Напоминание

Фольклорный кружок " Потешки"


Автор: Тагильцева Татьяна Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ детский сад № 12 "Колокольчик"
Населённый пункт: Алтайский край город Заринск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Фольклорный кружок " Потешки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Потешки»

(для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп).

На 2017 – 2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность……………………………………………………………...……3

2. Цель программы кружка ……………………………..…5

3. Задачи кружка …………………………………….……5

II. Организационно-методическое обеспечение……………………………7

1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп………………..….7

2. Методы, используемые в работе кружка »………….….7

3. Форма проведения кружка «»…………………………......8

4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)…………………...….9

III. Содержарие. Учебно-тематическое планирование.

1.

Тематический перспективный план работы кружка…………………...….

I V. Список использованных источников »……………………………..…

I. Пояснительная записка.

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д.

Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –

СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям

национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями

русского

народа,

с

сокровищами

устного

народного

творчества,

традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных

умельцев.

Структура

программы

предусматривает

поэтапное

знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством

и

культурой.

Учебный

материал,

предусмотренный

программой,

р а с пр ед е ле н

в

о п р е д е л е н н о й

последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание,

перечень материалов, необходимых для занятий.

1.Актуальность разработки программы.

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края

осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно

родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в

основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома

без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических

корней и опоры на опыт предшествующих поколений

Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа,

материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции,

обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные и

этические

ценности,

определяющие

лицо

нации,

ее

самобытность,

уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако

в

силу

многих

причин

большая

часть

духовного

наследия

и

предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс

безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши

дни.

Создается

критическая

ситуация,

при

которой

мы

можем

через

некоторое

время

лишить современное

и

последующее

поколение

ценнейшего

достояния

региональной

народной

художественной

культуры

и

тем

самым

окончательно

разрушить

духовную

связь

современников

с

культурными

традициями

и

творческим

опытом

прошлых поколений.

Обращение

к

фольклору

в

современном

дошкольном

воспитании

и

актуально,

и

естественно.

Игровые,

художественно-образные

формы

взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом,

запечатленные

в

жанрах

фольклора,

близки

детскому

восприятию,

доступны

переживанию

в

детском

возрасте,

соответствуют

психике

ребенка, отвечают его возможностям и потребностям

Традиционная

празднично-обрядовая

культура

представляет

поистине

уникальные возможности для ее реализации. Общество без традиций

также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и

патриота,

знающего

и

любящего

свою

Родину,

-

задача

особенно

актуальная

сегодня,

не

может

быть

успешно

решена

без

глубокого

познания

духовного

богатства

своего

народа,

освоения

народной

культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как

образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать

культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-

забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-

прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в

душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Темы

занятий

программы

дают

воспитанникам более

целостное

представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего

таланта,

трудолюбия.

Дети

знакомятся

шире

с народными

промыслами

России, с и м в о л и ко й

р у с с ко го

д е ко р ат и в н о го

и с к у с с т в а

и

е ё

значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского

фольклора:

это

игры,

песни,

хороводы,

некоторые

календарные

обряды,

которые были забыты взрослыми.

В

программе

предусматривается

поэтапное

знакомство

детей

с

фольклором,

предметами

обихода,

декоративно-прикладным

искусством.

Учебный

материал,

распределен

в

определенной

последовательности

с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе

даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от

простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается

на культурные традиции и инновационную направленность.

2.

Цель программы:

расширить представление о жанрах устного народного творчества;

показать

своеобразие

и

самостоятельность

произведения

фольклора,

богатство и красочность народного языка:

воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические

чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

содействие атмосфере национального быта;

широкое

использование

фольклора:

песен,

загадок,

пословиц,

поговорок,

частушек;

учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные

и театрализованные игры;

знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

.

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение

с л е д у ю щ и х

п е д а г о г и ч е с к и х

у с л о в и й :

1.Построение развивающей предметно-пространственной среды.

2.Обеспечение

разнообразия

материала

для

познавательной

и

творческой

деятельности каждого ребенка.

3.Высокий уровень подготовки педагога.

4.Планирование занятий тематическими циклами.

5.Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей

к а ж д о г о

р е б е н к а .

В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах

деятельности:

• принцип доступности изучаемого материала;

• эмоционально – насыщенная тематика игровых упражнений, заданий;

• проблемно-ситуативный характер заданий;

опора

на

развитие

самостоятельности

мышления,

индивидуального

творчества;

• ко м м у н и к а т и в н ы й

х а р а к т е р ,

р а с к р е п о щ е н н а я

а т м о с ф е р а ,

доброжелательность в отношениях между членами детского коллектива и

педагогом.

Программа по ознакомлению с русской культурой состоит из следующих

направлений:

• нравственно – патриотического;

• эмоционально – эстетического;

• знакомства с устным народным творчеством, с народными промыслами,

народными праздниками, народными играми;

развития

навыков

и

умений

детей

в детской

деятельности (лепке,

аппликации, рисовании, ручного труда, вышивке);

• проведения выставок детских работ;

II. Организационно-методическое обеспечение.

1.Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.

Формы и количество занятий: Занятия проходят 2 раз в месяц во

второй половине дня в течение учебного года.

Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 человек. Кружок «Потешки»

посещают дети 3-7 лет: второй младшей группы - два раза в месяц во вторую

половину дня, средней группы - два раза в месяц во вторую половину дня;

старшей

группы

-

два

раза

в

месяц

во

вторую

половину

дня;

подготовительной группы - во вторую половину дня.

Продолжительность занятий:

во второй младшей группе – 15 минут

в средней группе - 20 минут

в старшей группе - 25 минут

в подготовительной группе - 30 минут

Срок реализации кружковой работы: 2017 – 2018 учебный год.

2. Формы и методы, используемые в работе по программе.

Методы работы

по

ознакомлению

детей

с

русским

народным

творчеством

1.

Словесные методы:

рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;

вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;

использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной

литературы;

интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

использование экспонатов, подлинных вещей;

просмотр

фотографий,

видеофильмов,

картин,

рисунков,

макетов о

русском быте.

2.

Практические методы:

использование русских народных песен и танцев;

проведение русских народных игр;

использование

русских

народных

костюмов

в

праздниках

и

самостоятельной деятельности;

применение игрушек и изделий народных промыслов;

представление кукольного театра;

разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

самостоятельное

выполнение

детьми

декоративных

изделий,

использование

различных инструментов и материалов для изображения.

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,

альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-

прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание

считалок,

закличек,

прибауток,

небылиц,

потешек,

стихов,

русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1.

Музыкальное

развитие

(разучивание

образцов

русского

народного

искусства, хороводов).

2. Физическое развитие (комплекс активных игр).

3.

Изобразительная

деятельность

(аппликации,

лепка,

рисование,

изготовление поделок).

4.

Художественная

деятельность

(чтение,

обсуждение,

разучивание,

инсценирование произведений художественной литературы).

4.Предполагаемые результаты:

Старшая и подготовительная группы

Использование

в

активной

речи

потешек,

пестушек,

прибауток,

пословиц

и

поговорок,

загадок,

считалок,

дразнилок,

корилок,

образных выражений.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с

народными предметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает

былинных

и

сказочных

героев,

умеет

узнавать

их

в

произведениях изобразительного искусства.

Принимает

осмысленное

и

активное

участие

в

русских

народных

праздниках.

Знание и умение называть народных праздников и умеет объяснять,

что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы

(женские, девичьи, мужские).

Имеет

представление

о

народных

промыслах

(Хохлома,

Городец,

Гжель, Дымка).

Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении

головных

уборов

тесьмой,

бусинками

и

другими

деталями,

изготовлении тряпичных кукол.

Умеет

отличать

архитектурные

сооружения

древней

Руси

от

современных построек

Средняя и младшая группы

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы

педагога использует их в речи.

