Напоминание

"АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ"


Автор: Шацких Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №1 "Рябинка"
Населённый пункт: городской округ Пущино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Учитель-логопед Шацких Ольга Александровна

МБДОУ ЦРР д/с №1 «Рябинка»

городского округа Пущино Московской области

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕЧЕВОМ

ОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Потребность в речевом общении - одна из самых важных человеческих

потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека.

Только

в

общении

и

в

отношениях

с

другими

людьми

человек

может

почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят

другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и

порой

драматичная

картина

отношений.

Они

дружат,

ссорятся,

мирятся,

обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости».

Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Эмоциональная

напряженность

и

конфликтность

в

сфере

детских

отношений

значительно

выше,

чем

в

сфере

общения

со

взрослым.

Родители

иногда

не

подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их

дети,

и,

естественно,

не

придают

особого

значения

детской

дружбе,

ссорам,

обидам.

Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная

насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно -

кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от

восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает

контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В речевом общении

сверстников

наблюдается

примерно

в

10

раз

больше

ярких

экспрессивно-

мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния:

от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще

одна

важная

особенность

контактов

детей

заключается

в

нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в

общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных

норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют

самые

неожиданные

и

непредсказуемые

звуки

и

движения.

Они

прыгают,

принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат,

квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п.

Такие

чудачества

приносят

им

необузданную

веселость:

и

чем

чуднее,

тем

веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают, так и хочется

скорее прекратить это безобразие

Между

тем

опыт

первых

отношений

со

сверстниками

является

тем

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот

первый

опыт

во

многом

определяет

характер

отношения

человека

к

себе,

к

другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей

уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к

другим,

которое

может

иметь

весьма

печальные

отдаленные

последствия.

2

Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и

помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать

возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со

сверстниками.

Рассмотрим

развитие

общения

со

сверстником

в

дошкольном

возрасте,

проблемные формы отношения к сверстникам, особенности детей с проблемами в

поведении, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, а также

базовые принципы воспитания гуманных отношений со сверстниками – в виде

методических рекомендаций для учителей-логопедов, воспитателей и методистов

дошкольных

образовательных

организаций

(далее

ДОО)

по

формированию

умения речевого и других видов общения со сверстниками, а также для родителей

дошкольников.

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении

с

общением

в

предыдущие

периоды.

У

дошкольников

(4-5

лет)

общение

со

сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в

самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных

видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и

развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение

влияет

на

характер

игры

и

ее

развитие.

Возникает

большое

разнообразие

коллективных

задач:

совместная

игра;

навязывание

собственных

образцов;

управление действиями партнера и контроль за их выполнением; постоянное

сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.

Такое

разнообразие

коммуникативных

задач

требует

о своения

соответствующих

действий:

требовать,

приказывать,

обманывать,

жалеть,

доказывать, спорить и т. д.

Общение

со

сверстниками

очень

эмоционально

насыщено.

Действия,

адресованные

сверстнику,

аффективно

направлены

9-10

раз

больше

экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается

большое

разнообразие

эмоциональных

состояний:

от

яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в

конфликтные отношения.

Контакты

детей

нестандартны

и

не

регламентированы.

Дошкольники

в

своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения

раскованы, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы,

передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и

т.д. В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные

особенности.

В

общении

со

сверстниками

инициативные

действия

преобладают

над

ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание),

пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог

может

распадаться.

Несогласованность

коммуникативных

действий

нередко

порождает

протесты,

обиды,

конфликты

между

детьми. Изменение

характера

общения в дошкольный период по мере взросления ребенка приведено нами в

таблице 1.

3

Таблица 1 - Изменение характера общения в дошкольный период

Возраст

Характер общения

2-3 года Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками

4-5 лет

Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в сравнении со

значимостью взрослого. Иногда ребенок предпочитает одиночные игры

6-7 лет

Появляются

избирательные

привязанности,

возникает

дружба

и

более

устойчивые, глубокие отношения между детьми

Таким образом, содержание общения существенно изменяется в период от 3

до 6-7 лет: модернизируются содержание потребности, мотивы и постепенно

развиваются формы общения.

Эмоционально-практическое

общение

со

сверстниками

преобладает

в

возрасте 2-4 лет. Его характеризует: интерес к другому ребенку; повышенное

внимание к его действиям; стремление привлечь внимание сверстника к себе;

желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную

реакцию.

