:
-произвольно
направлять
свое
внимание
на
мышцы,
участвующие
в
движении;
-различать и сравнивать мышечные ощущения;
-определять
соответствующие
характера
ощущений (“напряжение
-расслабление”) характеру
движений,
сопровождаемых
э т и м и
ощущениями (“сила - слабость”)
-менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка,
последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного
мышечного чувства, моторной ловкости.
Н а и б ол е е
ва ж н о е
м е с то саморегуляции занимают
специальные
упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхании, массаж,
растяжки.
Дыхание
-
важнейший
физиологический
процесс,
происходящий
автоматически,
рефлекторно.
Дыхательная
гимнастика
призвана
освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию
привычек.
Существуют
различные
дыхательные
техники,
призванные
вернуть
человека
к
его
естеству,
правильному
дыханию,
экономному
расходованию энергии и т. д
Важно
научить
ребенка чувствовать
свое
дыхание,
т.
е.
обращать
внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание.
Массаж
включается
в
комплексы
общеоздоровительных
мероприятий.
Элементы
общего
массажа (поглаживание,
растирание,
разминание,
постукивание) сочетаются
с
точечным воздействием на
определенные
точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным
количеством биологически активных точек - зоны кистей, стоп, головы,
лица и отдельно выделенная зона ушной раковины.
Растяжки
-
прекрасный
способ,
позволяющий
снимать
эмоционально-
психическое
напряжение
и
одновременно
повышать
двигательную
активность.
Растяжки
основаны
на
естественном
движении.
Каждый
знает,
как
хочется
потянуться
всем
телом,
пробудившись
ото
сна.
Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить
осанку и манеру двигаться, снять утомление.
Релаксация
-
это
расслабление.
Приемы
релаксации
основаны
на
сознательном расслаблении мышц. Техника релаксации направлена на
снятие
ненужного
напряжения,
связанного
с
переутомлением,
нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.
Воспитатель Певцаева Н.А.