Знает народные приметы.

Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное

участие или с инициативы педагога.

Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с

тестом, тканью.

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных

занятий с изучением следующих разделов:

1. Устный фольклор

Простейшие

детские

стихи,

пестушки,

считалки,

положены

в

основу

«ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в

основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений,

образное

мышление,

память,

внимание

и

речь.

Сюда

включены

сказки,

прибаутки, загадки.

2. Этнографические сведения

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о

традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о

значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

3. Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел

входят музыкальные, спортивные и драматические игры.

4. Фольклорный театр

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того,

чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на

занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают

возможность попробовать себя в различных ролях.

4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой

находят

своё

применение

очень

многие

сферы

фольклорного

творчества

народа.

Здесь

предполагается

знакомство

с

календарными,

трудовыми

и

русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников,

как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».

5. Творческая мастерская «Виды декоративной росписи в технике Папье

-маше»

На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи,

народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции

развития

промыслов

и

ремесел,

знакомятся

с

различными

видами

декоративной росписи.

В

процессе

работы

раскрываются

индивидуальные

и

творческие

способности детей.

2. Содержательный раздел

3..

Модель

воспитательно

образовательного

процесса

Тематическое

планирование

Младшая группа

Месяц Сентябрь Октябрь

НОД: «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми «избы».

её Хозяйкой. «Чудесный сундучок», сундучком, в котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах. Совместная самостоятельная «Ходит сон

близ

окон».

колыбелькой

(люлькой,

зыбкой)

и

колыбельными

песнями

«репка». Кукольный театр. Знакомство детей с рукомойником. Повторение

потешки «Водичка-водичка, умой моё личико».

. Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Взаимодействие с родителями. сбор урожая на огородах. .Изготовление

поделок

из

овощей.

Изготовление

нарядов

для

игровой

зоны

«Ряжение»..Участие

в

конкурсе

поделок

из

природного

материала:

«Удивительное рядом».

Наглядно - информационный «Русский фольклор и его значение в развитии

ребёнка»

Ноябрь Декабрь

НОД: «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом

Васькой.

Заучивание

потешки

«Как

у

нашего

кота».

«Сундучок

Деда

Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.. «Стоит изба из

кирпича, то холодна, то горяча». печкой, чугунком,. повторение потешки «Как

у нашего кота».

.Дидактическое упражнение «Похвали котика» .Игра с котёнком в катушку на

ниточке «Уж ты, зимушка зима».

Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»..

Развлечение

«Пришла

коляда

отворяй

ворота».

Знакомство

детей

с

Рождеством.

Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка»..

Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза».

Консультация «Одежда по сезону».помощь в изготовлении чугунков.

Январь

НОД: Знакомство с ухватом, кочергой. «Фока воду кипятит и как зеркало

блестит». Знакомство детей с самоваром.

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

Февраль Март Апрель Май

НОД:

«Гость на гость - хозяйке радость». Знакомство детей с медведем

Мишуткой. Лепка посуды Хозяйкины помощники.

Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом,

стиральной доской.

«Петушок золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем

Петушком.

Разучивание

потешки

о

петушке.

«Трень

брень,

гусельки».

русским народным инструментом гуслями..

Показ на фланелеграфе сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»..

Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем»

.«Масленица

дорогая

-

наша

гостьюшка

годовая».

Знакомство

детей

с

Масленицей.

Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая

мама».

«Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная».

Театрализованная по сказке «Заюшкина избушка».. Кукольный театр по

сказке «Кот, лиса и петух».

«Здравствуй,

солнышко

колоколнышко!».

Разучивание

потешки

про

солнышко.

Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание

детей с Хозяйкой до осени. «Русский фольклор о зиме»..

Фотовыставка «Мы играем».

Физкультурный досуг по русским народным играм «Папа и я спортивная

семья».

Участие в подготовки развлечения «Масленица». 2. Чаепитие за самоваром с

мамами

по

русским

народным

традициям.

«Весенняя

неделя

добра».

Изготовление скворечников; весенние поделки.

Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков.

Средняя группа

Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь

НОД:

«Во

саду

ли,

в

огороде».

Разучивание

потешки

«Наш

козёл».

Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об

овощах и о фруктах.

Коровушка

и

бычок.

Знакомство

детей

с

домашними

животными.

Разучивание

потешки

про

корову

и

бычка.

«Бычок

чёрный

бочок».

Повторение потешки про бычка.

Чтение сказки: «Бычок чёрный бочок, белые копытца», «Гуси лебеди»,

сказки «Золотое веретено»

Разучивание потешки «А тари, тари, тари».. «Сошью Маше сарафан».

Знакомство с женской русской народной одеждой: «Золотое веретено».

Совместная

самостоятельная

днятельность.

«Чудесный

мешочек».

Повторение песенки потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный

мешочек».

Лепка овощей из солёного теста. Раскрашивание овощей после высыхания.

«Приглашаем в гости к нам». Игра упражнение «Вежливое обращение к

гостям».

Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.. «Чудесный сундучок».

Дидактическая

игра

«Кто

спрятался?»

(отгадывание

загадок

о

домашних

животных). Повторение попевок и потешек о домашних животных. Сюжетно

ролевая игра «Магазин овощей». 3. Подвижная игра «Гуси лебеди».

Развлечение «Осенины».

Взаимодействие с родителями. Сбор урожая на огородах. Поделки из

овощей.. Участие в конкурсе детских поделок из природного а «Удивительное

рядом».

Консультация

«Устное

народное

творчество,

как

выразительное

средство в речевом развитии детей». Участие в развлечении «Осенины».

Знакомство с предметами обихода прялкой и веретеном.

Декабрь.

НОД: Знакомство с праздником Новый год

Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

«Одень зверей». Аппликация по готовым формам.

Самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей». «Здравствуй, зимушка-

зима». Загадки о зиме.

Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». «Сею,

сею,

посеваю,

с

Новым

годом

поздравляю!».

праздником

Нового

года.

Разучивание колядки «Щедровочка».

«Лисичка сестричка». Пальчиковый театр по сказке «Лисичка сестричка и

серый волк»..

Взаимодействие

с

родителями:

Помощь

в

подготовке

к

Новому

году.

Заучивание колядок и стихов к празднику.

Участие в конкурсе детских

поделок «Мастерская Деда Мороза».

Январь. Февраль.

НОД:

«Сундучок

Деда

Мороза».

Беседа

«Подарки

Деда

Мороза».

Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос».

«Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о

шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья).

Развлечение

«Рождественские

святки».

Вечер

зимних

загадок.

3п/и

«Снежная крепость».

«Петушок золотой гребешок». Упражнение в вежливом обращении к

гостью. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Кукольный театр «Петушок

и бобовое зёрнышко». «Лиса и козёл». Дидактическая игра «Похвали лису».

Повторение потешек о домашних животных. Игра - драматизация «Лиса и

козёл».

Взаимодействие

с

родителями:

Участие

в

подготовке

развлечения

«Рождественские святки». Изготовление атрибутов к развлечению. Участие в

вечере зимних загадок. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток.

Физкультурный досуг «Папа и я спортивная семья».

«Масленица дорогая наша гостьюшка годовая». Знакомство с Масленицей.

Разучивание песенки «Блины». лисички».

Ручной труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток.

Знакомство с предметами обихода деревянными ложками.

Загадывание загадок о животных. «избы» старинными вещами.

Март Апрель.

НОД:

«При

солнышке

тепло,

при

матушке

добро».

Беседа

о

маме

с

включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама».

Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

«Шутку шутить людей насмешить». потешным фольклором дразнилками,

скороговорками.

Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Развлечение «Масленица дорогая наша гостьюшка годовая».

«Лисичка

со

скалочкой».

Знакомство

с

предметом

обихода

скалкой.

Настольный театр «Лисичка со скалочкой».

Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна».

«Небылица небывальщина». небылицами. Разучивание и самостоятельное

придумывание небылиц.

«Чудесный сундучок». Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра

«Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

«Крошечка Хаврошечка». Просмотр мультфильма по сказке.

Взаимодействие

с

родителями:

Участие

в

подготовки

и

проведении

развлечения «Масленица» и праздника «8 Марта». «За самоваром». Чаепитие

по русским народным традициям.

Участие в выставке детских рисунков

«Весна, весна, поди сюда!».

Май.

НОД:

Времена

года.

Рассказ

о

временах

года

с

использованием

соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них,

иллюстрациям, предметам. «Хаврошечка».

Русская балалайка. балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

Игра с Колобком. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки

«Колобок».

Прощание

с

«избой».

Знакомство

детей

с

новой

сказкой

(по

выбору

Хозяйки).

Взаимодействие

с

родителями:

Прощальное

чаепитие.

Участие

в

организации чаепития. Помощь в посадке цветочных клумб.

Старшая группа

Месяц Сентябрь

НОД: Игровая ситуация о «На обед винегрет». сказкой «Мужик и медведь». .

«Хлеб

всему

голова».

Беседа

«Откуда

хлеб

пришёл?».

о

старинными

орудиями труда цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Рассказ

о

первом

осеннем

месяце,

его

(плоды,

листья).

приметах.

Дидактическая игра «С какого дерева детки?»

Разучивание песенки игра «Вершки да попевки корешки». «Восенушка »

.Вечер загадок. осень».

П/и «Гуси да лебеди», «Вершки да корешки».

Октябрь

НОД: «Октябрь пахнет капустой». Беседа о. предметами обихода деревянным

корытцем, тяпкой.

Повторение попевки «Восенушка осень».

Игра драматизация по сказке «Заяц хваста».

Взаимодействие с родителями. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу. Сбор

природного материала для поделок. Участие в выставке «Самая интересная

поделка

из

овощей»..

Консультация

«Устное

народное

творчество,

как

выразительное средство в речевом развитии детей».

Участие в конкурсе

детских поделок из природного материала.

Ноябрь Декабрь

НОД: «Друг за дружку держаться ничего не бояться». Рассказывание сказки

«Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Гончарные мастеровые. Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о

гончарном промысле. о сказкой «Лиса и кувшин».. «Здравствуй, зимушка

зима!».

Беседа

о

характерных

особенностях

декабря

с

использованием

пословиц, поговорок.

Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». «Пришла коляда отворяй

ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание

колядки.

«Хороший город Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

Пение частушек. потешки «Зайчишка трусишка».

Лепка кондитерских изделий из солёного теста.

П/и «Жмурки».

Развлечение «Капустник». Развлечение «Рождественские святки».

Беседа о страхе. Пальчиковый театр по сказке «У страха глаза велики». 3.

«Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по сказкам.

С/р игра «Магазин кондитерских изделий». П/и «Горшок». «С Новым годом

со всем родом!».

Беседа о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

«Новогодняя игрушка». Ручной труд. «Проказы старухи зимы». Вечер

загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

Взаимодействие

с

родителями.

Участие

в

подготовке

развлечения

«Капустник».

Фотовыставка

«Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной

культуры».

«Бабушкин

сундук».

Пополнение

русской

«избы»

старинными вещами. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам.

Участие

в

конкурсе

поделок

«Мастерская

Деда

Мороза».

Помощь

в

организации

Новогоднего

праздника.

Участие

в

подготовке

развлечения

«Рождественские святки».

Январь Февраль Март.

НОД:«Гуляй,

да

присматривайся».

Беседа

о

характерных

особенностях

февраля.

Чтение

сказки

«Два

Мороза».«Ой

ты,

Масленица!».

Рассказ

о

Масленице.

Пение

обрядовых

песен.

«Нет

милее

дружка,

чем

родимая

матушка». Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. «Гуляй, да

присматривайся».

Беседа

о

характерных

признаках

весны.

Беседа

о

характерных особенностях января.

Просмотр мультфильма по сказки «Морозко».

«Лиса обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки

«Лисичка сестричка и серый волк».

Дидактическая игра «Составь узор». Составление узоров из готовых форм

по городецкой росписи.

Сказка для Кузи. Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная

игра «Аюшки». Письмо Нафане. Составление детьми письма Нафане другу

домовёнка Кузи.

Повторение обрядовых песен, посвящённых Масленице.

Праздник «Ой ты, Масленица». Праздник «8 Марта».

Физкультурный досуг «Папа и я спортивные друзья».

П/и «Горелки». Изготовление поделок в подарок маме.

Рисование «Весна красна» Повторение заклички о весне «Жаворонки,

прилетели».

Взаимодействие с родителями: Изготовление атрибутов к развлечению.

Участие в выставке детских рисунков «Зимушка хрустальная». Помощь в

подготовке праздника «Масленица». Участие в физкультурном досуге «Папа

и

я

спортивные

друзья»..

Испечь

печенье

«Жаворонки»,

бублики.

«За

самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. Участие в выставке

детских рисунков «Весна красна».

Апрель

НОД: «Апрель, ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних

полевых работах. Красная горка традиции народных гуляний на Пасхальной

неделе. Словесные игры.

Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите». «Весна, весна,

поди сюда!». Пение закличек о весне. Пение частушек.

«Шутку шутить людей насмешить». потешным фольклором. Составление

детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях..

Самостоятельный посев детьми семян.

«Мудрёному и счастье к лицу». Прослушивание сказки «Семилетка».

Загадывание загадок.

С/р игра «Моя семья».. «Небылица в лицах, небывальщина». Развлечение с

русскими народными небылицами.

Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

«Чудо

писанки».

Рисование

на

объёмной

форме

(скорлупе

яйца),

искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).

Литературная викторина по русским народным сказкам.

Игра драматизация «Каша из топора».

Взаимодействие с родителями: Участие в развлечениях «Небылица в лицах,

небывальщина», Красная горка.

Выращивание семян цветов. Участие в

физкультурном досуге. Помощь в посадке цветочных клумб. Фотовыставка

«Приобщение детей к истокам русской народной .

Май

НОД: «Гладь ни морщинки не видать». Знакомство детей с различными

способами

глажения

белья.

Загадывание

загадок

о

предметах

обихода.

загадок.

Кукольный театр по сказке Н. Павловой «Под кустом». Коллективная

аппликация из лоскутков «Русская изба».

Прощание с «избой». Словесные народные игры. Рассказывание докучных

сказок. Пение частушек. Физкультурный досуг на основе русских народных

игр. культуры».

Подготовительная к школе группа

Месяц Сентябрь

НОД: Беседа о приметах первого месяца. Повторение примет осени. «Хлеб

всему голова». Рассказ о старинном способе уборки хлеба.

. «К худой голове своего ума не особенностях и приставишь». Беседа об уме

и о глупости. Повторение заклички «Про Филю». Словесная игра «Филя и

Уля».

Прослушивание русских народных песен.

Повторение пословиц и поговорок о хлебе.

Рисование. «Октябрь грязик ни колеса, ни полоза не любит». Беседа о

натюрморта.. Повторение пословиц об осени.

Взаимодействие с родителями. Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц

зимой. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей. Участие в

конкурсе поделок «Удивительное рядом».

Октябрь Ноябрь

НОД: Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном

празднике

Покрове.

Синичкин

день.

Заключительная

беседа

об

осени.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

«Где живёт перо Жар-птицы?». Знакомство детей с хохломской росписью и

её традициями («кудрина», «травка»). татарском нашествии и предания о

граде Китеже. о

старинным оружием. «Золотая осень». «Чудо чудное, диво дивное Золотая

Хохлома». Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.

П/и «Совушка сова». П/и «Жмурки».

«Удивительное

рядом».

Конкурс

поделок

из

природного

материала.

