Автор: Бобрик Ольга Валерьевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МКДОУ № 2 детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: п.Бисерть Наименование материала: статья Тема: Детский сад и лыжи Раздел: дошкольное образование
Бобрик Ольга Валерьевна
инструктор по физической культуре
МКДОУ № 2-детский сад «Колокольчик»
П. Бисерть
Описание материала: Статья на педагогическую тематику.
«Детский сад и лыжи»
Спорт на лыжах— это совокупность различных видов зимнего спорта,
где спортсмены используют лыжи. В России и во всем мире лыжный спорт
стал одним из самых популярных видов, ведь нет более демократичного,
доступного, столь тесно связанного с природой и полезного для человека
занятия.
К ак сказал
известный учёный,
педагог
и
организатор
физического
воспитания П.Ф. Лесгафт « Лыжи – вот моя поликлиника, сосны – вот мои
доктора»,
т.е
следуя
из
выше
сказанного лыжный
спорт
оказывает
разностороннее
положительное
влияние
на
организм,
способствует
улучшению физического развития, закаливанию, укреплению здоровья. В
процессе
занятий
лыжным
спортом
приобретаются
ценные
прикладные
навыки,
совершенствуются
все
двигательные
качества
(прежде
всего
выносливость),
воспитываются
настойчивость,
смелость,
находчивость,
также это прекрасное средство активного отдыха.
В популяризацию лыжного спорта в нашей стране внесли свой вклад
выдающиеся
спортсмены-олимпийцы,
а
на
сегодняшний
день
В
России
лыжный спорт развивает Ассоциация лыжных видов спорта России (RSA —
Russian
Ski
Association),
которая
является
единственным
официальным
представителем в ФИС.
В
физическом воспитании занятия на лыжах занимает одно из важных мест
всестороннего развития дошкольников. Лыжи доступны для детей с младшей
группы.
В
нашем детском саду знакомство с лыжами начинается с младшей группы, в
данном возрасте учим детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить
лыжи на место. В средней группе учим ходить ступающим, скользящим
шагом,
выполнять
повороты,
в
старшей
и
подготовительной
группе
–
подниматься
на
гору,
спускаться
с
горы,
ходить
попеременным
и
двухшажным ходом.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и
зака лку
организма,
развивает
мышечную
ч у в с т в и т е л ь н о с т ь ,
пространственные ориентировки и координацию движений
.
Лыжные занятия
и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств
ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают
смелость,
настойчивость,
решительность,
формируют
выдержку
и
дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия,
воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Наиболее
эффективной
формой
обучения
детей
ходьбе
на
лыжах
являются организованные занятия и индивидуальные во время прогулок.
Стремясь вызвать интерес к ходьбе на лыжах, в нашем ДОУ успешно
реализуется педагогический
проект
«Детский
сад
и
лыжи», который
пропагандирует не только лыжный спорт, но и традиционный массовый забег
«Лыжня России».
Цель
проекта, создание
у
дошкольников
мотивации
к
занятиям
на
лыжах, знакомство с лыжными видами спорта, формирование знаний, умений
и навыков по начальной лыжной подготовке.
Реализация
данного
проекта
формирует
у
воспитанников
и
их
родителей интерес к занятиям на лыжах и лыжному спорту. Воспитанники
приобретают умения и навыки по начальной лыжной подготовке. Родители и
педагоги
создают
благоприятные
условия
для
занятий
детей
ходьбой
на
лыжах и становятся активными участниками мероприятий в дошкольном
образовательном учреждении.
Для
закрепления
навыка
ходьбы
и
передвижения
на
лыжах
используются не только занятия, но и различные подвижные игры:
«Шире шаг» Дети поочерёдно проходят по лыжне 10-15 м скользящим
шагом
без
палок,
стараясь
как
можно
дольше
скользить
на
одной
ноге.
Выигрывает тот, кто сделает меньшее количество шагов.
