Автор: Горевая Татьяна Александровна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "СОШ №4 г. Ершова Саратовской области"
Населённый пункт: Саратовская область город Ершов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Права человека"
Раздел: среднее образование
Тема: «Права человека. Кто ты - гражданин или обыватель»
Цель:
познакомить учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах
ребенка,
привлекать внимание детей к проблемам соблюдения прав человека, показать единство
прав и обязанностей,
воспитывать правовую культуру школьников и чувства причастности к международному
правовому сообществу.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход занятия:
1.Организационный момент. (эмоциональный настрой учащихся).
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, разберемся в
тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнения о том, почему необходимо
и так важно знать их.
Вы готовы поработать?
Вы готовы отвечать?
Вы готовы, если надо, что-то вспомнить и узнать?
Ну а главное - готовы вы сегодня рассуждать?
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно, с ними
появились и главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны
делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Так возникли права
и обязанности у каждого человека (слайд 2)
Без ясного ответа на эти вопросы, жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и
неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с
помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в
битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось
решить эти вопросы. Были приняты международные документы о правах человека. Их
можно разделить на 2 большие группы: декларации и конвенции.
В 1948 году был принят документ, в котором закреплены права людей, и назывался
он Всеобщей декларацией прав человека. (Слайд 3)
Это нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще, что они
рождаются свободными и равными, имеют одинаковые права - и ни слова о детях.
Потом взрослые решили определить права детей - ведь из бесправного ребенка не может
вырасти свободный человек. В 1959г. была утверждена Декларация прав ребенка. В этом
документе были изложены права, касающиеся защиты и благополучия детей.
Однако, Декларация - это высказывание, имеет лишь рекомендательный характер, ее
нормы не обязательны для исполнения.(Слайд 4)
Другое дело, Конвенция - это договор, соглашение, в котором определены права детей.
Государства, которые ее подписали должны неукоснительно ее исполнять. (Слайд
5) Наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру
заботиться о своих маленьких гражданах.
20 ноября 1989г - День прав ребенка. Комиссия ООН (Организация Объединенных
Наций) по правам человека приняла Конвенцию «О правах ребенка». (Слайд 6)
Ее главной целью является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны.
Но, к сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии,
стихийные бедствия, голод и эпидемии.
Если даже взрослые сильные люди не могут противостоять этим опасностям, то самыми
беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и
внимании со стороны взрослых. И чтобы защитить права детей, и была принята
Конвенция «О правах ребенка».
(Слайд 7)
Очень много стран на свете, это знает каждый
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней, для страны – ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего
возраста. О каких правах идет речь в конвенции? На что каждый ребенок имеет право?
(ответы учащихся)
-Что такое право? (ответы учащихся). (Слайд 8)
-Что такое, например, право на жизнь? (Слайд 9)
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Они тесно связаны.
-Что же такое обязанность? (ответы учащихся) (Слайд 10,11)
Установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным
образом.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид
и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества,
государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее
существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний
закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего,
сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
Вы ученики, какая ваша главная обязанность? (ответы учащихся)
Вы обязаны не только учиться, но и соблюдать правила учащихся.
Где они прописаны? (ответы учащихся)
-Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?(Слайд 12)
Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Права и обязанности сопровождают человека всю жизнь.
Вы несовершеннолетние, но как любой гражданин имеете и права и обязанности, а за
невыполнение их несете ответственность перед государством и обществом. Возьмите
себе на вооружение следующие важные правила.
Памятка «Важные правила» (Слайд 13)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо,
чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других
людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто
пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права
без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
4.Закрепление
-А теперь, давайте соотнесем определенные действия человека (ребенка) с правами
человека. (Слайд 14)
Что я делал(а) сегодня
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
1
Ночью спал
Право на отдых и здоровье
2
Завтракал, обедал
Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
3
Смотрел телевизор
Право на доступ к информации и СМИ
4
Сходил в школу
Право на образование
5
Лечил зубы
Право на медицинскую помощь.
6
Посещал кружки и секции
Право на всестороннее развитие
7
Играл в компьютер
право на отдых и досуг
8
Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку
право на справедливое вознаграждение
9
Встречался с друзьями
право на свободу мирных собраний
10
отвечал на уроке. Защищал свое мнение.
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
5.Итог.
О чем мы сегодня говорили? (Слайд 15,16,17)
Обязанности:
- Каждый ребенок обязан уважать права других людей, не допускать грубости в общении,
защищать слабых;
- обязан понимать, что несет ответственность за свои слова, но в тоже время обязан
помнить, что у других людей есть свое мнение, учись уважать его;
- обязан знать, что можно участвовать только в тех играх и развлечениях, которые
безопасны, не вредят здоровью не только вашему, но и окружающим;
- бережно относиться к родному языку и уважать языки других народов;
- соблюдать правила безопасного поведения;
- хорошо учиться, выполнять правила поведения в школе, соблюдать устав школы;
- беречь свое жилище не причинять вреда жилищу других;
- уважать своих родителей, любить и проявлять почтение. Трудоспособные дети,
достигшие 18 летнего возраста обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях;
- должен знать, что здоровье нужно беречь с детства: заниматься спортом, вести здоровый
образ жизни, не забывать что табак, алкоголь, наркотики очень вредны и опасны;
- охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
- любить свою Родину, уважать свое государство, его законы, участвовать в жизни своей
страны, вставать на ее защиту;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры.
Права
- право на жизнь
- право на отдых и досуг
- право жить в своей стране и своей семье
- право на имя и гражданство
- право на жилье и неприкосновенность
- право на образование
- право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание
- право на свободу мысли
- право на общение на родном языке
- право на защиту от жестокости, насилия.
С какими документами ознакомились?
Что нового и интересного узнали?
Всеобщая декларация прав человека
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными
настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы,
цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или
социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения…
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и
работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его
достоинство обращению и наказанию.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться
невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком
путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все
возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо
деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления
по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться
наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда
преступление было совершено.
Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную
жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его
корреспонденции или на его честь и репутацию...
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство
в пределах каждого государства…
Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких
ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и
основывать свою семью…
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их..
Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на
осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития
его личности прав в экономической, социальной и культурной областях …
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и
благоприятные условия труда и на защиту от безработицы…
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение
рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду,
жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим
для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь…
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по
меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное
образование должно быть обязательным…
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних
детей.
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно
свободное и полное развитие его личности…
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и
принципам Организации Объед
иненных Наций.