В 2 года у ребенка отмечаются особые игровые действия (рисунок 1). Ему

нравится баловаться, соревноваться, возиться вместе со своими одногодками.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется эмоционально-практическое,

а наряду с ним возникает общение ситуативное, при котором многое зависит от

конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие. Каждый ребенок

Р

исунок 1 - Подражание сверстникам

4

озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик

партнера.

Рассмотрим

типичную

ситуацию:

дети

вместе

и

попеременно

шалили,

поддерживая и усиливая общее веселье. Внезапно в их поле зрения появилась

яркая

игрушка.

Взаимодействие

детей

прекратилось:

его

нарушил

привлекательный

предмет.

Каждый

ребенок

переключил

свое

внимание

со

сверстника на новый предмет, и борьба за право им обладать едва не привела к

драке.

В такой ситуации легко определяется примерный возраст детей и форма их

общения: возраст этих детей — от двух до четырех лет, потому что именно в этот

период ярко проявляется эмоционально-практическое общение, которое во многом

зависит от ситуации. Изменение ситуации и ведет к подобной трансформации

процесса общения.

К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения.

С 4-х лет начинается период развития ролевой игры. Сверстники теперь

занимают в общении больше места, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в

одиночку, а вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые

отношения, нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и манеру поведения.

Это способствует переходу к личностным отношениям. Но главным содержанием

общения

остается

деловое

сотрудничество.

Наряду

с

потребностью

в

сотрудничестве выделяется потребность в признании сверстника.

С 5 лет происходит качественная перестройка отношения к ровеснику. В

среднем дошкольном возрасте ребенок смотрит на себя «глазами сверстника».

Одногодок становится для ребенка предметом постоянного сравнения с собой.

Это сравнение направлено на противопоставление себя другому. В ситуационно-

деловом общении появляется соревновательное начало. Напомним, у трехлеток

сравнение было направлено на обнаружение общности. Таким образом, другой

человек есть зеркало, в котором ребенок видит себя.

В этот период дети много разговаривают друг с другом (больше, чем со

взрослыми), но их речь остается ситуативной. Взаимодействуют они в основном

по поводу предметов, действий, представленных в наличной ситуации.

Хотя

дети

в

этот

период

меньше

общаются

со

взрослым,

но

во

взаимодействии с ним возникают внеситуативные контакты.

Внеситуативно-деловая

форма

общения

у

многих

складывается

в

конце

дошкольного детства.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели.

Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами

к сверстнику, например: «Что ты хочешь делать?», «Что тебе нравится?», «Где ты

был, что видел?».

Некоторые

могут

подолгу

разговаривать,

не

прибегая

к

практическим

действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела,

то есть общие игры или продуктивная деятельность.

В это же время формируется особое отношение к другому ребенку, которое

можно

назвать личностным. Сверстник

становится

самоценной

целостной

личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные

5

отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не

у

всех

детей.

У

многих

из

них

преобладает

эгоистическое,

конкурентное

отношение

к

сверстнику.

Такие

дети

нуждаются

в

специальной

психолого-

педагогической помощи.

Ребенок

учится

в

общении

со

сверстниками:

выражать

себя;

управлять

другими;

вступать

в

разнообразные

отношения.

Отличительные

особенности

общения дошкольника со сверстниками и взрослыми приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Отличительные особенности общения дошкольника со

сверстниками и взрослыми

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

1.

Яркая

эмоциональная

насыщенность,

резкие

интонации,

крики,

кривляние,

смех

и

т.

д.

Экспрессия от ярко выраженного негодования («Ты

чего делаешь?!») до бурной радости («Смотри, как

хорошо!»). Особая свобода, раскованность общения

1. Более или менее спокойный тон

общения

2.

Нестандартность

высказываний,

отсутствие

жестких

норм

и

правил.

Используются

самые

неожиданные

слова,

сочетания

слов

и

звуков,

фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг

друга,

придумывают

новые

названия

знакомым

п р е д м е т а м .

С о з д а ю т с я

у с л о в и я

д л я

самостоятельного творчества. Ничто не сковывает

активность

2 .

О п р е д е л е н н ы е

н о р м ы

высказываний общепринятых фраз и

речевых

оборотов.

Взрослый:

дает

ребенку культурные нормы общения;

учит говорить

3. Преобладание инициативных высказываний над

ответами.

Важнее

высказаться

самому,

чем

выслушать другого. Беседы не получается. Каждый

говорит о своем, перебивая другого

3.

Инициативу

и

предложения

взрослого

ребенок

поддерживает.

