Напоминание

" Зимующие птицы"


Автор: Петренко Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22" с.Надежда
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: " Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ « Детский сад № 22» с.Надежда

Конспект занятия «Зимующие птицы».

в средней группе «Радуга»

воспитатель: Петренко Елена Павловна.

2018год.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,

игровая, трудовая.

Задачи:

Образовательная:

Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и

снегири, вороны.

Упражнять детей в умении лепить птицу конструктивным способом,

соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части,

прижимая друг к другу;

Развивающая: Развивать мышление, наблюдательность,

внимательность.

Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах

(местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах,

выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Развитие зрительной и словесно-логической памяти;

Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и

доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить

суровое зимнее время.

Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная,

суровая, морозная;

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц-

синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрация картинок зимы;

разрезные картинки птиц; пластилин; семя подсолнуха, бусинки.

Предварительная работа разобрать вопросы проблемные вопросы:

Чем питаются птицы зимой?

-Поют ли птицы зимой?

-Где зимуют птицы?

Ход занятия:

В: Дети, какое время года сейчас?

Д: Осень

В: Какие изменения произошли в природе, а с животными и птицами?

Д: Деревья стоят голые листья все облетели. Животные залегают в

спячку, некоторые животные меняют шубку на более теплую. Птицы улетают

на юг, в тёплые края.

В: Как мы можем назвать птиц, которые улетают в теплые страны?

Д: Перелётные

В: Назовите мне перелётных птиц.

Д: Стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка.

В: А какие птицы покидают нас раньше всех.

Д: Птицы которые питаются насекомыми, они улетают после первых

заморозков, как исчезают насекомые- трясогузки, жаворонки, скворцы, а

когда замерзают озера и реки, улетают водоплавающие птицы (гуси, утки,

лебеди).

В: Ребята, а после осени какое время года наступает (ответ детей).

Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для

птиц. Вопросы воспитателя:

-Какое время года? ( Зима)

-А какая зима бывает? ( холодная, морозная, вьюжная)

-Что делают люди? (делают кормушки)

-Для кого они сделали кормушки?

Д: Для птиц.

В: Но, мы же только что говорили, что осенью птицы улетают от нас в

теплые края. Оказывается, не все птицы улетели, а только перелетные

птицы. Но многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях.

Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Д: Зимующие.

В: А где живут зимующие птицы?

Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в поселке.

В: Да, все правильно дети. Говорить мы будем о зимующих птиц, а каких

зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) Молодцы.

Послушайте загадки про птиц.

1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

2. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

3. Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

4. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. (ворона)

5. Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (Сорока)

Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем, выбирайте себе

шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать

стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на

«кормушку».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая жёлтеньких синиц.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)

Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.

В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и

холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет,

если все птицы погибнут от холода и голода?

Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых,

заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и

они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить.

Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

В: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру

«Собери и расскажи про птичку».

Для этого вы поделимся на пять команд , каждой из команды я дам

конверт с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную

картинку и рассказать, кто или что на ней изображен.

Первая команда детей складывает картинку с изображением Синицы.

Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный

галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-

синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

В: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в

книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых,

поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная

примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак

наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди

мороза.

Вторая каманда детей собирает изображение воробья.

Д: Это птица воробей.

В: А, что про него вы можете рассказать?

Д: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он

маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках

кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».

В: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места

жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо

разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо

ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если

зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра.

А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под

крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.

Третья команда детей складывает картинку с изображение снегиря.

Д: Это птица снегирь.

В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?

Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки

и хвостик чёрные.

В: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными

фактами. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка

передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться

неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением

темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в

ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но

оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах,

выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь -

быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.

Четвертая команда детей собирают Сороку-белобоку.

В: Посмотрим, какую птицу собрали они.

Д: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у

неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у

сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто

чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

В: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна,

её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится

в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого

леса. Поверье гласит -сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.

В: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая команда.

Д: Это ворона. По окраске различают две группы ворон: серую и черную.

У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное

серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным

блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков

среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных

городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если,

зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны

устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

Молодцы, умницы все справились с этой игрой. А сейчас мы с вами

поиграем в интересную игру:

«Воробьи и кот».

Дети становятся на скамейке или на стульях на одной стороне игровой

площадки - это крыша дома. Недалеко сидит кот - воспитатель или кто-

нибудь из взрослых детей. Кот засыпает. - Воробушки прилетают, -

командует воспитатель. Воробьи прыгают с крыши и разбегаются в разные

стороны. Но вот проснулся кот. Кричит: - Мяу- мяу, - и бегает ловит

воробушков, которые пытаются прятаться на крыше. Всех кого поймал кот,

уводят в свой дом.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, подбирают

крохи под самым носом сытого кота.

Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой. (ответы детей)

1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от

зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму

эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки

перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются.

Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами

подсолнечника.

3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников,

ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав

рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время

чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой

кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных

растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.

Молодцы, ребята все правильно. Нам здесь пришла посылка с письмом

от зимующих птиц. Вам интересно, что в мешочке? Сейчас вы попробуете

угадать, что же в них находится. Я предлагаю вам поиграть в игру

«Чудесный мешочек» и на ощупь определить, что там в них спрятано.

Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочке насыпаны: семечки,

семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений) .

В: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается,

посмотрите ребята на картинку и скажите, что вы видите. (Ответы детей)

В: Для чего нужна кормушка? (Ответы детей) Правильно, сейчас мы корм

разложим в кормушку для наших птичек.

А где же наши птички? Ребятки, из чего можно сделать птичек? (Ответы

детей). Интересно, а слепить птичек можно? Давайте, мы слепим птиц и

посадим в нашу кормушку. Представьте птичку, которую вы хотели бы

слепить. Сначала берём кусочек пластилина того цвета, какую вы птичку

будите лепить.

Затем делим комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из

большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик

(сплющиваем пальцами).

У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову

(скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек

пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем

детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Молодцы ребята, замечательные птички получились у всех. Сегодня,

когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц (попрошу

дежурных природного уголка взять корм для птиц) и покормим птичек,

которые прилетят к кормушкам.

Рефлексия: Ребята вам понравилось занятия?

Что больше всего понравилось?

Что нового узнали для себя?

Итог занятия:

В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Д:О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что

надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать

им.



В раздел образования