«Большой урожай рябины морозная зима».

Пословицы и народные приметы о рябине.

Развлечение «Рябинник».

Игра викторина: «Восенушка осень» (пословицы, поговорки, загадки,

заклички, песни, народные приметы).

Взаимодействие

с

родителями:

Консультация

«Приобретение

детьми

культурного богатства русского народа». «Бабушкин сундук». Пополнение

русской «избы» старинными вещами, участие в развлечении «Рябинник».

Участие в игре викторине «Восенушка- осень».

Декабрь.

НОД: «Зима не лето,- в шубу одета». Беседа о характерных особенностях

зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

Снегурочка

внучка

Деда

Мороза.

Чтение

сказки

«Снегурочка».

Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского Корсакова.

«Светит, да не греет». Беседа о разных источниках освещения. Показ

теневого театра. «Пришёл мороз береги ухо и нос». Просмотр мультфильма

по

сказке

В.Ф.

Одоевского

«Мороз

Иванович».

Загадывание

загадок

о

морозе .

Взаимодействие

с

родителями.

Участие

в

конкурсе

детских

поделок

«Мастерская Деда Мороза». Помощь в организации праздника Нового года.

«Мастерская Деда Мороза» - новогодние поделки.

Январь Февраль Март.

НОД:

«Пришла

Коляда

накануне

Рождества».

Беседа

о

рождественских

праздниках, святочных гаданиях. «На героя и слава бежит». Рассказ о русских

богатырях. «Сердце матери лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с

включением

народных

пословиц

и

поговорок.

«Живёт

в

народе

песня».

Беседа о русской народной песне. пословицами и поговорками о. «Пришла

Коляда накануне Рождества».

Пение песенок. Пение песен, частушек. Прослушивание русских народных

песен.

«Зимние узоры». творчеством вологодских кружевниц.. «Гжель прекрасная».

гжельским

художественным

промыслом.

«Морозные

узоры».

Рисование

декоративное

по

мотивам

кружевоплетения.

Самостоятельное

рисование

детьми гжельских узоров.

Зимний спортивный праздник. Физкультурный досуг «Папа и я спортивные

друзья».

«Дело мастера боится». Чтение сказки «Семь Симеонов».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»..повторение пословиц о

труде и мастерстве.. «Гжель прекрасная».

«Масленица

Прасковейка,

встречаем

тебя

хорошенько!».

Беседа

о

Масленице. Праздник «Ух ты, Масленица!».

Русская матрёшка. Рассказ о матрёшке.

Поэзия народного костюма. Рассказ о народном костюме. «Грач на горе

весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны.

Взаимодействие с родителями. Подготовка атрибутов к праздникам. Участие

в развлечении «Пришла Коляда накануне Рождества». Участие в спортивном

празднике. Участие в физкультурном досуге. Участие в подготовке праздника

«Ух ты, Масленица!». Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры». Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне.

Испечь пряники, бублики. «За самоваром». Чаепитие по русским народным

традициям.

Апрель Май

НОД:.

Красная

горка.

Рассказ

о

Пасхе.

Словесные

народные

игры

«Садовник», «Бирюльки». Заключительная беседа о прошлом родного края и

героях земляках. «Человек без Родины, что соловей без песни». Прощание с

«избой».

Заключительная

беседа

о

русской

избе

и

национальной

кухне.

закличек о весне.

«Шутку шутить людей насмешить». Беседа о народном

юморе.

Разучивание

русской

народной

песни

«Ой,

вставала

я

ранёшенько».

Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку .

«Путешествие на златогривой чудо тройке». Знакомство детей с образом

коня в русском народном декоративно прикладном творчестве (городецкая,

палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.«Чудо писанки».

Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц). Коллективное изготовление

панно из лоскутков «Русская кухня».

Словесная игра «Путаница».

П/и «Горелки».. «Шутку шутить людей насмешить».

Развлечение (докучные сказки, скороговорки, дразнилки, игры). Праздник

«Пасха».

Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.

Просмотр диафильмов о героях ВОВ.

Литературная викторина по русским народным сказкам. Игра драматизация.

Взаимодействие с родителями. «Край родной, навек любимый». Экскурсия в

лес.

Русские

подвижные

игры

на

открытом

воздухе.

Посадка

цветов,

оформление

клумб.

Участие

в

празднике

«Пасха».

Выращивание

семян

цветов.

Участие

в

литературной

викторине.

Помощь

в

оформлении

цветочных клумб.

III. Учебно-тематическое планирование.

Тематическое планирование

Младшая группа

Месяц

НОД

Совместная

самостоятельная

деятельность

Взаимодействие

с

родителями

Сентябрь

«Милости

просим,

го с т и

д о р о г и е »

Первое

посещение

детьми

« и з б ы » .

Знакомство

с

её

Хозяйкой.

«Ходит

сон

близ

окон».

Знакомство

с

к о л ы б е л ь к о й

(люлькой,

зыбкой)

и

колыбельными

песнями.

Сбор у р о ж а я

н а

огородах.

Изготовление

поделок из овощей.

Изготовление

н а р я д о в

д л я

и г р о в о й

з о н ы

«Ряжение».

Октябрь

«Чудесный

сундучок».

З н а к о м с т в о

с

с у н д у ч к о м ,

в

ко т о р о м

ж и в у т

загадки.

Загадывание

загадок об овощах.

1 .

« Р е п к а » .

Кукольный

театр.

2.Знакомство детей

с

рукомойником.

Повторение

потешки «Водичка-

водичка, умой моё

л и ч и к о » .

3 .

Развлечение

«Осень

в

гости

к

нам пришла».

Участие в конкурсе

п о д е л о к

и з

природного

материала

«Удивительное

рядом».

Наглядно-

информационный

материал

«Русский

фольклор

и

е го

з н а ч е н и е

в

развитии ребёнка»

Ноябрь

« К а к

у

н а ш е г о

кота».

Знакомство

детей с обитателем

«избы»

-

котом

Васькой.

Заучивание

потешки

«Как

у

нашего кота».

Повторение

потешки

«Как

у

нашего кота».

Дидактическое

упражнение

«Похвали котика».

Игра с котёнком в

катушку на ниточке

Изготовление

атрибутов

театрализованной

деятельности

по

сказке «Репка».

Декабрь

«Сундучок

Деда

Мороза».

Загадывание

загадок

о

зиме,

о

зимней одежде.

«Уж

ты,

зимушка-

зи ма » .

И г р о в а я

ситуация

«Оденем

к у к л у

н а

прогулку».

1 .

У ч а с т и е

в

конкурсе

поделок

«Мастерская

Деда

Мороза».

2.Консультация

« О д е ж д а

п о

сезону»

.

«Стоит

изба

из

к и р п и ч а ,

т о

х о л о д н а ,

т о

горяча».

З н а к о м с т в о

с

печкой, чугунком,

1.Развлечение

«Пришла

коляда-

отворяй

ворота».

Знакомство детей с

Рождеством.

П о м о щ ь

в

изготовлении

чугунков.

Наглядно-

информационный

Январь

ухватом, кочергой.

2 .

« Ф о к а

в о д у

к и п я т и т

и

к а к

зеркало

блестит».

Знакомство детей с

самоваром.

Дидактическая

и г р а

« Н а п о и м

куклу чаем».

материал

«Русский

фольклор о зиме».

Февраль

«Гость

на

гость-

хозяйке

радость».

Знакомство детей с

медведем

Мишуткой.

Лепка

посуды

1 . П о к а з

н а

фланелеграфе

с к а з к и

Л . Н .

То л с т о г о

« Т р и

медведя».

1.Сюжетно-ролевая

и г р а

« Н а п о и м

куклу чаем».

Фотовыставка «Мы

играем».

Физкультурный

досуг

по

русским

народным

играм

« П а п а

и

я

-

спортивная семья».

Март

Хозяйкины

помощники.

