Автор: Сонина Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида №9 "Росинка"
Населённый пункт: Курганская область, город Шадринск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ
по
ФГОС.
Формы
и
методы
работы здоровьесбережению
«Здоровье
детей
—
здоровье
нации!».
Этот
лозунг
нашел
свое
отражение
во
многих
образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных
стандартах
дошкольного
образования.
По
ФГОС
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в
том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий,
которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного
процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование
у
дошкольников
основ
валеологической
культуры,
т.е.
научить
их
самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на
здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами
и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной
работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для
обеспечения
комплексного
подхода
к
охране
и
улучшению
здоровья
воспитанников,
требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих
технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей,
противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп,
профилактика
многих
заболеваний,
санитарно-гигиеническая
работа,
контроль
качества
организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные
(проведение
подвижных
игр,
спортивные
мероприятия,
валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
валеологическое
образование
родителей
(мотивация
родителей
к
ведению
здорового
образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у
них валеологической культуры);
валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными
здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому
образу
жизни,
расширение
знаний
о
возрастных
и
психологических
особенностях
дошкольников);
здоровьесберегающее
образование
детей
(формирование
валеологических
знаний
и
навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного
взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий,
которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные
перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют
несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждение утомляемости;
снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышение интереса детей к ходу занятия;
создание положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения
в
условиях
ограниченного
пространства
(возле
парты
или
стола,
в
центре
комнаты
и
т.п.).
Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под
музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все
дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается
произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать
отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым
популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика.
Она
представляет
собой
систему
дыхательных
упражнений,
которые
входят
в
комплекс
коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее
рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть
ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая
форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и
выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а
выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на
задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого
дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не
только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и
письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика
способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью
пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В
ходе
проведения
пальчиковой
гимнастики
дети
производят
активные
и
пассивные
движения
пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить,
чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс
пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия
можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также
к
здоровьесберегающим
технологиям
в
ДОУ
относится
гимнастика
для
глаз.
Она
подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику
нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики
состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии
(кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним.
Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с
предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика
относится
к
инновационным
здоровьесберегающим
технологиям,
которые
используются
в
детском
саду
для
развития
эмоциональной
сферы
ребенка,
укрепления
его
психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
проведение психофизической разрядки;
развитие познавательных психических процессов;
нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в
игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое
занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
этюдов с использованием мимики и пантомимы;
этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается
занятие
психомышечной
тренировкой.
В
ходе
занятия
проводится
«минутка
шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими
под
музыку
специальных
пластичных
движений,
имеющих
оздоровительный
характер.
Цель
ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика
организовывается
в
форме
специальных
музыкальных
занятий.
Физические
упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно
проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не
раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому
обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта
технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у
них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов
с
эфирными
маслами.
Ее
можно
назвать
пассивной
методикой
воздействия
на
здоровье
дошкольников,
поскольку
сами
дети
никаких
действий
не
должны
выполнять.
Они
могут
заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.
Таким образом происходит:
улучшение самочувствия и настроения детей;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном.
Эфирные
масла
можно
наносить
на
фигурки
из
глины
или
необработанного
дерева
(доза
ароматического
вещества
должна
быть
минимальна).
Также
рекомендуется
изготовить
с
родителями
специальные
ароматические
подушки,
наполнив
их
высушенными
травами,
или
индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их
виды:
фитотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
су-джок терапия;
гелиотерапию;
песочную терапию.
Игры с солью;
Дозированная ходьба.
Суть
таких
технологий
понятна
исходя
из
их
названий.
Конечная
цель
использования
здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья
детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного
процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.