Напоминание

Формирование безопасности жизни у старших дошкольников посредством ознакомления с пожарной безопасностью.


Автор: Заливина Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад 224"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: проект по пожарной безопасности
Тема: Формирование безопасности жизни у старших дошкольников посредством ознакомления с пожарной безопасностью.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

Введение _

_________________________________________________________________ 2

Глава I. Формирование безопасности жизни у старших дошкольников посредством ознакомления с

пожарной безопасностью. _________________________________________ 6

1.1.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников знаний по пожарной безопасности.

1.2.

Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности.

Глава II. Практическая часть проекта. _____________________________ 10

Заключение_______________________________________________________15

Глава III. Приложение_____________________________________________ 16

1

Актуальность проекта:

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о

сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся

социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных

граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребѐнка, но и в том,

чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено

главной особенностью современного мира, его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления

активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от

современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в

образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя

требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых, поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки,

необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров и анализ причин их

возникновения убеждают в необходимости вести систематическую работу с детьми и родителями.

Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Правильное

поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует

не голосу разума, а инстинктам.

Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть еѐ. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. -

места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила

2

поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании

ребѐнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией

о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в

необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

В основу проекта положены следующие принципы:

актуальность (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

сочетание научности и доступности материала;

наглядность;

рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных

нагрузок;

профессиональная компетентность педагога;

систематичность и последовательность;

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи проекта:

3

Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения.

Разработка конкретных рекомендаций и мероприятий по обучению пожарной безопасности дошкольников.

Обучение адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.

Привлечение родителей воспитанников к участию в проектах.

Создание методического комплекса для работы с дошкольниками.

Основными задачами работы с дошкольниками и родителями являются:

Закрепление знаний детей и взрослых о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара.

Отработка слаженных действий взрослых и детей при эвакуации в случае возгорания в помещении и на территории детского сада.

Знакомство детей со средствами пожаротушения.

Формирование системных представлений об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода

в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.

Знакомство с профессией «пожарный», ее особенностями.

Воспитание чувства уважения к труду пожарных.

Развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку

отношениям, поступкам.

Развитие чувства коллективизма, ответственности и выдержки у дошкольников.

Субъекты проекта:

4

Воспитатели.

Дети 5-6 лет.

Родители.

Содержание деятельности проекта:

разработка и реализация проекта;

подготовка программного обеспечения проектной деятельности для работы с детьми, родителями;

выполнение комплекса мер по реализации проекта:

Технология реализации проекта:

Развитие знаний и умений по пожарной безопасности, навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека в

условиях дошкольного учреждения можно назвать одним из самых сложных направлений.

Проект включает в комплекс - перспективное планирование для детей дошкольного возраста, методический комплекс для работы с

воспитанниками и рекомендации и практические материалы по взаимодействию с родителями.

Ожидаемый результат:

Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.

Профилактика панического страха перед огнём.

Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.

Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Изменение отношения родителей к данной проблеме.

5

Глава I. Формирование безопасности жизни у старших дошкольников посредством ознакомления с пожарной

безопасностью.

1.1.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников знаний по пожарной безопасности.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и нагляднообразным. Следовательно,

педагогический процесс в детском саду строится на наглядных методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении

интеллектуального развития детей.

Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Зачастую в ходе его возникновения

самой уязвимой частью участников пожара являются дети.

Обеспечение пожарной безопасности в детском саду предполагает устранение возможных причин неконтролируемого возгорания, обеспечение

образовательного учреждения техническим оборудованием для его тушения и другие меры. Не все причины возникновения пожара зависят от

людей, однако есть и такие, за которые ответственны сами люди. Это, в первую очередь, неосторожное обращение с огнем и неправильное

использование электрических приборов. С целью устранения этих причин необходимо проводить профилактическую работу с детьми, педагогами

и родителями. В дошкольных образовательных учреждениях в обязательном порядке объясняются правила пожарной безопасности для детей.

Меры пожарной безопасности в детском саду означают соблюдение противопожарного режима и техники безопасности на местах, обеспечение

учреждения системами противопожарной защиты, проведение профилактических мероприятий. Эти меры значительно уменьшают вероятность

возникновения пожара и облегчают спасательным службам непосредственно защиту и спасение людей от огня.

Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В детском саду должны

проходить мероприятия по пожарной безопасности, творческие конкурсы и другие. Мероприятия, которые предусматривает детская пожарная

безопасность, должны сопровождаться соответствующим техническим оборудованием и учебно - методическими материалами. Пожарная

безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке

действия во время пожара. Занятия могут проходить в форме игр и творческих конкурсов, а также небольших лекций педагога с применением

6

наглядного материала. Правила пожарной безопасности для детей также как соблюдение правил дорожного движения, должны стать привычкой.

В этом случае, отправляя своего ребенка в детский сад, родители могут быть за него спокойны.

1.2.

Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности.

Обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень

удачных занятий, поэтому это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка. Стремительно меняющаяся жизнь

заставляет пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека.

Задача взрослых сделать воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать

возникающие проблемы, самостоятельными личностями.

Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих

этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Обучение осуществляется через совместную и индивидуальную образовательную деятельность воспитателя с детьми. Задачи данного

направления планомерно интегративно решаются через все виды деятельности в различных образовательных областях, что не создает

дополнительной нагрузки для детей. Информацию о правилах пожарной безопасности можно получать как во время непосредственно

образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности детей, во время проведения режимных моментов и совместно с

семьей (согласно ФГТ).

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используется проектный метод. Педагоги с дошкольниками и родителями

разрабатывают образовательные проекты:

«Самый маленький пожарный!»

«История пожарной службы»

«Зачем пожарному защитный шлем?»

7

«Опасен ли огонь?»

«Вулканы, почему они извергаются?»

В реализации проектов используют разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы воспитателя, квесты, художественное слово,

рассматривание наглядно-иллюстративного материала, презентации, электронные инструктажи, экспериментирование, коллекционирование,

проблемные ситуации, электронные игры, минутки безопасности.

Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами,

читают им стихотворения, рассказы. Особое внимание уделяется игровому методу работы.

Используются самые разнообразные формы и методы работы по обучению детей пожарной безопасности:

комплексные и интегрированные занятия (образовательная деятельность) («Огонь – друг», «Огонь добрый, огонь злой», «Чудо-

дерево», цель познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу, вооружить детей знанием основных причин пожара в лесу; «Труд

пожарных»);

занятия-проекты (дети готовят проекты, оформляют их в книжечки или газетой, журналом, «Моя безопасность», «Злой и добрый

огонь»);

практические занятия «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от

огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

экскурсии по детскому саду цель которых познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения,

средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на

тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара;

игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры («Огнеопасные предметы», цель научить детей среди опасных предметов

находить те, которые очень часто являются причиной пожара; «Причины пожаров», цель игры закрепить знание основных причин пожара);

сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные»); театрализованные («Кошкин дом», «Колобок на новый лад»);

8

беседы («Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель - рассказать детям о людях, которые, рискуя своей жизнью,

спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник?»);

художественная литература на пожарную тематику (К.И.Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнѐм», «Как огонь

воду замуж взял»; С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков

«Пожар в море», «Дым», «Пожар»).

В детском саду создан и систематизирован в достаточном количестве учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами

пожарной безопасности (учебные пособия, альбомы, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки).

Содержание работы можно представить следующим образом:

знакомить дошкольников с профессией пожарного

знакомить с причинами возникновения пожаров

знакомить с правилами пожарной безопасности

знакомить со средствами пожаротушения

учить набирать телефонный номер пожарной службы

формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации

формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Глава II. Практическая часть проекта.

Содержательный модуль на 2015 – 2016 г.

9

Старшая группа.

Мероприятия

Срок

Ответственные

Работа с детьми

Цель: Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и

закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности. Развивать умение действовать в опасных ситуациях.

1

Беседы о труде пожарных:

«Пожарные спешат на помощь»

«Пожарным можешь ты не быть»

«Пожарная безопасность в природе»

«Чем опасен дым»

«Новый год спешит к нам в дом»

«Лаборатория Горелкина»

«Про спички, бумагу и огонь»

«Пожарный герой»

«Спички не тронь – в спичках огонь»

«А у нас в квартире газ»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

2

Подвижные игры:

«Помоги пожарным»

«Самый ловкий»

«Пожарные на учениях»

«Спасение пострадавших»

«Земля, вода, огонь, воздух»

«Команда пожарных – вперёд»

«Пожарная тревога»

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

10

3

Сюжетные игры:

«Едем на пожар»

«Вызов пожарных»

«Пожарная часть»

«Город»

«Пожар в лесу»

«Конструкторское бюро»

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

4

Художественная литература:

Б.Житков «Пожар на море», «Дым»

К.Чуковский «Путаница»

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Г.Остер «Вредные советы»

С.Михалков «Дядя Степа»

Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

А. Шевченко «Как ловили Уголька»

Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»

Загадки, пословицы, поговорки.