При

этом:

старается

отвечать

на

вопросы;

стремится

продолжить

начатый

разговор;

внимательно

слушает

детские

рассказы;

скорее

предпочитает слушать, чем говорить

4.

Направленные

действия

на

сверстника

более

разнообразны.

Общение

значительно

богаче

по

назначению и функциям, в нем можно встретить

самые разные компоненты: управление действием

партнера (показать, как можно делать, а как нельзя);

контроль его действий (вовремя сделать замечание);

навязывание собственных образцов (заставить его

сделать);

совместная

игра

(решение

играть);

постоянное сравнение с собой («Я так могу, а ты?»).

Такое

разнообразие

отношений

порождает

разнообразие контактов

4. Взрослый говорит, что хорошо, а

что плохо.

А

ребенок

ждет

от

него:

оценки

своих действий; новой информации

В

общении

со

взрослыми

он

узнает,

как

нужно:

говорить

и

делать

правильно; слушать и понимать другого; усваивать новые знания.

Можно сделать основной вывод, что для нормального развития ребенку

6

необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.

Почему же, общаясь со сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет

свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Ответ лежит на поверхности: потребность быть понятым в общении, в игре

заставляет

детей

высказываться

яснее

и

правильнее.

В

результате

речь,

обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и

лексически богатой.

Общение со сверстником приобретает особый смысл (Рисунок 2). Среди

многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным

«Я».

Например, проанализируем ситуацию: «Мой сын Миша (7 лет), — пишет

мама, — почти совершенство. Но на людях он всегда молчит. Я стараюсь это

оправдать перед своими знакомыми какими-то причинами, мол, Миша устал,

торопится домой и т. д., но все же замкнутость сына меня настораживает. Когда он

дома — все в порядке, а на людях сразу же уходит в себя. Посоветуйте, что

делать?»

Какой же совет в такой ситуации можно дать маме?

На наш взгляд, нужно постараться объяснить Мише, что застенчивость

часто воспринимается как недружелюбие, и, чтобы нравиться людям, надо быть

более общительным. Но, давая подобный совет, надо быть уверенным, что данная

проблема не возникла из-за мамы.

Возможные причины молчаливости Миши на людях:

молчаливость Миши — это свойство его характера, так же он ведет себя и в

Ри

сунок 2 - Дети учат друг друга разговаривать

7

компании детей, то есть на самом деле он не меняется, зато изменяются ожидания

мамы, которой хотелось бы, чтобы в общении с ее знакомыми Миша вел себя

более непринужденно;

в общении с другими меняется сама мама, отчего Мише становится не по

себе, и он замыкается;

разговоры, ведущиеся в группе, составляющей мамино окружение, Мишу не

интересуют, а возможно и такое, что эту группу устраивает молчание Миши.

Нередко родители используют давление на своих детей, «заставляя» их

стать застенчивыми, а потом теряются перед проблемой, которую сами же создали

(рисунок 3).

В

целом

можно

отметить,

что

цели

и

содержание

детского

общения

с

возрастом претерпевают существенные изменения (Таблица 3).

Давайте

рассмотрим

обычную

ситуацию:

мы

часто

слышим

детские

высказывания такого типа: «Давай вместе в машинки играть!», «Смотри, что у нас

получилось!».

О чем свидетельствуют такие обращения детей? К детям какого возраста

они относятся?

В данном случае можно сделать вывод: у детей есть общее дело, которое их

увлекает. Теперь уже не столь важно, какой «Я», а какой «Ты», главное — у нас

есть интересная игра. Этот поворот от «Я» к «Мы» наблюдается у детей после 4

лет, когда и происходит попытка объединиться в игре.

Иной раз можно видеть и такого типа ситуацию: Дима (4 года) и Коля (4

года 1 месяц) играют поодиночке, каждый со своей игрушкой. Родители обратили

внимание на то, что сверстники мальчиков не принимали их в совместные игры.

Психолог, обследовавший этих детей, сказал родителям, что причина тому в

Рисунок 3 - Взрослый, по сравнению с детьми, - более понятный и чуткий партнер по общению

8

недостаточной развитости речи у их сыновей.

Таблица 3 - Изменение целей и содержания общения с возрастом

Возраст

Цель

Содержание общения

Пример

3-4 года

Стремление привлечь

внимание сверстника с

помощью своих предметов

«Я» — это то, что у меня есть,

или то, что я вижу

«Это моя собачка...»

