Автор: Овчаренко Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: п.Айхал,Мирнинский район,РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы педагогической техники"
Раздел: среднее образование
Принципы педагогической техники
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть много хороших
профессионалов, которые пользуются своими приемами, секретами, хитростями…
Приемы педагогической техники – своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь
в нечто целое, в систему. И вся эта гамма конкретных приемов основывается на пяти основных
принципах.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
1. Принцип свободы выбора
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная
для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения,
отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.
Вывод: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. Но
с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной
ответственностью за свой выбор.
Пример: 1) ученикам задается много заданий (массив), они сами выбирают для решения любые из
них; 2) дети сами выбирают, какие трудные слова и термины учитель выписывает на доске для
объяснения; 3) при повторении пройденного материала дети сами выбирают разделы тем, блоки
и т.д.
2. Принцип открытости
“Я знаю, что я ничего не знаю”, - говорил мудрый грек. Границы познания наук не существуют –
учиться нужно на протяжении всей жизни.
Вывод: не только давать знания, но и показывать их “границы”, сталкивать ученика с проблемами,
решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Единственно оправданный и
симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее
достояние! Ибо “образование не достигает точки насыщения”.
Пример: 1) сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный
интерес учащихся и … оставить вопрос открытым; 2) учебные задачи подбирать открытые,
имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условия, разные пути решения, набор
вероятных ответов – использовать открытые задачи.
3. Принцип деятельности
Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”.
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную
рыбу, которая не может плавать”, - говорил академик Александр Минц.
Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного
старья, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ,
пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания. Что значит работать со
знаниями? Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять,
находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Пример: на каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, получать
реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность
человек учится чему-либо.
4. Принцип обратной связи
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем
больше механизмов обратной связи в ней. Успешный урок тоже. Только учитель в ходе урока
отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… учитель
не имеет инструмента для замера настроения или уровня понимания, но зато у него есть набор
приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
Вывод: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов
обратной связи.
Пример: использовать на уроке все возможные приемы педагогической техники для
максимальной реализации принципа обратной связи.
5. Принцип идеальности (высокого КПД)
Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Существуют понятия – принцип удовольствия, принцип рентабельности, принцип повышения КПД.
Суть всех принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него
пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… идеальность действия (или
КПД) тем выше, чем меньше затраты. В педагогике наш идеал – чтобы учитель не уставал, не
вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда. Наверное, наш идеал, как и
всякий другой идеал недостижим. Но стремиться к нему полезно самому учителю.
Вывод: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью
повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Пример: чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего
и управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с
интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать, а что же дальше? Если
согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – они почувствуют
успешность и сами захотят ее закрепить. А если принцип предполагает активное вовлечение
учеников в управление коллективом, тогда они сами обучают друг друга.
Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя,
хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Способы повышения интереса к учебному материалу
1. Привлекательная цель (прием входа в урок, подачи новой темы и т.д.)
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую
он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Вывод: нельзя заинтересовать детей абстрактными для них понятиями. Ищите привлекательную
цель в сфере их непосредственных интересов, окружающей их жизни.
2. Удивляй! (Прием “Яркое пятно”)
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное. Как его создавать?
Вывод: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится
удивительным. Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, теории, мнения,
чтобы вызвать недоумение ученика. Можно использовать загадки, сказки, анекдоты – любой
интригующий материал, связанный с темой урока (прием называется “яркое пятно”).
Пример: 1) при изучении романа “Обломов”: почему главный герой все время лежит, разве он
больной, старый? Это нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване?
Вопрос – имя – “обломовщина”. 2) Старушка волновалась о сестре, дочери. О сестре – сущ. ж.р.,
окончание -е; дочери - сущ. ж.р., окончание -и. Что вас удивило? Почему у существительных
окончания разные? – Сегодня мы ответим на этот вопрос. Тема нашего урока…
3. Отсроченная отгадка
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный
факт) можно дать в конце урока, чтобы с нее начать следующее занятие.
Вывод: яркие интригующие факты к конкретному уроку нужно собирать – вести картотеку учителя.
Можно использовать игру “Да-нетка”.
Пример: чем отличается молитва от покаяния? (Урок литературы)
4. Фантастическая добавка
Хочется удивить, да нечем… Вы можете перенести учебную ситуацию на фантастический лад:
перенести реального или литературного героя во времени, рассмотреть изучаемую ситуацию с
необычной точки зрения, придумать фантастический предмет, животное и т.д.
Вывод: чтобы сделать прием инструментальным, технологичным, желательно собрать картотеку
примеров его применения в различных учебных ситуациях.
Пример: представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли.
Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте
беседу в ролях.
5. Лови ошибку!
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее
предупреждаются об этом, иногда даже можно подсказать “опасные места” жестом, мимикой.
Научите детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно
требуется.
Вывод: Приучаем учащихся мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность
вмешаться. Когда ученик нашел ошибку, не спешите сразу ее исправить, пусть прозвучит
доказательство правоты. Планируя ошибку – планируйте и ее убедительность. Учитель добивается
этим приемом понимания учащимися “ошибкоопасного” места, а не механического запоминания.
Пример: 1) Тексты с ошибками могут быть приготовлены учениками старших классов; 2) учитель
доказывает заведомо ложную гипотезу, ученики находят контраргументы; 3) ученик может
поработать “учителем” - найти ошибки в соответствующем его развитию тексте (индивидуальный
подход).
6. Практичность теории (практикоориентированность)
Введение в проект урока практических учебных задач, подтверждающих, закрепляющих
изучаемый теоретический материал.
Вывод: если ребенок не решает какую-то личную проблему, то никакой практической мотивации
не будет. Дело учителя – подсказать, какую личную проблему практически сможет решить
ребенок.
Пример: написать письмо, сочинить стихотворение, сделать рисунок, спроектировать что-то и т.д.
7. Пресс-конференция
Методика обучения искусству слушать и задавать вопросы реализовывается на пресс-
конференции (можно проводить интегрированные).
Вывод: учитель намеренно неполно раскрывает тему конференции, предложив ученикам задать
дораскрывающие ее вопросы. Заранее предупредить учащихся, что вопросы могут быть
репродуктивными, расширяющими и развивающими.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.
Расширяющие вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не
претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный),
самый оригинальный, самый важный вопрос.
8. Вопрос к тексту
Хороший учитель не только дает прочные знания, но и показывает их границы.
Вывод: пусть на ваших уроках найдется место открытым проблемам: это мы изучили, а вот это, это
и это осталось за пределами нашей программы, вот этого я сама не знаю, а вот этого пока не знает
никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.