Автор: Ефимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №65 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеурочной деятельности на основе духовно- нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни.
Раздел: начальное образование
Организация внеурочной деятельности на основе
духовно- нравственных ценностей как формирование
уклада школьной жизни.
"Православное мировоззрение является духовным
стержнем всего образования".
Святейший Патриарх Кирилл
Всё наиболее важное, чем обладает человечество- культура, искусство,
технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей- всё
это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе
взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и
учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё
прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей страны зависит от
степени духовно- нравственного состояния каждого её обитателя. Именно
поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное
значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.
Духовность личности - это система её ценности, тот стержень, вокруг
которого формируется неповторимая человеческая сущность. Иначе говоря,
это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим
или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный
мир. Главная задача учителя - научить детей любить жизнь, окружающий
мир, всех людей, начиная с себя. Процесс воспитания- взаимно духовно
обогащающий. Родители, учителя и дети - равные участники
непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного
становления. [1]
В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной
программы
начального
образования
является
программа
духовно
–
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот
раздел
направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно
–
нравственное,
социальное,
личностное
и
интеллектуальное
развитие,
на
создание
основы
для
самостоятельной
реализации
учебной
деятельности,
обеспечивающей
социальную
успешность,
развитие
творческих
способностей,
саморазвитие
и
самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой
программы исхожу из того, что основная образовательная программа школы
отражает совокупную деятельность, которая реализуется:
- в процессе обучения (урочная деятельность)
- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность) [4].
Учитывая интересы детей и родителей, внеурочная деятельность в моём
классе была разработана на основе программы "Мы- семья" .
Семья- это источник нравственности. Семья и школа – два общественных
института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда
им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг
друга. Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только
в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества,
при
которых
родители
станут
союзниками
в
процессе
образования,
что
позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет
избежать конфликтов.
Программа "Мы - семья" разработана для организации внеурочных занятий
по
художественно-эстетическому направлению деятельности
учащихся.
Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста с
1-го по 4 класс и учитывает опыт и современные направления педагогики в
области художественно-эстетического образования и духовно - нравственного
воспитания школьников.
Хотело сь
бы
о становиться
на основных
формах
организации
сотрудничества детей родителей и школы:
коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого
продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности. ( " Рождественские
игрушки", поделки к Вербному Воскресению и Пасхе, которые были
переданы в Храмы города)
детско-родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с
родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия,
вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, знакомят родителей с
портфолио учеников, семейные паломничества);
совместные экскурсии (посещение храмов, монастырей, выставок,
театров, музеев) и виртуальные экскурсии ;
классные часы, проводимые родителями на тему: “Календарь семейных
профессий», "Мы- за здоровое питание";
информационно-практическое занятия, сочетающее в себе фронтальную
лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и
выполнение тренинга - практического задания, направленного на решение
педагогических задач и конфликтных ситуаций;
художественное образовательное событие - итоги занятий подводятся в
форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов,
праздников (например, "Семейный ковёр", "Семейный пирог", спортивные
соревнования и др.) учебный и воспитательный эффекты художественного
события для автора произведения обусловлены встречей со зрителем, с
отношением последнего к авторскому произведению. [2]
Духовно - нравственное развитие неотделимо от курса "Основы
православной культуры". Значительно возросло внимание к духовной стороне
бытия человека и православной культуры в России.
Целью данного курса является создание системы формирования духовно-
нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности
сделать верный выбор в начале жизненного пути. [3] Следует отметить свои
формы внеурочной работы с детьми в рамках данного курса:
- экскурсии в храмы и монастыри, туристические поездки;
- проекты о православных праздниках и православных святых;
- организация выставок поделок и конкурсы рисунков к Рождеству и Пасхе;
- проведение совместных праздников школы и общественности;
- проведение благотворительных акций;
- участие в олимпиадах по ОПК, проводимые Православным Свято -
Тихоновским Гуманитарным Университетом;
- просмотры фильмов и презентаций по ОПК;
- встречи с настоятелями храмов;
- совместная работа с родителями.
Результатом
совместной
работы
должна
стать
заинтересованность
родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и
свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-
либо
мероприятий
в
школе,
на
переменах
и
после
уроков.
Наблюдения
показали,
что
у
ребят
сложились
товарищеские
отношения,
они
умеют
договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда
находят пути к примирению. И очень важно поддерживать стремления, учить
детей жить в мире и согласии с людьми, природой.
Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся
души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!
Духовно- нравственно развивать и воспитать человека- значит помочь ему
жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией и
Богом.
Хотелось закончить словами Святейшего
Патриарха Кирилла:
«От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не
только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как
будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье,
счастье их семей».
Список литературы:
1 . E.Е. Витовская " Основы духовности и нравственности поведения"/
Начальная школа, 1993,С.47-51.
2.Ефимова О.В. "Развитие совместной художественной творческой
деятельности в системе " Семья -Школа" (учебно-методическое пособие)/
Р/Дону.С.3- 5.
3.Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России.
Основы светской этики.4-5 классы: учебник для общеобразоват.
учреждений./ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.С 4-5.
4. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В.
Лиходей - М., ТЕИС, 2007.