«У меня сегодня

новое платьице»

4-5 лет

Удовлетворить потребность в

уважении. Особое значение

приобретает отношение

других людей к собственным

успехам

Демонстрируют то, что умеют

делать. Детям нравится поучать

своих сверстников и приводить

себя в пример

«Вот, это я сам

сделал!» «Вот,

смотри, как надо

строить!»

6-7 лет

Демонстрируются свои

познания в целях

самоутверждения

Высказывания о себе

расширяются за счет:

сообщений о своих предметах и

действиях; большего

количества рассказов о себе, не

связанных с тем, что ребенок

делает сейчас; сообщений о

том, где были, что видели; того,

что дети делятся планами на

будущее

«Я мультики

смотрел.» «Я вырасту

— буду» «Я люблю

книжки». Вова своей

машинкой обгоняет

Колину, говорит: «У

меня «мерседес». Он

быстрее всех ездит»

Суждения на познавательные

и моральные темы в общении

со сверстниками служат для

демонстрации своих

познаний и утверждения

собственного авторитета.

Высказывания отражают дух

нашего времени и интересы

родителей. Дети с

удовольствием сообщают своим

друзьям то, что они услышали

от родителей, зачастую даже не

понимая смысла сказанного.

«Что такое боевые

искусства?» «Что

такое бизнес?»

Интереснее сообщить новые

знания самому, чем

выслушивать их от своего

приятеля

Темы далеки от жизни детей,

так как перенимают их они от

взрослых из семьи

В суждениях и оценках

прослеживается влияние

взрослого

«Жадничать нельзя, с

жадинами никто не

водится!» — так

«учат» дети своих

друзей, повторяя

слова взрослых,

адресованные им

самим

Порассуждаем:

какую

же

особенность

речевого

развития

имел

в

виду

психолог?

Ответ в данной ситуации прост: дети, плохо говорящие и не понимающие

друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им

9

становится скучно друг с другом. Они вынуждены играть врозь, потому что

говорить им не о чем.

И еще характерная детская ситуация: Вова (4 года) быстро говорит Вите (4,5

года): «Жадина ты какая-то».

О чем могут свидетельствовать это и подобные суждения сверстников?

Каковы особенности оценочных суждений детей?

Следует заметить, что подобного рода оценки дети дают друг другу на

основании

сиюминутных,

часто

ситуативных

проявлений:

не

дает

игрушку,

значит, «жадина». О своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообщает

сверстнику. Оценки маленьких детей носят слишком субъективный характер. Они

сводятся к противопоставлению «Я» и «Ты», где «Я» заведомо лучше, чем «Ты».

Интересно заметить, что на протяжении дошкольного детства сообщение

ребенка о себе изменяется от «это мое», «смотри, как я делаю» до «каким я буду,

когда вырасту» и «что я люблю».

В

старшем

дошкольном

возрасте

цель

взаимного

общения

детей

заключается в том, чтобы продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к

себе внимание. Ребенку очень важны оценка сверстника, его одобрение, даже

восхищение.

При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит «Я»:

«У

меня

есть...»,

«Я

умею...»,

«Я

делаю...».

Ему

важно

продемонстрировать

сверстнику свое превосходство в чем-то. Поэтому дети любят хвалиться друг

перед другом: «А мне купили...», «А у меня есть...», «А моя машинка лучше

твоей...» и т. п. Благодаря этому ребенок приобретает уверенность в том, что его

замечают, что он самый хороший, любимый и т. д.

Очень важно в данной ситуации, что вещь, игрушка, которую никому нельзя

показать, теряет свою привлекательность для ребенка.

Для родителей малыш всегда самый хороший. И папу с мамой ему не надо

убеждать в том, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди

ровесников,

ему

приходится

доказывать

свое

право

на

превосходство.

Это

происходит посредством сравнения себя с теми, кто играет рядом, и кто так похож

на тебя.

Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно.

Основная задача ребенка — доказать свое превосходство: «Смотри, какой я

хороший». Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы было с кем

сравнивать, чтобы было кому показывать свои достоинства.

Прежде всего, ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И

только тогда, когда сверстник начинает вести себя не так, как хотелось бы, тогда

он начинает мешать. В таких случаях замечаются качества его личности, и сразу

же эти качества получают суровую оценку: «Жадина ты».

Оценку своему сверстнику ребенок дает на основе конкретных действий:

«Не даешь игрушку, значит, жадина».

Но другу тоже нужны признание, одобрение, похвала, а потому конфликты

между детьми неизбежны.

Рассмотрим такую ситуацию: дети играют дружно и ни на что не жалуются.

Значит ли такая ситуация, что в группе все равны?

