Напоминание

Организация внеурочной деятельности на основе духовно- нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни.


Автор: Ефимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №65 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеурочной деятельности на основе духовно- нравственных ценностей как формирование уклада школьной жизни.
Раздел: начальное образование





Назад




Организация внеурочной деятельности на основе

духовно- нравственных ценностей как формирование

уклада школьной жизни.

"Православное мировоззрение является духовным

стержнем всего образования".

Святейший Патриарх Кирилл

Всё наиболее важное, чем обладает человечество- культура, искусство,

технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей- всё

это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе

взаимного воспитания родителей и ребёнка, взаимного влияния учителя и

учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё

прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей страны зависит от

степени духовно- нравственного состояния каждого её обитателя. Именно

поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное

значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.

Духовность личности - это система её ценности, тот стержень, вокруг

которого формируется неповторимая человеческая сущность. Иначе говоря,

это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим

или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный

мир. Главная задача учителя - научить детей любить жизнь, окружающий

мир, всех людей, начиная с себя. Процесс воспитания- взаимно духовно

обогащающий. Родители, учителя и дети - равные участники

непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного

становления. [1]

В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной

программы

начального

образования

является

программа

духовно

нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот

раздел

направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их

духовно

нравственное,

социальное,

личностное

и

интеллектуальное

развитие,

на

создание

основы

для

самостоятельной

реализации

учебной

деятельности,

обеспечивающей

социальную

успешность,

развитие

творческих

способностей,

саморазвитие

и

самосовершенствование,

сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой

программы исхожу из того, что основная образовательная программа школы

отражает совокупную деятельность, которая реализуется:

- в процессе обучения (урочная деятельность)

- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность) [4].

Учитывая интересы детей и родителей, внеурочная деятельность в моём

классе была разработана на основе программы "Мы- семья" .

Семья- это источник нравственности. Семья и школа – два общественных

института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда

им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг

друга. Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только

в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества,

при

которых

родители

станут

союзниками

в

процессе

образования,

что

позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет

избежать конфликтов.

Программа "Мы - семья" разработана для организации внеурочных занятий

по

художественно-эстетическому направлению деятельности

учащихся.

Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста с

1-го по 4 класс и учитывает опыт и современные направления педагогики в

области художественно-эстетического образования и духовно - нравственного

воспитания школьников.

Хотело сь

бы

о становиться

на основных

формах

организации

сотрудничества детей родителей и школы:

коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого

продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности. ( " Рождественские

игрушки", поделки к Вербному Воскресению и Пасхе, которые были

переданы в Храмы города)

детско-родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с

родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия,

вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, знакомят родителей с

портфолио учеников, семейные паломничества);

совместные экскурсии (посещение храмов, монастырей, выставок,

театров, музеев) и виртуальные экскурсии ;

классные часы, проводимые родителями на тему: “Календарь семейных

профессий», "Мы- за здоровое питание";

информационно-практическое занятия, сочетающее в себе фронтальную

лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и

выполнение тренинга - практического задания, направленного на решение

педагогических задач и конфликтных ситуаций;

художественное образовательное событие - итоги занятий подводятся в

форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов,

праздников (например, "Семейный ковёр", "Семейный пирог", спортивные

соревнования и др.) учебный и воспитательный эффекты художественного

события для автора произведения обусловлены встречей со зрителем, с

отношением последнего к авторскому произведению. [2]

Духовно - нравственное развитие неотделимо от курса "Основы

православной культуры". Значительно возросло внимание к духовной стороне

бытия человека и православной культуры в России.

Целью данного курса является создание системы формирования духовно-

нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности

сделать верный выбор в начале жизненного пути. [3] Следует отметить свои

формы внеурочной работы с детьми в рамках данного курса:

- экскурсии в храмы и монастыри, туристические поездки;

- проекты о православных праздниках и православных святых;

- организация выставок поделок и конкурсы рисунков к Рождеству и Пасхе;

- проведение совместных праздников школы и общественности;

- проведение благотворительных акций;

- участие в олимпиадах по ОПК, проводимые Православным Свято -

Тихоновским Гуманитарным Университетом;

- просмотры фильмов и презентаций по ОПК;

- встречи с настоятелями храмов;

- совместная работа с родителями.

Результатом

совместной

работы

должна

стать

заинтересованность

родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и

свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-

либо

мероприятий

в

школе,

на

переменах

и

после

уроков.

Наблюдения

показали,

что

у

ребят

сложились

товарищеские

отношения,

они

умеют

договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда

находят пути к примирению. И очень важно поддерживать стремления, учить

детей жить в мире и согласии с людьми, природой.

Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся

души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!

Духовно- нравственно развивать и воспитать человека- значит помочь ему

жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией и

Богом.

Хотелось закончить словами Святейшего

Патриарха Кирилла:

«От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не

только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как

будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье,

счастье их семей».

Список литературы:

1 . E.Е. Витовская " Основы духовности и нравственности поведения"/

Начальная школа, 1993,С.47-51.

2.Ефимова О.В. "Развитие совместной художественной творческой

деятельности в системе " Семья -Школа" (учебно-методическое пособие)/

Р/Дону.С.3- 5.

3.Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России.

Основы светской этики.4-5 классы: учебник для общеобразоват.

учреждений./ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.С 4-5.

4. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В.

Лиходей - М., ТЕИС, 2007.



В раздел образования