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

5

Минутки безопасности:

Почему телефон пожарной охраны «01»

Для чего служит одежда пожарного?

Зачем пожарному широкий пояс?

Дом не дом, а стена с окном. Что это такое?

Что такое пожарные рукава?

«Так или не так»

«Слушай внимательно»

«Польза и вред огня»

В течение года в

утренние часы

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

6

Дидактические игры:

«Составь целое из части»

«Диалоги по телефону»

11

«Раньше и теперь»

«Что нужно пожарным?»

«Дым» и «Пожар»

«Загадки из спичечного коробка»

«Карточная викторина»

«Выбери нужное»

«Кому, что нужно для работы?»

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

7

Игровые ситуации:

«Пожарная машина спешит на помощь»

«Случилась беда, позвони по телефону и расскажи»

«Дым в группе. Как поступить? »

Игра – придумывание: «Как непослушный котенок обжег себе лапу»

«Раз, два, три, что может быть опасно - найди»

«Как домовенок Кузя стал пожарным»

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

8

Развлечения:

Пожарный квест «Юные пожарные»

«В гостях у бабушки – загадушки»

Драматизация сказки: «Пожар в лесу».

Блиц – турнир «Пожарная безопасность»

Сентябрь

Ноябрь

Март

Май

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

9

Экскурсии

По детскому саду

На кухню

В пожарную часть

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

Работа с родителями

Цель: Объединение усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения.

1

Оформление стендов в группах:

12

«С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!»

«Памятка для родителей»

« Правила поведения во время пожара»

«Берегите себя и свою семью от пожаров в ночное время»

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

2

Консультации:

«Не оставляйте детей без присмотра!»

«Берегите детей от огня!»

Родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам

пожарной безопасности»

Родительская гостиная « Безопасность детей в руках взрослых»

Совместные творческие проекты «Из истории пожарной службы»

В течение года

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

3

Освещение тем по пожарной безопасности на групповых родительских

собраниях.

«Система работы дошкольного учреждения по противопожарной

безопасности»

«Правила пожарной безопасности в детском саду и семье».

Декабрь

Март

Воспитатели:

Головина С.А.

Заливина Т.П.

Заключение

Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной

безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень

накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание

сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в

жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним.

13

Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих

видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с

ними. Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на

обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д – тогда мы будем

воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами ( как вести себя в опасных

ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и

опираться на передовой опыт.

Глава III. Приложение

Приложение 1

Викторина для детей и родителей

"Пожарным можешь ты не быть"

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! У нас сегодня викторина "Пожарным можешь ты не быть". Встречаются три команды старших групп:

1. "Огнеборцы"

14

2. "Пожарники"

3. "Спасатели"

Ведущий: Пожарное дело - для крепких парней. Пожарное дело - спасение людей, Пожарное дело - отвага и честь, Пожарное дело - так было, так

есть.

Слово "пожар" вам приходилось слышать. Некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но

огонь - также и давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на

производстве.

Ведущий: А сейчас мы представим вам команды:

1. Команда 1 Название: "Огнеборцы" Девиз: Ребята, вам твердят не зря! Играть со спичками нельзя! Огонь опасен, к сожалению, Для всех

людей без исключения!

2. Команда 2. Название: "Пожарники" Девиз: Если ты газ зажигать не умеешь, Не подходи, иль потом пожалеешь: Очень опасно к плите

приближаться: Может она загореться, взорваться:

3. Команда 3. Название: "Спасатели" Девиз: Нам огонь - повседневный наш друг. Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом.

Ведущий: Следующее задание "Отгадай загадку".

1. Выпал на пол уголѐк,

Деревянный пол зажѐг, Не смотри, не жди, не стой, А залей его…(водой)

2. С огнѐм бороться мы должны - Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? (пожарники)

3. Если младшие сестрички Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те...(отнять)

4. Шипит и злится, Воды боится, С языком, а не лает, Без зубов, а кусает (огонь)

5. Что дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (огонь)

6. Без рук, без ног к небу ползѐт (дым)

15

7. У окошка я сижу. На весь мир в него гляжу. (телевизор)

8. То назад, то вперед , Ходит - бродит пароход. Остановишь - горе, Продырявит море. (утюг)

9. На столе в колпаке, Да в стеклянном пузырьке, Поселился дружок - Развесѐлый огонѐк. (настольная лампа)

Ведущий: А сейчас следующее задание: "Осторожно огонь". Горит дом, нужно его потушить.

