Развитие позновательно-исследовательской деятельности через организацию детского эксперементирования
Автор: Бикмухаметова Альбина Ришатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 84" Населённый пункт: Казань Наименование материала: Статья Тема: Развитие позновательно-исследовательской деятельности через организацию детского эксперементирования Раздел: дошкольное образование
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя
живой
интерес
к
различного
рода
исследовательской
деятельности,
в
частности – к экспериментированию.
Поисковая
активность,
выраженная
в
потребности
исследовать
окружающий
мир,
заложена
генетически,
является
одним
из
главных
и
естественных проявлений детской психики.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе
является
наличие
у
детей
определенного
запаса
фактических
сведений,
полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений.
Установление
взаимосвязей
существующих
в
природе,
помогает
ребенку
объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Для установления
детьми
причин
тех
или
иных
явлений,
связей
и
отношений
между
предметами или явлениями используют элементарные опыты.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная
сфера
ребенка,
творческие
способности,
формируются
трудовые
навыки,
укрепляется
здоровье
за
счет
повышения
общего
уровня
двигательной
активности.
Детское
экспериментирование
тесно
связано
с
другими
видами
деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою
мысль
облегчает
проведение
опыта,
в
то
время
как
пополнение
знаний
способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью
тоже
двусторонняя.
Чем
сильнее
будут
развиты
изобразительные
способности
ребёнка,
тем
точнее
будет
зарегистрирован
результат
природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит
объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его
детали во время изобразительной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в
освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно
сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного
возраста является экспериментирование.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию,
развивает
мыслительные
операции
(анализ, классификацию,
обобщение),
стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует
восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями,
с
основами
математических
знаний
и
с
этическими
правилами
в
жизни
общества.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно
– исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет
представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими
культурными
формами
упорядочения
опыта:
причинно
–
следственными,
пространственными
и
временными
отношениями,
позволяющими
связать
отдельные представления в целостную картину.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и
развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые
для этого условия.