Знакомство детей с

предметами

обихода-

коромыслом,

вёдрами,

корытом,

стиральной доской.

«Масленица

дорогая

-

на ша

гостьюшка

годовая».

Знакомство детей с

Масленицей.

Нет милее дружка,

ч е м

р о д и м а я

матушка».

Этическая

беседа

« М о я

л ю б и м а я

мама».

У ч а с т и е

в

подготовки

развлечения

«Масленица».

Ч а е п и т и е

з а

с а м о в а р о м

с

мамами по русским

народным

традициям.

Апрель

« П е т у ш о к

-

золотой гребешок».

Знакомство детей с

новым персонажем

-

П е т у ш к о м .

Разучивание

п о т е ш к и

о

петушке.

«Приди,

весна,

с

радостью».

Разучивание

заклички

«Весна,

весна красная».

Театрализованная

деятельность

по

сказке

«Заюшкина

«Весенняя

неделя

добра».

Изготовление

скворечников;

весенние поделки.

Наглядная

информация

«Русский фольклор

избушка».

весной».

Май

«Трень

-

брень,

гусельки».

З н а к о м с т в о

с

русским

народным

инст рументом

-

гуслями.

Кукольный

театр

по

сказке

«Кот,

лиса и петух».

«Здравствуй,

солнышко-

колоколнышко!».

Разучивание

п о т е ш к и

п р о

солнышко.

П р о щ а н и е

с

«избой».

Дидактическая

игра

«Чуде сный

сундучок».

Прощание

детей

с

Хозяйкой до осени.

1 .

П о м о щ ь

в

посадке

цветочных

клумб; оформлении

детских участков.

Средняя группа

Совместная

Взаимодействие с

Месяц

НОД

самостоятельная

родителями

деятельность

1. «Во саду ли, в

1. «Чудесный

1. Сбор урожая на

огороде».

мешочек».

огородах.

Разучивание

Повторение

песенки

2. Поделки из

потешки «Наш

- потешки «Наш

овощей.

Сентябрь

козёл».

козёл».

Дидактическая

игра

Дидактическая

игра

«Что растёт в саду

и

«Чудесный

огороде».

мешочек».

Загадывание

загадок

2. Лепка овощей из

об овощах и о

солёного теста.

фруктах.

Раскрашивание

2. Коровушка и

овощей после

бычок. Знакомство высыхания.

детей с домашними 3. «Приглашаем в

животными.

гости к нам». Игра-

Разучивание

упражнение

п о т е ш к и

п р о

корову

«Вежливое

и бычка.

обращение к

гостям».

Повторение

потешек о козле,

коровушке, бычке.

1. «Бычок - чёрный 1. «Чудесный

1. Участие в

бочок».

Повторение

сундучок».

конкурсе детских

п о т е ш к и

п р о

бычка.

Дидактическая

игра

поделок из

Октябрь

Знакомство со

«Кто спрятался?»

природного

сказкой «Бычок -

(отгадывание

материала

ч ё р н ы й

б о ч о к ,

белые

з а г а д о к

о

домашних

«Удивительное

копытца».

животных).

рядом».

2. Знакомство со

Повторение

попевок

2. Консультация

сказкой «Гуси -

и потешек о

«Устное народное

лебеди».

домашних

творчество, как

Разучивание

животных.

выразительное

потешки «А тари,

2. Сюжетно -

средство в речевом

тари, тари».

ролевая игра

развитии детей».

«Магазин овощей».

3 . Подвижная игра

«Гуси - лебеди».

1. «Сошью Маше

1.Развлечение

1. Участие в

сарафан».

«Осенины».

развлечении

Знакомство с

2. Чтение сказки

«Осенины».

женской русской

«Золотое веретено» 2. Наглядная

народной одеждой.

3. П/и «Жмурки».

информация

Ноябрь

2. «Золотое

«Народный

веретено».

фольклор осени».

Знакомство с

предметами

обихода

- прялкой и

веретеном.

1.»Зимовье

зверей».

1. «Здравствуй,

1. Помощь в

Знакомство со

зимушка- зима».

подготовке к

сказкой «Зимовье

Загадки о зиме.

Новому году.

зверей».

Повторение

Разучивание

русской

2. Заучивание

песенки «Как на

народной песенки

колядок и стихов к

тоненький ледок».

«Как на тоненький празднику.

Декабрь

2. «Одень зверей».

ледок».

3. Участие в

Аппликация по

2. «Сею, сею,

конкурсе детских

готовым формам.

посеваю, с Новым поделок

Самостоятельный

годом

поздравляю!».

«Мастерская Деда

пересказ сказки

Знакомство с

Мороза».

«Зимовье зверей».

праздником Нового

года. Разучивание

колядки

«Щедровочка».

3. «Лисичка -

сестричка».

Пальчиковый театр

по сказке «Лисичка

-

с е с т р и ч к а

и

серый

волк».

1.»Сундучок Деда

1. Развлечение

1. Участие в

Мороза». Беседа

«Рождественские

подготовке

«Подарки Деда

святки».

развлечения

Мороза».

2. Вечер зимних

«Рождественские

Январь

Разучивание

загадок.

святки».

заклички «Мороз,

3. п/и «Снежная

2. Изготовление

мороз, не морозь

крепость».

атрибутов к

мой нос».

4. «Петушок -

развлечению.

золотой гребешок». 3. Участие в вечере

Упражнение в

зимних загадок.

вежливом

4. Наглядная

о б р а щ е н и и

к

гостью.

информация

Дидактическая

игра

«Русский фольклор

«Похвали

Петушка».

зимы».

Кукольный театр

« П е т у ш о к

и

бобовое

зёрнышко».

1. «Волшебные

1. «Лиса и козёл».

1. Вязание одежды

спицы».

Знакомство

Дидактическая

игра

для кукол из

со спицами и

«Похвали лису».

шерстяных ниток.

вязанием на них.

Повторение

потешек

2. Физкультурный

Б е с е д а

о

шерстяных

о домашних

досуг «Папа и я -

изделиях и о том

животных. Игра -

спортивная семья».

откуда берётся

драматизация

«Лиса

3. «Бабушкин

шерсть (козья,

и козёл».

сундук». Помощь в

Февраль

овечья).

2. «Сарафан для

пополнении

русской

2. «Масленица

лисички». Ручной

«избы»

старинными

дорогая - наша

труд.

Аппликация

из

вещами.

гостьюшка

годовая».

шерстяных

цветных

Знакомство с

ниток.

Масленицей.

3 .

« В е с ё л ы е

ложки».

Разучивание

песенки

Знакомство с

«Блины».

предметами

обихода

- деревянными

ложками.

Загадывание

загадок

о животных.

1. «При солнышке - 1. Развлечение

1. Участие в

тепло, при матушке «Масленица

дорогая

подготовки и

- добро». Беседа о

- наша гостьюшка

проведении

маме с включением годовая».

развлечения

пословиц и

2. «Лисичка со

«Масленица» и

поговорок.

скалочкой».

праздника «8 -

Составление

Знакомство с

Марта».

рассказа

«Какая

моя

предметом обихода 2. «За самоваром».

Март

мама». Пение

- скалкой.

Чаепитие по

песенок о маме.

Настольный театр

русским народным

2. «Весна, весна,

«Лисичка со

традициям.

п о д и

с ю д а ! » .

Рассказ

скалочкой».

3. Участие в

о старинных

3 .

« П р и ш л а

весна!».

выставке детских

обычаях встречи

Повторение

рисунков «Весна,

весны.

Загадывание

заклички о весне.

весна, поди сюда!».

загадок о весне.

Коллективная

Заучивание

заклички

аппликация из

о весне.

цветных лоскутков

«Пришла весна».

1. «Шутку шутить - 1. «Небылица -

1. Наглядная

людей насмешить». небывальщина».

информация

Знакомство с

Знакомство с

«Русский фольклор

потешным

небылицами.