«Кто самый быстрый» На снегу чертится линия старта. Напротив в
15 – 29 м от старта – линия финиша, на которой поставлено 7- 8 флажков 1,5
- 2 м один от другого. 7-8 детей встают на линию старта, каждый против
своего флажка. По сигналу инструктора дети бегут к флажкам скользящим
шагом. Выигрывает тот, кто первым добежит до цели.
«Догони» На снегу по кругу (диаметр 10 -15 м) прокладывают лыжню.
Двое играющих становятся на лыжне на равном расстоянии друг от друга. По
сигналу инструктора дети бегут по кругу в одном направлении, пытаясь
догнать друг друга.
«Подними» На отлогом склоне кладут предмет. Ребёнок, спускаясь с
горы, должен присесть, согнув посильнее ноги, поднять предмет, а затем
снова выпрямиться. По указанию инструктора ребёнок поднимает предмет то
правой, то левой рукой.
«Подъём
в
гору» Дети
распределяются
на
несколько
звеньев
и
выстраиваются
в
колонны
по
одному
на
одному
уровне
у
подножия
невысокой
горы.
По
сигналу
все
дети
стараются
как
можно
быстрее
взобраться на гору. Разрешается при подъёме помогать друг другу.
После
того
как
дети
в
какой-то
мере
усвоят
основные
приёмы
катания, в процесс обучения включаем несложные игры-упражнения.
«Перегонки» На
расстоянии
15-20 м друг
от
друга
проводятся
параллельно две линии «старт» и «финиш». Играющие встают на стартовой
линии на расстоянии вытянутых в стороны рук. По сигналу инструктора дети
бегут ко второй черте. Выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша.
«Змейка»
На расстоянии 4-5 м от линии старта ставится флажок, от которого через 4-5 м
ставятся ещё пять флажков. Всего устанавливается 4-5 линий флажков. По
количеству
линий
флажков
на
старт
выходят
играющие.
По
сигналу
инструктора
все
бегут
«змейкой»
между
флажками,
обегают
последний
флажок своего ряда и так же «змейкой» возвращаются обратно.
Игры с элементами соревнования доступны только детям старшего
дошкольного возраста. Отбирая те или иные игры на лыжах, инструктор по
ФК учитывает качество снега, силу ветра, глубину снежного покрова и т.д.
Заинтересованность инструктора игрой повышает эмоциональное состояние
у детей, вызывает выполнять данное задание.
Важное воспитательное значение имеет подведение итогов, итоговым
мероприятием во время реализации проекта в детском саду, является «Малая
лыжня России», которая приурочена к массовому забегу «Лыжня России».
Е е цель
заключается
в
популяризации
зимних
видов
спорта
и
пропаганде здорового и активного образа жизни среди дошкольников.
На
спортивном
мероприятии
принимают
участие
воспитанники
старшей
и
подготовительной
группы.
Начало
соревнования
начинается
с
настоящего
торжественного
парада
и
каждому
участнику
присваивается
индивидуальный номер. Дети принимают участие не только в лыжном забеге,
но и спортивных эстафетах на территории детского сада.
Маленькие спортсмены соревнуются с азартом, все задания стремятся
выполнять
качественно,
чтобы
не
подвести
свою
команду.
На
лыжне
проходит
настоящая
соревновательная
гонка!!!
Каждый
из
маленьких
спортсменов стремится прийти первым на финиш и пробует свои силы,
проигравших нет! Заслуженная награда для каждого участника. Победители
соревнований получают призы и поздравления.
Это итог огромнейшей работы реализации педагогического проекта
«Детский сад и лыжи».
Считаю,
что
правильная
организация
и
методика
занятия
лыжами
обладает большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью,
служит прекрасным средством восстановления душевных и физических сил.
Литература:
1.
М.П. Голощёкина Лыжи в детском саду.
2.
Т,И Осокина Физкультура в детском саду