Ребенок бежит с ведром воды, перепрыгивает через кубики, пролезает в окно (обруч) - тушит дом. Возвращается, передает ведро следующему.

Ведущий: Все мы силы приложили, И пожар мы потушили. Было трудно, тяжело, Но умение и ловкость Нас от бедствия спасло. Молодцы!

Ведущий: "Правила пожарные" без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте.

Командам раздаются картинки, дети должны объяснить правила пожарной безопасности.

Ведущий: Следующее задание: "Опасная сказка". Из каких произведений взяты следующие строки:

1. Море пламенем горит Выбежал из моря кит, Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите! (К. Чуковский "Путаница")

2. Что за дым над головой? Что за гром на мостовой? Дым пылает за углом. Ставит лестницы команда - От огня спасает дом.

(С. Михалков "Дядя Степа")

3. Ищут пожарные, ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице, Ищут давно, но не могут найти, Парня какого – то лет двадцати.

(С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» )

4. С треском, щелканьем и громом Встал огонь над новым домом. Озирается кругом, машет красным рукавом. (С. Маршак "Кошкин дом")

5. Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: "Печку, Леночка, не тронь, Жжется, Леночка, огонь!". (С. Маршак "Пожар")

6. А лисички взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. (К. Чуковский "Путаница")

Ведущий: Следующий конкурс: "01 спешит на помощь". Ваша задача спасти животных.

Ребенок бежит "змейкой" между кеглей к обручу с фигурками животных, берет одну, возвращается.

Ведущий: А теперь хочу узнать, знаете ли вы пословицы и поговорки, связанные с пожаром.

1. Дорого при пожаре и ведро воды.

2. И малая искра сжигает города.

16

3. Каждый человек загодя думает о пожаре.

4. Лучше костѐр маленький, чем пожар большой.

5. Один на пожаре не боец.

6. Пламя - это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

7. С огнем воюют, а без огня горюют.

8. От искр пожар рождается.

9. Не шути с огнем - можешь сгореть.

10. Спички не тронь - в них огонь.

11. Не имей привычки носить в кармане спички.

12. Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.

13. Маленькая спичка сжигает большой лес.

14. Спичка - невеличка. Огонь - великан.

15. Все прошло, как огнем сожгло.

16. В избе искра проказлива.

17. Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

18. В руках спичка была, да изба сплыла.

Ведущий: Часто пожары возникают по вине детей. Давайте разберем ситуации, по которым может случиться пожар. Следующий конкурс:

"Опасные ситуации" Дети рассматривают картинки и объясняют их.

Ведущий: Ну вот и закончилась наша викторина. Осталось нам с вами поиграть в игру «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы услышав

слова, относящиеся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны (режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет,

кисть, каска, игра, песня, рукав, огонь, ноты, рисунок, тушить, краски, кисти, спички, 01, бинт, маска и.д.)

17

Ведущий: А теперь очередь наших родителей. Я вам буду задавать вопросы, вы на них отвечать и за правильный ответ получать фишку. Кто

больше фишек наберет - тому награда.

1. Официальная дата празднования Дня пожарной охраны? (30 апреля 1649г.)

2. Какое количество бензина и масла можно хранить в гараже? (20 л бензина и 5 л масла)

3. На каком расстоянии допускается установка газовых баллонов от отопительных печей? (не ближе 1 м)

4. Устройство для размещения пожарного рукава? (пожарный ящик)

5. Какие средства оповещения, тушения, пути эвакуации предусмотрены в зданиях повышенной этажности? (незадымляемая лестничная клетка,

автоматическая пожарная сигнализация, переходные балконы и лоджии, внутренний противопожарный водопровод, система управления

противопожарными устройствами)

6. Какой срок годности телевизора? (6 - 7 лет)

7. Какие средства используются для защиты автотранспортных средств от возгорания? (порошковые хладоновые огнетушители, углекислотные

огнетушители)

8. Какие меры по пожарной безопасности применяются для мониторов компьютеров? (ставить подальше от источников тепла, избегать перегибов

в кабеле)

9. Каково назначение уличного пожарного гидранта? (для забора воды)

Ведущий С каждым годом увеличивается количество пожаров. В нашем городе, как в любом городе, постоянно растет число, в которых гибнут

дети.