весной».

фольклором -

Разучивание и

2. Выращивание

Апрель

дразнилками,

самостоятельное

семян цветов.

скороговорками.

придумывание

2. Русская

небылиц.

свистулька. Рассказ 2. «Чудесный

о глиняной

сундучок».

свистульке. Лепка

Раскрашивание

свистулек.

свистулек.

Дидактическая

игра

«Угадай по звуку».

Слушание

народных

мелодий.

3. «Крошечка -

Хаврошечка».

Просмотр

мультфильма по

сказке

«Хаврошечка».

1. Времена года.

1. Русская

1. Участие в

Рассказ о временах балалайка.

организации

года с

Знакомство с

чаепития.

использованием

балалайкой.

2 .

П о м о щ ь

в

посадке

соответствующих

Пословицы и

цветочных клумб .

загадок.

Повторение

поговорки о

Май

закличек, песенок обалалайке.

временах года.

2. Игра с Колобком.

2. «Волшебная

Самостоятельное

палочка».

Узнавание

творческое

развитие

знакомых сказок по сюжета сказки

отрывкам из них,

«Колобок».

иллюстрациям,

3. Прощание с

предметам.

«избой».

Знакомство

детей с новой

сказкой (по выбору

Хозяйки).

Прощальное

чаепитие.

Старшая группа

Месяц

НОД

Самостоятельная

Взаимодействие с

деятельность

родителями

1. «Гуляй, да

1. Дидактическая

1. Сбор урожая на

присматривайся».

игра «С какого

огородах; ягод в

Рассказ о первом

дерева детки?»

лесу.

осеннем

ме сяце,

его

(плоды, листья).

2. Сбор природного

приметах.

2.Дидактическая

материала для

Сентябрь

Разучивание

песенки

игра «Вершки да

поделок.

- попевки

корешки».

3. Участие в

«Восенушка -

3. Вечер загадок.

выставке «Самая

осень».

4. П/и «Гуси -

интересная поделка

2. «Вершки да

лебеди».

из овощей».

корешки».

5 .

И г р о в а я

ситуация

Знакомство со

« Н а

о б е д

винегрет».

сказкой «Мужик и

медведь».

1. «Хлеб - всему

1. Знакомство с

1. Консультация

голова». Беседа

предметами

обихода

«Устное народное

«Откуда хлеб

- деревянным

творчество, как

пришёл?».

корытцем, тяпкой.

выразительное

Знакомство со

2. Повторение

средство в речевом

старинными

попевки

«Восенушка

развитии детей».

орудиями труда -

- осень».

2. Участие в

цепом и серпом.

3. Игра -

конкурсе детских

Октябрь

Пословицы и

драматизация по

поделок из

поговорки о хлебе.

сказке «Заяц -

природного

2. «Октябрь пахнет хваста».

материала

капустой». Беседа оРазучивание

«Удивительное

характерных для

потешки

«Зайчишка

рядом».

октября явлениях

- трусишка».

природы, народных 4. Лепка

обычаях и

кондитерских

праздниках

и з д е л и й

и з

солёного

(Покров).

теста.

5. П/и «Жмурки».

1. «Друг за дружку 1. Развлечение

1. Участие в

держаться - ничего «Капустник».

подготовке

не бояться».

2. Беседа о страхе.

развлечения

Рассказывание

Пальчиковый театр «Капустник».

сказки «Крылатый,

по сказке «У страха2. Фотовыставка

мохнатый да

глаза велики».

«Приобщение

детей

масленый».

Беседа

о

3. «Знаешь ли ты

к истокам русской

взаимовыручке и

сказки?».

народной

Ноябрь

поддержке.

Литературная

культуры».

2. Гончарные

викторина по

3. «Бабушкин

мастеровые.

сказкам.

сундук».

Дидактическая

игра

4 .

С / р

и г р а

«Магазин

Пополнение

русской

«Что как

кондитерских

«избы»

старинными

называется?».

изделий».

вещами.

Р а с с к а з

о

гончарном

5. П/и «Горшок»

промысле.

Знакомство со

сказкой «Лиса и

кувшин».

1. «Здравствуй,

1. «С Новым годом 1. Разучивание с

зимушка - зима!».

со всем родом!».

детьми стихов и

Беседа о

Беседа о традициях колядок к

характерных

празднования

праздникам.

особенностях

Нового года. Пение 2. Наглядная

декабря с

колядок.

информация

Декабрь

использованием

2. «Новогодняя

«Русский фольклор

пословиц,

игрушка». Ручной

зимой».

поговорок.

труд.

3. Участие в

Разучивание

3 .

« П р о к а з ы

старухи

конкурсе поделок

заклички «Ты

зимы». Вечер

«Мастерская Деда

Мороз, Мороз,

загадок о зиме.

Мороза».

Мороз».

Повторение

4. Помощь в

2. «Пришла коляда

-

заклички «Ты

организации

отворяй ворота».

Мороз, Мороз,

Новогоднего

Рассказ о

Мороз».

праздника.

рождественских

4. Игра

праздниках и

драматизация по

колядовании.

сказке

«Лис а

и

рак».

Разучивание

5 . П / и

« Д в а

Мороза».

колядки.

1 . «Хороший город 1. Развлечение

1. Участие в

Городец». Рассказ о «Рождественские

подготовке

городе Городце и

святки».

развлечения

городецкой

росписи.

2. «Гуляй, да

«Рождественские

Пение частушек.

присматривайся».

святки».

Беседа о

2. Изготовление

характерных

атрибутов к

особенностях

развлечению.

января.

3. Участие в

3. Просмотр

выставке детских

мультфильма по

рисунков «Зимушка

Январь

сказки «Морозко».

хрустальная».

4. «Лиса -

обманщица».

Викторина по

сказкам.

Разыгрывание

сюжета сказки

«Лисичка -

сестричка и серый

волк».

5. Дидактическая

и г р а

« С о с т а в ь

узор».

Составление

узоров

из готовых форм по

городецкой

росписи.

1. «Гуляй, да

1. Сказка для Кузи.

1. Помощь в

присматривайся».

Самостоятельное

подготовке

Беседа о

рассказывание

праздника

характерных

детьми сказок.

«Масленица».

Февраль

особенностях

Словесная игра

2. Участие в

февраля. Чтение

«Аюшки».

физкультурном

сказки «Два

2. Письмо Нафане.

досуге «Папа и я -

Мороза».

Составление

детьми

спортивные

друзья».

2. «Ой ты,

письма Нафане -

Масленица!».

другу домовёнка

Рассказ о

Кузи. Повторение

Масленице. Пение

обрядовых песен,

обрядовых песен.

посвящённых

Масленице.

3.

Праздник

«Ой

ты,

Масленица».

4. Физкультурный

досуг «Папа и я -

спортивные

друзья».

5. П/и «Горелки»

1. «Нет милее

1. Изготовление

1. Испечь печенье

д р у ж к а ,

ч е м

родимая

поделок в подарок

«Жаворонки»,

матушка». Беседа о маме.

бублики.

маме. Изготовление2 .

Р и с о в а н и е

«Весна

2. «За самоваром».

поделки в подарок

- красна»

Чаепитие по

маме.

Повторение

русским народным

2. «Гуляй, да

заклички о весне

традициям.

присматривайся».

«Жаворонки,

3. Участие в

Март

Беседа о

прилетели».

выставке детских

характерных

3. Праздник «8

рисунков «Весна -

признаках весны.

Марта».

красна».

Разучивание

4. «Мудрёному и

заклички о весне

счастье к лицу».

«Жаворонки,

Прослушивание

прилетите».

сказки

«Семилетка».

Загадывание

загадок.

5. С/р игра «Моя

семья».

1. «Шутку шутить - 1. «Небылица в

1. Участие в

людей насмешить». лицах,

развлечениях

Знакомство с

небывальщина».