10

Воспитатель должен знать, что нет, не значит. Скорее всего, между детьми

сложился определенный тип отношений: одни только командуют, другие только

подчиняются.

Может

быть

и

такое,

что

агрессивный

ребенок

запугивает

одного,

упрашивает другого, заискивает перед третьим, но так или иначе всех подчиняет

своей активностью.

Кстати, здесь могут быть заложены основные причины детских конфликтов:

каждый ребенок ожидает хорошей оценки от сверстника, но не понимает,

что сверстнику тоже нужна похвала. Похвалить, одобрить другого ребенка для

дошкольника очень трудно. Он видит только внешнее поведение другого: то, что

он толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д. При этом он не понимает, что

каждый

сверстник

личность,

со

своим

внутренним

миром,

интересами,

желаниями.

Дошкольник

не

осознает

свой

внутренний

мир, свои

переживания,

намерения,

интересы. Поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.

Ребенку надо помочь посмотреть на себя и сверстника со стороны, чтобы малыш

мог избежать множества конфликтов.

Очень

интересна

ситуация,

рассмотренная

в

исследованиях

детей

из

детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но

воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослым: у них контакты со

сверстниками

бедны,

примитивны

и

однообразны.

Они

не

способны

к

сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного

общения.

Почему же так происходит?

Такое

происходит

только

потому,

что

они

воспитываются

в

условиях

дефицита

общения

со

взрослыми.

Для

развития

полноценного

общения

необходима

целенаправленная

организация

детского

общения,

которую

может

осуществлять взрослый, а особенно — специалист по дошкольному воспитанию.

Тогда возникает вопрос: какое влияние должен оказать взрослый человек на

ребенка, для того чтобы его взаимодействие с другими детьми складывалось

успешно?

На наш взгляд, здесь возможны два пути.

Первый

путь

предполагает

организацию

совместной

предметной

деятельности детей. Для младших дошкольников такой путь малоэффективен, так

как

дети

этого

возраста

сосредоточены

на

своих

игрушках

и

занимаются

в

основном индивидуальной игрой. Обращения их друг к другу сводятся к тому,

чтобы отобрать привлекательную игрушку у другого. Можно сказать, что интерес

к игрушкам мешает ребенку увидеть своего сверстника.

Второй путь основан на организации субъектного взаимодействия между

детьми. Такой путь более эффективен. Задача взрослого состоит в том, чтобы

наладить отношения между детьми. Для этого взрослый: демонстрирует ребенку

достоинства сверстников; ласково называет каждого ребенка поименно; хвалит

партнеров по игре; предлагает ребенку повторить действия другого.

Следуя по второму пути, взрослый будет привлекать внимание ребенка к

субъективным

качествам

другого.

В

результате

интерес

детей

друг

к

другу

11

возрастает. Возникают положительные эмоции, адресованные сверстнику.

Таким образом взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в

нем положительные качества. В условиях ролевой игры, при общности действий и

эмоциональных

переживаний

создается

атмосфера

единства

и

близости

со

сверстником. Развиваются межличностные отношения и содержательное общение.

Рассмотрим

немного

нестандартную

ситуацию,

связанную

с

созданием

требуемой в соответствии с ФГОС ДО предметно-пространственной среды. Часто

усилия работников детского сада направлены на создание целостного интерьера и

на подбор привлекательных игрушек, которые радовали бы детей, а воспитатель

мог

потом

занять

и

организовать

их.

Но

оправдываются

ли

такие

ожидания

взрослых?

Часто получается, что вместо радости игрушки приносят огорчения, слезы.

Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за их привлекательности. Какие-либо

разъяснения воспитателя по поводу того, как можно с этими игрушками играть без

конфликтов, не помогают. Советы вступают в противоречие с привычным для

детей опытом игры дома, где они хозяева игрушек.

Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками

приводит

к

тому,

что

малыш

в

другом

ребенке

видит

претендента

на

привлекательную игрушку, а не партнера по общению. Напрашивается вывод, что

необходим опыт совместной игры под руководством взрослого.

Типична и ситуация, что в дошкольных образовательных организациях и в

других официальных учреждениях обязанность воспитателя — быть изо дня в

день терпеливым, сдержанным и т. д. Это непременное условие работы. Но

исследования показывают, что именно такой «однобокий» подход к ребенку и

является одним из минусов общественного воспитания. Ребенок с рождения,

таким

образом,

приучается

только

к

одному

способу

взаимодействия

с

окружающим

миром.