Игра со спичками и зажигалкой, разведение костра в квартире (и все это в отсутствие взрослых) - чреваты страшной трагедией. Виноваты бывают

и мамы, и папы, дедушки и бабушки, оставляющие детей без присмотра.

Большинство пожаров происходит из-за элементарного незнания правил пожарной безопасности. А где им обучать, как не в детском саду?!

18

Ведь если ребенок освоит основы пожарной безопасности с младшего возраста, то и став взрослым, будет помнить, что нельзя перегружать

розетки, пользоваться неисправной проводкой и шутить с открытым огнем.

Работа пожарных очень нужна. Сейчас пожарные имеют самое современное оборудование: рации, огнетушители, самолѐты, вертолѐты. Много

школьников и взрослых вступают в добровольные дружины, чтобы предотвратить пожары, оказывать помощь в тушении пожара. А нам с вами

следует выполнять правила пожарной безопасности и никогда не шалить с огнем.

Ведущий Всем, друзья, вы расскажите, Чем пожарные живут. Они днем и ночью тоже Ваши жизни берегут.

19

Приложение 2 «Минутки безопасности»

1. Почему телефон пожарной охраны «01»

Во-первых, номер простой и короткий. Во-вторых, это номер и в темноте легко набрать на диске телефона.

2. Для чего служит одежда пожарного?

Для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Костюм изготовлен из льняного брезента со

специальной химической пропиткой, что делает его водонепроницаемым, прочным и трудновоспламеняющимся. Пожарная каска служит для

защиты головы и смягчения ударов от падающих сверху предметов.

3. Зачем пожарному широкий пояс?

Такой пояс называют «спасательным». Он очень крепкий – выдерживает нагрузку весом до 350кг. На поясе имеется стальная петля – карабин. С

его помощью пожарный прикрепляется к верѐвке, может зацепиться за ступеньки лестниц или элементы конструкций зданий при работе на

верхних этажах. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи верѐвки и карабина может выбраться через окно со спасѐнным человеком.

4. Дом не дом, а стена с окном. Что это такое?

Такое сооружение называется учебной башней. Она узкая и высокая (четыре этажа). Пожарные взбираются по лестнице на самый верх, затем

спускаются вниз по верѐвке. Так они учатся работать на высоте.

5. Что такое пожарные рукава?

Трубы, по которым пожарные качают воду. Всасывающие рукава предназначены для всасывания воды из источника насосами пожарных

автомобилей. Они изготовлены из льняной ткани и резины и усилены металлическими спиралями. Длина рукавов 4 метра. Напорные пожарные

рукава предназначены для подачи воды или пены к месту пожара. Длина каждого рукав 20 метров. Один рукав легко соединяется с другим – на

конце у каждого есть специальные гайки. Если соединить много рукавов, получится длинный рукав.

6. Зачем пожарному топор?

В умелых руках это не только топор, но и кирка, и крюк. Им разбирают сте-ны, потолки, открывают запертые окна и двери, удерживаются на

крутых крышах и т.д. Топор носят в кобуре на поясе.

20

7. Какой враг у пожарного, кроме огня, и как с ним бороться?

Дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно – нечем дышать. Поэтому пожарные возят с собой кислородные баллоны. При вдохе

свежий воздух поступает по трубке через дыхательный мешок в рот. При выдохе воздух по другой трубке попадает в специальную коробку –

регенеративный патрон – и там очищается.

21

Приложение 3

«Двигательная активность»

Игра-эстафета «Отважные пожарные».

Цель: учить детей быстро реагировать на опасность, преодолевать

препятствия (пролезая через обручи, добраться до стены, позвонить в колокольчик и

вернуться обратно

Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов,

необходимых для тушения пожара».

Цель: закрепить знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить

пожар.

Эстафета «Пожарная тревога»

В игре участвуют 2 команды по 5 человек от каждого класса. Дети встают в шеренгу.

Нужно, преодолев препятствия, спасти животного и отнести его в больницу.

Стоят 2 стула с одной и с другой стороны. На одном стуле красная ткань (это -

огонь), на втором стуле – белая ткань с красным крестом (это больница).

Эстафета «Тушение пожара»

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой» (в качестве

воды внутри ведерка приклеена мишура голубого и белого цветов). Он должен

пробежать между кеглями, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние,

перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. Те же

самые действия выполняет следующий игрок.