« Н е б ы л и ц а

в

лицах,

потешным

Развлечение с

небывальщина»,

фольклором.

русскими

Красная горка.

Составление

детьми

народными

2. Выращивание

потешного

рассказа.

небылицами.

семян цветов.

Загадывание

загадок

2. «Весна, весна,

3. Наглядная

о

в е с е н н и х

явлениях.

поди сюда!». Пение информация

2 .

« А п р е л ь

ленивого

закличек о весне.

«Русский фольклор

не любит,

Словесное

весной».

проворного

упражнение

«Какие

голубит». Рассказ о краски и для чего

Апрель

весенних полевых

нужны весне».

работах.

3 .

« Ч у д о

-

писанки».

Самостоятельный

Рисование на

п о с е в

д е т ь м и

семян.

объёмной

форме(скорлупе

яйца). Знакомство с

искусством

м и н и а т ю р ы

н а

яйце

(славянскими

писанками).

4. Красная горка.

Знакомство с

традициями

народных гуляний

на Пасхальной

неделе. Словесные

игры. Пение

частушек.

5.Литературная

викторина по

русским народным

сказкам.

1 .

« П о б е д а

в

воздухе

1. Игра -

1. Участие в

не вьётся, а руками драматизация

«Каша

физкультурном

достаётся». Рассказ из топора».

досуге.

о войнах -

2. «Весна красна

2 .

П о м о щ ь

в

посадке

защитниках

цветами».

цветочных клумб.

Отечества. Чтение

Повторение

3. Фотовыставка

сказки «Каша из

закличек, песенок,

«Приобщение

детей

топора».

пословиц о весне.

к истокам русской

2. «А за ним такая

Отгадывание

народной

Май

гладь - ни

загадок.

культуры».

морщинки не

3. Кукольный театр

видать».

Знакомство

по сказке Н.

д е т е й

с

различными

Павловой «Под

способами

глажения

кустом».

белья. Загадывание 4. Коллективная

з а г а д о к

о

предметах

аппликация из

обихода.

лоскутков «Русская

изба».

5. Прощание с

«избой».

Словесные

народные игры.

Рассказывание

докучных сказок.

Пение частушек.

6. Физкультурный

досуг на основе

русских народных

игр.

Подготовительная к школе группа

Месяц

НОД

Самостоятельная

Взаимодействие с

деятельность

родителями

1. «Восенушка -

1. Повторение примет1. Сбор урожая на

осень - сноп

осени и заклички

огородах, ягод в

последний косим».

«Восенушка - осень». лесу.

Беседа о первом

2. «К худой голове

2. Заготовка

осеннем

ме сяце,

его

своего ума не

природного

особенностях и

приставишь». Беседа материала для

приметах.

об уме и о глупости.

поделок

и

семян

для

Повторение

З н а к о м с т в о

с о

сказкой

подкормки птиц

Сентябрь

заклички

«Про Филю».

зимой.

«Восенушка -

С л о в е с н а я

и г р а

«Филя

3. Участие в

осень».

и Уля».

выставке «Самая

2. «Хлеб - всему

3.

«Град

на

у с т ь

Оки».

интересная поделка

голова». Беседа о

Рассказ о Нижнем

из овощей».

старинных

способов

Новгороде.

4.Наглядная

уборки хлеба.

Прослушивание

информация

Знакомство с

русских народных

«Русский фольклор

жерновами и их

песен (в грамзаписи). о с е н ь ю

д л я

развития

использованием.

4. Повторение

детей 6-7 лет».

п о с л о в и ц

и

поговорок

о хлебе.

5 .

« С н е д ь

Московская:

хлебы». Рисование

натюрморта.

1 .

« О к т я б р ь

-

грязик

1. Повторение

1. Участие в

- ни колеса, ни

пословиц об осени.

конкурсе поделок

полоза не любит».

2 .

« З л о е

истребление».

«Удивительное

Беседа о

Рассказ о монголо-

рядом».

характерных

татарском нашествии

и

2. Консультация

приметах октября.

предания о граде

«Приобретение

Рассказ о народном Китеже.

Знакомство

со

детьми культурного

празднике

Покрове.

старинным оружием.

богатства русского

Октябрь

2. «Камень град».

3. «Золотая осень».

народа».

Знакомство с

Рисование природы

3. «Бабушкин

легендами о

Сахалина.

сундук».

строительстве

4. П/и «Совушка -

Пополнение

русской

Нижегородского

сова».

«избы»

старинными

кремля -

5. «Удивительное

вещами.

пограничной

рядом». Конкурс

крепости

п о д е л о к

и з

природного

Московского

материала.

государства.

1. Синичкин день.

1. «Чудо - чудное,

1.Участие в

Заключительная

диво - дивное -

развлечении

беседа об осени.

Золотая Хохлома».

«Рябинник».

Рассказ о

Рисование

2. Участие в игре-

праздниках

декоративной посуды викторине

Синичкин день и

по мотивам

«Восенушка-

осень».

Ноябрь

Кузьминки.

хохломской росписи.

2. «Где живёт перо 2. «Большой урожай

Жар-птицы?».

рябины - морозная

Знакомство детей с зима». Пословицы и

хохломской

народные приметы о

росписью и её

рябине.

традициями

3. Развлечение

(«кудрина»,

«Рябинник».

«травка»).

4. П/и «Жмурки».

5. Игра - викторина

«Восенушка - осень»

(пословицы,

поговорки, загадки,

заклички, песни,

народные приметы).

1. «Зима - не лето,-

в

1. «Светит, да не

1.Участие в

ш у б у

о д е т а » .

Беседа

греет». Беседа о

конкурсе детских

о характерных

разных источниках

поделок

особенностях

зимы.

освещения. Показ

«Мастерская Деда

Использование

теневого театра.

Мороза».

Декабрь

русской народной

2. «Пришёл мороз -

2.Помощзь в

песенки «Как на

береги ухо и нос».

организации

тоненький ледок».

Просмотр

праздника Нового

2. Снегурочка -

м у л ь т ф и л ь м а

п о

сказке

года.

в н у ч к а

Д е д а

Мороза.

В.Ф. Одоевского

3.Наглядная

Чтение сказки

«Мороз Иванович».

информация

«Снегурочка».

Загадывание

загадок

о

«Русский фольклор

Прослушивание

морозе.

зимой»

фрагментов оперы 3 .

П о в т о р е н и е

песенки

Н.А. Римского -

«Как на тоненький

Корсакова

ледок».

«Снегурочка»

4. «Мастерская Деда

Мороза ».

Р у ч н о й

труд:

новогодние поделки.

5. П/и «Два Мороза».

1. «Пришла Коляда 1. «Пришла Коляда

1. Подготовка

накануне

накануне Рождества».атрибутов к

Рождества». Беседа Развлечение.

праздникам.

о рождественских

2 .

З и м н и й

спортивный

2.Участие в

праздниках,

праздник.

развлечении

святочных

гаданиях.

3 .

« М о р о з н ы е

узоры».

«Пришла Коляда

Январь

Пение песенок.

Рисование

накануне

2. «Зимние узоры». декоративное по

Рождества».

Знакомство с

мотивам

З.Участие в

творчеством

кружевоплетения.

спортивном

вологодских

4. «Дело мастера

празднике.

кружевниц.

б о и т с я » .

Ч т е н и е

сказки

«Семь Симеонов».

Дидактическая игра

«Кому что нужно для

работы»..Повторение

пословиц о труде и

мастерстве.

1. «Гжель

1 .

« Г ж е л ь

прекрасная».

1. Участие в

прекрасная».

Самостоятельное

физкультурном

Знакомство с

рисование детьми

досуге.

гжельским

гжельских узоров.

2. Участие в

художественным

2. Физкультурный

подготовке

Февраль

промыслом.

досуг «Папа и я -

праздника «Ух ты,

2.

«На

героя

и

слава

спортивные друзья».

