Автор: Бамбизова Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ школа-интернат №19 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы формирования продуктивной речевой деятельности на уроках развития речи
Раздел: полное образование
Приёмы формирования продуктивной речевой деятельности на уроках развития речи.
Современное поколение школьников испытывает особые трудности как в устной,
так и
в письменной
речевой деятельности: бедность словарного запаса, отсутствие
умений и навыков самостоятельно выражать мысли, шаблонность используемых в речи
конструкций.
Всё
это
заставляет
меня,
как
учителя
русского
языка
и
литературы,
совершенствовать
все
виды
речевой
деятельности
как
рецептивного
характера
-
восприятие и осмысление текста (слушание, чтение), так и продуктивного – создание
собственного текста (говорение, письмо).
В этой статье хотелось бы более подробно остановиться на продуктивной речевой
деятельности. Для достижения результативности в коммуникативной сфере
учащихся
необходимо использовать различные активные формы работы: монологические тексты
на определённую тему; диалоги; сочинения разных типов, жанров; изложения разных
видов; работа с текстом; доклады, сообщения, учебные исследования и учебные проекты;
ролевые игры; обсуждения, дискуссии, диспуты и т.д. Этому должна
предшествовать
системная комплексная работа, которая подготовит учеников к овладению способами
создания собственного текста как устного, так и письменного. Например, для обогащения
словарного запаса и грамматического строя языка учащихся работу можно организовать
практически на каждом уроке.
В своей работе я использую различные приёмы и задания, которые не требуют
много времени. Предлагаю некоторые из них:
Приём « Словарик».
Работа в группах. В течение определённого времени каждая группа составляет
свой словарь на определённую тему (тема общая), затем проводит лексический диктант
в других группах. Побеждает группа, которой удалось составить длиннее список слов и
грамотно дать толкование слов команды противников.
Задания.
1.Перечислите парами максимальное количество заимствованных слов и соответствующие
им русские синонимы (толерантность-терпение; суверенитет-самостоятельность и т.д.).
При проведении лексического диктанта синонимы не называются.
2.Перечислите фразеологизмы,
в которых упоминаются имена собственные.(Филькина
грамота, Авгиевы конюшни и т.д.).
3.Составьте
перечень
слов,
входящих
в
тематическую
группу
«Причастие»
(действительное, страдательное и т.д.).
Приём «Собери слова»
Участники групп работают с одинаковым текстом по конкретному заданию
«Собрать слова».
При ответе называются только образованные группой
слова, а
толкование дают учащиеся из других групп. При оценивании учитывается длина слова,
количество образованных новых слов и их лексическое значение.
Задания.
1.
Из текста выбрать слово, из букв составить другие слова и дать им толкование.
2.
Из
предложенного
текста
выписать
буквы
-
орфограммы
в
окончаниях
существительных, составить из них максимальное количество слов с другими
орфограммами.
Приём «Глоссарий»
Каждой группе даётся информационный текст, который содержит незнакомые
слова. Их задача - дать толкование смысла. Разрешается пользоваться различными
словарями.
Приём « Кроссворд»
По ходу кроссвордного
диктанта заменяют толкование
выражения
одним
словом либо наоборот: слово заменяется толкованием его значения. Эту работу чаще
всего провожу при работе с фразеологизмами.
Задания
1.Напишите кроссвордный диктант на тему «Части тела» ( в каждом фразеологизме
упоминается название какой-то части тела). Например: уткнуться носом — значение:
всецело заняться каким-либо занятием, делом; укоротить язык — значение: заставить
кого-либо замолчать, не давать говорить лишнее; тянуть за язык — значение: сказать
невпопад или что-нибудь не совсем подходящее в сложившейся ситуации; воды в рот
набрал — значение: молчит и не желает говорить, отвечать; точить или иметь зуб на кого-
нибудь — значение: затаить обиду, злобствовать, стремиться причинить вред; вставать или
стоять грудью — значение: подняться на защиту, защитить кого-то, стойко защищать.
2.Составьте самостоятельно кроссворд, используя лексику на тему «Литературоведение»
(например: сюжет, строфа, композиция, идея и т.д.).
Приём « Паронимы»
Вместо пропусков слов вставить один из предложенных в скобках вариантов,
опираясь на лексическое значение слова, при необходимости уточнить значение слов по
толковому словарю.
Задание
Выберите
нужное слово, при возникновении затруднений обращайтесь к справочной
литературе. Составьте самостоятельно предложение с другим паронимом.
1. Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро (одел, надел)
спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро
насвистывая какой-то марш.
2.
Этот
выдающийся
учёный-физик
считал
себя
полным
(невеждой,
невежей)
в
литературе.
3.
Между
школьниками
и
учителями
уже
в
первые
дни
установились
добрые
и
(доверительные, доверчивые) отношения.
4. В нашем классе Аркашка был самым (смешливым, смешным) учеником.
5.
Форма,
размеры
и
окраска
(рыбьих,
рыбных)
плавников
и
хвост
–
это
яркие
отличительные
признаки,
позволяющие
идентифицировать
принадлежность
к
конкретному семейству.
Приём «Лингвистическое лото»
Каждой
группе
даётся
таблица.
Установить
соответствия
между
устойчивыми
выражениями и толкованиями их значений. Кто быстрее.
Фразеологический оборот
Значение выражения
Как с гуся вода
Много воды утекло
Угадал, правильно предсказал
Заниматься бессмысленной работой
Как в воду глядел
Ничем не проймешь, все нипочем
Носить (черпать) воду решетом
Быть
готовым
на
любой
поступок
во
имя
привязанности, идеи
Воды не замутит
Бывалый, все испытавший, видавший виды
В мутной воде рыбку ловить
Много времени прошло
Воду мутить
Тихий, скромный, порядочный человек
Как рыба в воде
Много лишнего, ненужного
В огонь и воду
Сбивать
с
толку
окружающих,
умышленно
вносить неразбериху в какой-либо вопрос
Прошел сквозь огонь и воду
Извлекать
выгоду,
пользуясь
ч уж и м и
затруднениями
Много воды (в докладе, выступлении,
произведении)
В своей среде, сфере, свободно, непринужденно
Приём «Самый длинный рассказ»
Необходимо составить максимально длинный текст, удовлетворяющий какому-
либо условию.
Задания
1.
Составьте рассказ, в котором бы каждое предложение начиналось с последующей
буквы алфавита.
2.
Составьте рассказ, в котором бы каждое предложение начиналось с одной буквы
алфавита.
3.
Составьте
рассказ,
в
котором
не
употребляются
глаголы,
но
события
прослеживаются.
4.
Составьте
рассказ,
в
котором
каждое
новое
предложение
начиналось
бы
с
последней буквы предыдущего предложения.
Приём «Замена»
В
основе
данного
приёма
лежит
приём
перефразировки,
умения
излагать
содержание текста сжато.
Задания
1.Сократите предложения, заменив выделенные выражения одним словом.
Ночное светило ярко освещало путь заблудившимся туристам. Чёрное золото на бирже
имеет
резкий
скачок
цен. Стражи правопорядка охраняют вход в
мэрию. Туманный
Альбион находится не только в материковой части Европы. Белые воротнички тщательно
следят за своей репутацией.
Приём «Ассоциация»
Предполагается составление развёрнутых тематических групп слов и выражений
Задание
1.Продолжить ассоциативный ряд. Например, доброта- милосердие, помощь, любовь,
сочувствие, забота и т.д
2. Из текста выписать ключевые слова, подберите к ним ассоциативные ряды.
Для формирования навыков грамматического строя языка можно использовать задания,
предлагаемые на едином государственном экзамене (кодификатор №7)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А.
нарушение
связи
между
подлежащим и сказуемым
Б.
нарушение
в
построении
предложения с несогласованным
приложением
В .
о ш и б к а
в
п о с т р о е н и и
предложения
с
однородными
членами
Г.
неправильное
построение
предложения с косвенной речью
Д.
нарушение
в
построении
предложения
с
причастным
оборотом
1.
Все,
кто
по смот рел
новый фильм известного режиссёра,
в ы с к а з ы в а л и
в е с ь м а
противоречивые суждения.
2.
О
жизни
и
творчестве
художника,
о
его
загубленном
таланте можно прочитать в повести
К .
П а у с т о в с к о г о
« О р е с т е
Кипренском».
3.
Альпинизм закаляет не
только физически, но и воспитывает
чувство взаимовыручки.
4.
Те,
кто
ни
разу
не
л ю б о в а л с я
в е л и ч е с т в е н н о й
панорамой
столицы
с
вершины
колокольни
Ивана
Великого,
не
имеет представления о Москве.
5.
В
с т и х о т в о р е н и и
« П о э т »
М .
Ю .