22

Эстафета «Задымленный коридор»

Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем (туннель сделан

из гимнастических барьеров), по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются

назад.

Игра «Два сапога – пара»

Связывают ноги (левая нога одного игрока, правая другого). Взявшись за руки,

допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать дружно и сообща.

Игра «После пожара»

От каждой команды выбирается два игрока. Они садятся на стульчики и берут в руки

катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие начинают

наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым. Игру можно повторить

несколько раз – с участием других членов команд.

Игра «На пожар»

От каждой команды выбирается один игрок. По условному сигналу (пожарная сирена)

игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция

пожарного»:например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны

приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее

оденется. Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать

несколько игроков – например, три. Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к

линии старта и передает эстафету своему товарищу. Выигрывает та команда, игроки

которой раньше оденутся и построятся на линии старта. Можно сделать эстафету

двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Тогда каждая

23

команда разбивается на две части. Одни игроки – «одевающиеся пожарные», другие

– «готовящие пожарную машину».После того как члены первой группы оденутся и

построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В

задачу последних входит собрать разрезную картинку – изображение пожарной

машины.

Игра «Смелые пожарные»

От каждой команды выбирается один игрок. По команде игроки должны пройти

полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня».

Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив

«пожарным» двигаться с завязанными глазами.

Игра «Тушим пожар»

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается

«огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые

нужно тушить ( большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде

участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят

«огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся

земли – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде,

которая первой потушит пожар.

Игра «Костер»

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы

маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер

(сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за

24

одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.

Спортивная игра «Пожарные учения»

Ведущий приветствует всех участников, болельщиков, гостей и сообщает, что

спортивная игра посвящена людям, профессия которых – пожарный.

Ведущий: Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким

врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди –

пожарные. Они борются с огнем, спасают пострадавших.Затем ведущий

представляет команды детей, называет судей и объявляет о начале

игры. Предлагаем примерные игры и эстафеты.

Игра «Что нужно при пожаре»

Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу.

По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или

изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель

и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать

нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет

следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят

задание.

Игра «Кто быстрее оденется»

Ход игры. Команды строятся за линией старта, на небольшом расстоянии от которой

поставлены два чемодана с одинаковым набором предметов: каска, куртка, сапоги.

По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к своему чемодану,

открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает

25

следующему игроку, который, одевшись, бежит к чемодану, снимает и кладет вещи и

возвращается к команде и т.д.

Эстафета «Верхний этаж»

Дети взбираются по наклонной скамейки на гимнастическую стенку, перелезают на

соседний пролет, затем спрыгивают на мат.

Эстафета «Разборка брандспойтов»

Стоящий в колонне каждой команды первый ребенок бежит к пирамиде, на которую

намотан канат, разматывает его и возвращается обратно. Второй бежит и

наматывает канат на пирамиду. И т.д.

Эстафета «Тушение пожара»

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен

пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние,

перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же

выполняет следующий игрок.

26

Приложение 4

Пожарный квест «Юные пожарные»

Ведущий приветствует всех участников, болельщиков, гостей и сообщает, что ребятам из трёх старших групп нужно добыть информацию,

пройти по маршрутному листу до места назначения, выполнить необходимые задания. Воспитатели готовят для ребят настоящее пожарное

приключение. Предварительно повторив с детьми правила осторожного обращения с электроприборами и порядок действий при пожаре.

Первая команда пришла по карте в прачечную детского сада. Дети без труда назвали кастелянше все опасные места, а кроме того напомнили ей

правила обращения с утюгом, стиральной и сушильной машиной, как с опасными приборами, из-за которых может случиться пожар.

Следующая группа ребят быстро достигла кабинета делопроизводителя, где каждый быстро и точно обозначил приборы, которые требуют

осторожного обращения и внимания. Кроме того малыши рассказали о том, что нельзя включать большое количество электроприборов в одну

розетку и уходя домой необходимо все выключать.

Третья группа детей пришла в самое интересное место – на кухню. Здесь у ребят было над чем подумать. Но мальчишки и девчонки верно

определили все пожароопасные места. Напомнили при этом кухонным работникам, что нельзя трогать электрооборудование мокрыми руками.

Затем все дети собрались в музыкальном зале, где в присутствии воспитателей смогли обсудить увиденное во время «путешествия» по детскому

саду.

27



В раздел образования