Масленица!».

бежит». Рассказ о

3. «Масленица

3. Фотовыставка

русских богатырях. Прасковейка,

«Приобщение

детей

встречаем тебя

к истокам русской

хорошенько!». Беседа

о

народной

Масленице. Пение

культуры».

песен, частушек.

4. Праздник «Ух ты,

Масленица!».

1.«Сердце матери

1. Русская матрёшка.

1. Заучивание с

лучше солнца

Рассказ о матрёшке.

детьми пословиц,

греет». Этическая

Разучивание

частушек.

закличек, песен о

беседа о маме с

2. Поэзия народного

весне.

включением

костюма. Рассказ о

2. Испечь пряники,

народных

пословиц

народном костюме.

бублики.

и поговорок.

Прослушивание

3. «За самоваром».

2. «Живёт в народе русских народных

Чаепитие по

Март

песня». Беседа о

песен (в грамзаписи). русским народным

русской народной

3. «Грач на горе -

традициям.

песне.

Знакомство

с

ве сна

на

д в о р е » .

Беседа

пословицами и

о русских обычаях

поговорками о

встречи весны. Пение

песне. Разучивание закличек о весне.

русской народной

4. «Шутку шутить -

п е с н и

« О й ,людей насмешить».

вставала

я ранёшенько».

Беседа о народном

юморе.

Слове сная

игра

«Путаница».

5. П/и «Горелки».

1. Красная горка.

1. «Шутку шутить -

1. Участие в

Рассказ о Пасхе.

людей насмешить».

празднике «Пасха».

Словесные

Развлечение

(докучные

2. Выращивание

народные игры

сказки, скороговорки, семян цветов.

«Садовник»,

дразнилки, игры).

3. Наглядная

«Бирюльки».

2. Повторение

информация

Апрель

2. «Путешествие на с л о в е с н ы х

и

народных

«Русский народный

златогривой чудо -

игр «Садовник»,

фольклор весной».

тройке».

Знакомство

«Бирюльки».

детей

с

образом

коня

3 . Прослушивание

в

р у с с к о м

народном

народных песен,

декоративно -

воспевающих

русскую

прикладном

т р о й к у

( в

грамзаписи).

творчестве

4. «Чудо - писанки».

(городецкая,

Р и с о в а н и е

н а

объёмной

палехская,

ф о р м е

( с ко р л у п е

яиц).

хохломская

5 . Праздник «Пасха».

роспись). Рассказ о 6. Самостоятельная

мастерах Палеха.

посадка и

выращивание семян

цветов.

1. «Человек без

1. Просмотр

1. Участие в

Р о д и н ы ,

ч т о

соловей

диафильмов о героях литературной

без песни».

ВОВ.

викторине.

Заключительная

2. Коллективное

2. Помощь в

беседа о прошлом изготовление

панно

из

оформлении

родного края и

лоскутков «Русская

цветочных клумб.

героях - земляках.

кухня».

Май

2. Прощание с

3. Литературная

«избой».

в и к т о р и н а

п о

русским

Заключительная

народным сказкам.

беседа о русской

Игра - драматизация.

и з б е

и

национальной

4.

«Край

р од н о й ,

навек

кухне.

любимый».

Экскурсия

в лес. Русские

подвижные игры на

открытом воздухе.

5. Посадка цветов,

оформление клумб.

I V.Список использованных источников

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м

сценарии

календарно-обрядовых

праздников:

Методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений

/

Авт.

-сост.

Л.

С.

Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд.,

перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - №

3.

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.

6.

Чебан

А.

Я.,

Бурлакова

Л.

Л.

Знакомим

дошкольников

с

народной

культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

7. Медведева М.М. Русские народные игры-хороводы.

8. Медведева М.Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей

дошкольного возраста.

9.

Науменко

Г.М.

Русские

народные

сказки,

скороговорки

и

загадки

с

напевами.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м

сценарии

календарно-обрядовых

праздников:

Методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений

/

Авт.

-сост.

Л.

С.

Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд.,

перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - №

3.

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.

6.

Чебан

А.

Я.,

Бурлакова

Л.

Л.

Знакомим

дошкольников

с

народной

культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

Тематический годовой план занятий кружка

по

дополнительному

образованию

детей

дошкольного

возраста

по

приобщению детей к истокам русской народной культуры

Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками

Тема занятия

Содержание

Возрастная

группа

Зимние Святки

Рассказ

о

зимних

праздниках,

которые

отмечают

в

период

зимних

С вя то к

(Рождество, Новый год)

Средняя,

старшая

Знакомство детей с

рождественскими

к о л я д к а м и

и

новогодними

песнями

Занятие1. Рассказ о рождественских песнях –

колядках.

Проведение

русской

народной

игры «Скакалка»

Занятие

2.

Рассказ

об

обычае

на

святки

рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение

колядок.

Проведение

русской

народной игры «Прялица»

Занятие 3. Рассказ о новогодних песнях –

«овсенях»

Старшая

«Пришла

Коляда

-отворяй ворота»

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ

об

обычае

колядования.

Загадывание

загадок. Проведение русских народных игр

«Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»

Средняя,

старшая

Масленица

Рассказ о Масленице. Проведение русских

народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»

Средняя,

старшая

Знакомство детей

с

масленичными

песнями

Занятие 1. Рассказ о праздновании первых

двух

дней

Масленицы

и

пение

песен,

исполняемых в эти дни.

Занятие

2.

Рассказ

о

п р а зд н о ва н и и

остальных

дней

Масленицы.

Пение

песен

этих

дней.

Проведение

русских

народных

игр «Горелки», «Гори, гори ясно»

Средняя,

старшая

«Алексей

-

с

гор

потоки»

Рассказ

о

празднике

«Алексей

-

с

гор

потоки». Проведение русских народных игр

« Гу с ь к и » ,

« Р у ч е е к » ,

« Ко р а б л и к и » .

Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

Старшая

«Вербное

воскресенье»

Рассказ о празднике «Вербное воскресенье»

и о вербе. Проведение русских народных игр

«Верба-

вербочка»,

«Заря

-

зарница».

Представление

кукольного

спект акля

«Петрушка и солдат». Исполнение песенки

«Солнышко»

Средняя,

старшая

Пасха

Занятие 1. Рассказ о праздновании Пасхи.

Пение

пасхальных

песен

этих

дней.

Проведение русских народных игр «Верба-

вербочка», «Солнышко-ведрышко»

Занятие 2. Рассказ о традиции обмениваться

яйцами на Пасху, о значении этого действа, о

праздновании

последнего

дня

пасхальной

недели

_

Красной

горки.

Проведение

русских народных игр с яйцами и «Прялица»

Средняя,

старшая

Троица

Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах

«завивания» березки, «кумления», «проводов

русалок».

Проведение

русской

народной

игры «Венок», «В кресты», хоровода «Во

поле березонька стояла». Исполнение песни

«Березынька»

Средняя,

старшая

Семенов день

Рассказ

о

праздновании

Семенова

дня,

о

народных

приметах

и

обычаях,

с

ним

связанных. Отгадывание загадок, проведение

русских

народных

игр

«Муха

«Карусель».

Исполнение песни «Комарочек»

Старшая

Покров

Рассказ

о

празднике

Покров,

о

народных

приметах

и

обычаях,

с

ним

связанных.

Средняя,

старшая

Отгадывание

загадок,

проведение

русских

народных

игр

«В

углы»,

«Карусель».

Исполнение песни «Я по рыночку ходила»

«Кузьминки

-

об

осени поминки»

Рассказ

о

народных

обычаях

и

приметах,

связанных

с

днем

Кузьмы

и

Демьяна.

Разыгрывание

содержания

песен

«Во

ку знице » ,

« А й,

т а р и,

т а р и,

т а р и » .

Исполнение плясок, загадывание загадок.

Средняя,

старшая



В раздел образования