Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению


Автор: Сонина Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида №9 "Росинка"
Населённый пункт: Курганская область, город Шадринск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ

по

ФГОС.

Формы

и

методы

работы здоровьесбережению

«Здоровье

детей

здоровье

нации!».

Этот

лозунг

нашел

свое

отражение

во

многих

образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных

стандартах

дошкольного

образования.

По

ФГОС

одним

из

приоритетных

направлений

деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в

том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий,

которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного

процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование

у

дошкольников

основ

валеологической

культуры,

т.е.

научить

их

самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на

здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами

и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной

работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для

обеспечения

комплексного

подхода

к

охране

и

улучшению

здоровья

воспитанников,

требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих

технологий:

медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей,

противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп,

профилактика

многих

заболеваний,

санитарно-гигиеническая

работа,

контроль

качества

организации питания и т.д.);

физкультурно-оздоровительные

(проведение

подвижных

игр,

спортивные

мероприятия,

валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)

валеологическое

образование

родителей

(мотивация

родителей

к

ведению

здорового

образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у

них валеологической культуры);

валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными

здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому

образу

жизни,

расширение

знаний

о

возрастных

и

психологических

особенностях

дошкольников);

здоровьесберегающее

образование

детей

(формирование

валеологических

знаний

и

навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного

взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий,

которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные

перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют

несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждение утомляемости;

снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышение интереса детей к ходу занятия;

создание положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения

в

условиях

ограниченного

пространства

(возле

парты

или

стола,

в

центре

комнаты

и

т.п.).

Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под

музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все

дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается

произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать

отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым

популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика.

Она

представляет

собой

систему

дыхательных

упражнений,

которые

входят

в

комплекс

коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее

рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть

ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая

форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и

выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а

выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на

задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого

дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не

только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и

письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика

способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью

пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В

ходе

проведения

пальчиковой

гимнастики

дети

производят

активные

и

пассивные

движения

пальцами. Используются такие виды упражнений:

массаж;

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить,

чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс

пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия

можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также

к

здоровьесберегающим

технологиям

в

ДОУ

относится

гимнастика

для

глаз.

Она

подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику

нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики

состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии

(кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним.

Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с

предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика

относится

к

инновационным

здоровьесберегающим

технологиям,

которые

используются

в

детском

саду

для

развития

эмоциональной

сферы

ребенка,

укрепления

его

психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в

игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое

занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается

занятие

психомышечной

тренировкой.

В

ходе

занятия

проводится

«минутка

шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими

под

музыку

специальных

пластичных

движений,

имеющих

оздоровительный

характер.

Цель

ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика

организовывается

в

форме

специальных

музыкальных

занятий.

Физические

упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно

проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не

раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому

обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта

технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у

них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов

с

эфирными

маслами.

Ее

можно

назвать

пассивной

методикой

воздействия

на

здоровье

дошкольников,

поскольку

сами

дети

никаких

действий

не

должны

выполнять.

Они

могут

заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.

Таким образом происходит:

улучшение самочувствия и настроения детей;

профилактика простудных заболеваний;

решение проблем со сном.

Эфирные

масла

можно

наносить

на

фигурки

из

глины

или

необработанного

дерева

(доза

ароматического

вещества

должна

быть

минимальна).

Также

рекомендуется

изготовить

с

родителями

специальные

ароматические

подушки,

наполнив

их

высушенными

травами,

или

индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их

виды:

фитотерапию;

цветотерапию;

музыкотерапию;

витаминотерапию;

физиотерапию;

су-джок терапия;

гелиотерапию;

песочную терапию.

Игры с солью;

Дозированная ходьба.

Суть

таких

технологий

понятна

исходя

из

их

названий.

Конечная

цель

использования

здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья

детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного

процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.



В раздел образования