Л е р м о н т о в а
аллегорически изображается кризис
современной
поэзии,
объясняемый
социальной апатией.
6.
Я з ы к
-
н е
т о л ь к о
лучший показатель общей культуры,
но и лучший воспитатель человека.
7.
В .
Г.
Б е л и н с к и й
написал около 20 статей и рецензий,
с п е ц и а л ь н о
п о с в я щ ё н н ы е
творчеству Н. В. Гоголя.
8.
Р у с с к и й
х и р у р г
и
анатом Н. И. Пирогов завещал нам,
что учитесь, читайте, размышляйте
и
извлекайте
из
всего
с амо е
полезное.
9.
Прие зжий
( в и д и м о ,
турист) спросил у прохожего, есть
ли поблизости от вокзала почтовое
отделение.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Приём «Выбираем»
Из предложенных словосочетаний найти грамматическую ошибку и записать в
исправленном варианте.
Задания
1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин
2.
Выберите
грамматически
правильное
продолжение
предложения.
Возражая
против
отдельных положений доклада,
1) началась дискуссия.
2) большую роль играет культура спора.
3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.
3.Укажите
предложение
с
грамматической
ошибкой
(с
нарушением
синтаксической
нормы).
1)
Благодаря
повышения
уровня
сервиса
в
фирменных
магазинах
стало
больше
покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века,
стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не
знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Все эти приёмы и задания способствуют достижению положительного отношения к
правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры
учащегося, которая необходима для самореализации в социуме.
В этой статье хотелось бы остановиться более подробно на заданиях коммуникативного
характера, обучающих
учеников самостоятельно составлять связное монологическое
высказывание. Предложенные приёмы способствуют развитию творческого потенциала,
формируют умения, необходимые для создания собственного текста.
Приём Бусы».
Заранее готовлю список слов. Учащиеся составляют связный текст, последовательно
включая предложенные слова и сохраняя их грамматическую форму.
Задание
Составьте небольшой текст, последовательно включая слова и выражения, например: сад,
за околицей, в окно, благоухающие незабудки, облако, небо, радость.
Приём «Кто короче»
Необходимо передать содержание текста тезисами.
Задание.
1. Кратко перескажите текст, используя не более 3 предложений.
2.
Сожмите
содержание
текста
до
1
предложения
таким
образом,
чтобы
основная
информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто-что-где-когда-
зачем-как».
Приём «Как ни крути»
Приём позволяет составлять многочисленные варианты повествования.
Задания
1.Из предложенных предложений составьте текст, затем поменяйте последовательность
этих предложений и составьте новый текст.
2. По предложенным карточкам с рисунками составьте текст, затем перетасуйте их и снова
составьте текст
Приём «Меняем финал»
Берётся
известный
текст
(чаще
сказка),
пересказывается
содержание,
а
финал
меняется на неожиданный.
Приём «Диктант с продолжением»
Работа предполагает продолжение текста, который даётся под диктовку. Учащиеся ,
сохраняя стиль и манеры авторского повествования, дописывают текст.
Приём «Меняю автора»
Каждая группа пересказывает содержание текста от другого действующего лица.
Приём «Если бы…»
Даёт
возможность
проявить
неограниченную
фантазию,
придумать
невероятный
сюжет.
Все названные интерактивные приемы и задания по формированию коммуникативных
компетентностей, которые я использую в своей работе, опираются на работу с текстом как
основную
дидактическую
единицу.
Именно
текст
является
продуктом
речевой
деятельности.
Осмысливая тему и основную мысль текста, ученик учится отбирать и
систематизировать материал,
составлять план, пользоваться различными типами речи,
строить
высказывание
в
определенном
стиле,
отбирать
языковые
средства,
совершенствовать высказывание.
Всё это
не только служит формированию навыков
общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности
через «великий, могучий и прекрасный русский язык»
.
Список литературы
1.
Александрова
О.А.
Проблема
воспитания
речевой
(коммуникативной)
культуры
в
процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
2.
Как
перейти
к
реализации
ФГОС
второго
поколения
по
образовательной
системе
«Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
3.
Ладыженская
Т.А.,
Ладыженская
Н.В.
Урок
риторики
//
Образовательная
система
«Школа
2100».
Педагогика
здравого
смысла.
Сборник
материалов
/
Под
научной
редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного
общего образования. – М.: 2008.
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
6. Ларина Н.Н. Статья «Формирование УУД в свете требований ФГОС»