Некоторые

из

родителей

даже

проповедуют

идею,

что

ребенку нельзя говорить «нельзя»!

Почему это можно считать минусом общественного воспитания?

Для

ребенка

лучше,

если

он

получит

разный

опыт

взаимодействия

с

окружающим миром. Ведь мамы и папы могут быть «добрыми» и «злыми»,

«сдержанными» и «рассудительными» и т. д. Но ребенок при этом должен всегда

чувствовать, что он родителями любим.

Следовательно, напрашивается главный вывод: ростки новых отношений

«Мы», а не «Я», должны поддерживать именно взрослые (рисунок 4).

Рассмотрим

еще

одну

возможную

ситуацию.

Две

воспитательницы

занимались развитием речи и навыков общения дошкольников, но делали это по-

разному.

Одна воспитатель просила детей то рассказать известную им сказку, то

описать предмет, который они видят, то составить рассказ на тему коллективного

опыта. И постоянно при этом она требовала от детей полного ответа.

Другая

воспитатель

предлагала

детям

поиграть

в

сказку,

устроить

театрализованное представление, или просила отгадать, о каком предмете идет

речь,

предварительно

описав

его,

или

же

предлагала

им

поделиться

своими

впечатлениями

о

случаях,

которые

с

ними

происходили.

Воспитательница

12

приглашала всех детей принимать посильное участие в диалоге.

Интересен

вопрос:

у

кого

из

воспитателей

дети

будут

более

активно

работать на занятиях?

Решение, конечно, лежит на поверхности. У второй воспитательницы дети

будут

работать

более

активно,

так

как

каждое

обращение

к

ним

было

приглашением

к

диалогу,

мотивировано

творческим

подходом,

а

потому

интересно. У первой же воспитательницы детям будет не так интересно говорить

об уже известных вещах даже при обсуждении событий из коллективного опыта.

У

второй

воспитательницы

диалог

был

основан

на

живом

разговорном

языке.

Ребенку полезнее сказать 2-3 фразы под влиянием яркого образного впечатления,

нежели вымучивать «описательный пересказ».

Как

же

лучше

развивать

связную

речь

у

ребенка,

считаясь

с

его

индивидуальными особенностями?

Связную речь можно развивать в процессе обучения ребенка пересказу по

описанию. Лучше всего это делать, учитывая индивидуальные особенности детей,

их интересы (лепить, ставить спектакли и др.).

Происходит естественный диалог в играх-драматизациях, инсценировках, в

ходе сюжетно-дидактических игр, в процессе диалогов на темы из личного опыта,

в рассуждениях при отгадывании загадок и др. У детей в условиях интересных

увлечений само собой происходит словесное выражение собственных мыслей.

К старшему дошкольному возрасту многие дети овладевают лишь самыми

Ри

сунок 4 - Роль взрослого в развитии товарищеских отношений между ребенком и

сверстниками

13

простыми формами диалогического общения со сверстниками.

На что же должны обратить внимание взрослые для развития у ребенка

навыков диалогического общения?

Обычно навыки диалогического общения со взрослым дети переносят на

общение со сверстниками. Взрослый должен обратить внимание: на развитие

навыков

свободного

рассуждения;

на

включение

в

диалог

аргументации;

на

поддержание длительности диалога.

Работу по развитию логического общения необходимо начинать с 3-5 лет,

когда

ребенок

овладевает

связной

речью,

когда

он

взаимодействует

со

сверстниками

в

коллективных,

сюжетно-ролевых,

подвижных

играх,

когда

он

занимается коллективной деятельностью: рисует, конструирует и др.

Такая работа позволяет решать одновременно 2 задачи.

1.

Языковое

развитие

ребенка.

Формируются

его

речевое

внимание,

фонематический слух, артикуляционный аппарат;

2. Развитие связной речи. Происходит налаживание игрового и речевого

взаимодействия со сверстниками.

Что же можно считать сформированностью диалогового общения в старшем

дошкольном возрасте?

Несомненно,

ребенок

должен

уметь

ориентироваться

на

партнера-

сверстника, обращаться к нему инициативно, отвечать словом и действием на его

высказывания.

Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддерживаемым

комментирующими,

рассуждающими,

взаимосвязанными

высказываниями,

вопросами, побуждениями.

Материалы

данной

статьи

предлагается

использовать

для

подготовки

методических рекомендаций для учителей-логопедов, воспитателей и методистов

дошкольных

образовательных

организаций

(далее

ДОО)

по

формированию

умения речевого и других видов общения со сверстниками, а также для родителей

дошкольников.



В раздел образования