Автор: Петренко Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22" с.Надежда
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: " Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Детский сад № 22» с.Надежда
Конспект занятия «Зимующие птицы».
в средней группе «Радуга»
воспитатель: Петренко Елена Павловна.
2018год.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,
игровая, трудовая.
Задачи:
Образовательная:
Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и
снегири, вороны.
Упражнять детей в умении лепить птицу конструктивным способом,
соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части,
прижимая друг к другу;
Развивающая: Развивать мышление, наблюдательность,
внимательность.
Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах
(местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах,
выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Развитие зрительной и словесно-логической памяти;
Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и
доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить
суровое зимнее время.
Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная,
суровая, морозная;
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц-
синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрация картинок зимы;
разрезные картинки птиц; пластилин; семя подсолнуха, бусинки.
Предварительная работа разобрать вопросы проблемные вопросы:
Чем питаются птицы зимой?
-Поют ли птицы зимой?
-Где зимуют птицы?
Ход занятия:
В: Дети, какое время года сейчас?
Д: Осень
В: Какие изменения произошли в природе, а с животными и птицами?
Д: Деревья стоят голые листья все облетели. Животные залегают в
спячку, некоторые животные меняют шубку на более теплую. Птицы улетают
на юг, в тёплые края.
В: Как мы можем назвать птиц, которые улетают в теплые страны?
Д: Перелётные
В: Назовите мне перелётных птиц.
Д: Стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка.
В: А какие птицы покидают нас раньше всех.
Д: Птицы которые питаются насекомыми, они улетают после первых
заморозков, как исчезают насекомые- трясогузки, жаворонки, скворцы, а
когда замерзают озера и реки, улетают водоплавающие птицы (гуси, утки,
лебеди).
В: Ребята, а после осени какое время года наступает (ответ детей).
Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для
птиц. Вопросы воспитателя:
-Какое время года? ( Зима)
-А какая зима бывает? ( холодная, морозная, вьюжная)
-Что делают люди? (делают кормушки)
-Для кого они сделали кормушки?
Д: Для птиц.
В: Но, мы же только что говорили, что осенью птицы улетают от нас в
теплые края. Оказывается, не все птицы улетели, а только перелетные
птицы. Но многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях.
Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Д: Зимующие.
В: А где живут зимующие птицы?
Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в поселке.
В: Да, все правильно дети. Говорить мы будем о зимующих птиц, а каких
зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) Молодцы.
Послушайте загадки про птиц.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем, выбирайте себе
шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать
стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на
«кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жёлтеньких синиц.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.
В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и
холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет,
если все птицы погибнут от холода и голода?
Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых,
заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и
они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить.
Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
В: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру
«Собери и расскажи про птичку».
Для этого вы поделимся на пять команд , каждой из команды я дам
конверт с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную
картинку и рассказать, кто или что на ней изображен.
Первая команда детей складывает картинку с изображением Синицы.
Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный
галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-
синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
В: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в
книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых,
поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная
примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак
наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди
мороза.
Вторая каманда детей собирает изображение воробья.
Д: Это птица воробей.
В: А, что про него вы можете рассказать?
Д: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он
маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках
кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».
В: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места
жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо
разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо
ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если
зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра.
А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под
крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.
Третья команда детей складывает картинку с изображение снегиря.
Д: Это птица снегирь.
В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки
и хвостик чёрные.
В: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными
фактами. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка
передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться
неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением
темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в
ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но
оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах,
выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь -
быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
Четвертая команда детей собирают Сороку-белобоку.
В: Посмотрим, какую птицу собрали они.
Д: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у
неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у
сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто
чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
В: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна,
её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится
в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого
леса. Поверье гласит -сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.
В: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая команда.
Д: Это ворона. По окраске различают две группы ворон: серую и черную.
У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное
серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным
блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков
среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных
городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если,
зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны
устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
Молодцы, умницы все справились с этой игрой. А сейчас мы с вами
поиграем в интересную игру:
«Воробьи и кот».
Дети становятся на скамейке или на стульях на одной стороне игровой
площадки - это крыша дома. Недалеко сидит кот - воспитатель или кто-
нибудь из взрослых детей. Кот засыпает. - Воробушки прилетают, -
командует воспитатель. Воробьи прыгают с крыши и разбегаются в разные
стороны. Но вот проснулся кот. Кричит: - Мяу- мяу, - и бегает ловит
воробушков, которые пытаются прятаться на крыше. Всех кого поймал кот,
уводят в свой дом.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, подбирают
крохи под самым носом сытого кота.
Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой. (ответы детей)
1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от
зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму
эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки
перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются.
Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами
подсолнечника.
3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников,
ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав
рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время
чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой
кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных
растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.
Молодцы, ребята все правильно. Нам здесь пришла посылка с письмом
от зимующих птиц. Вам интересно, что в мешочке? Сейчас вы попробуете
угадать, что же в них находится. Я предлагаю вам поиграть в игру
«Чудесный мешочек» и на ощупь определить, что там в них спрятано.
Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочке насыпаны: семечки,
семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений) .
В: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается,
посмотрите ребята на картинку и скажите, что вы видите. (Ответы детей)
В: Для чего нужна кормушка? (Ответы детей) Правильно, сейчас мы корм
разложим в кормушку для наших птичек.
А где же наши птички? Ребятки, из чего можно сделать птичек? (Ответы
детей). Интересно, а слепить птичек можно? Давайте, мы слепим птиц и
посадим в нашу кормушку. Представьте птичку, которую вы хотели бы
слепить. Сначала берём кусочек пластилина того цвета, какую вы птичку
будите лепить.
Затем делим комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из
большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик
(сплющиваем пальцами).
У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову
(скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек
пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем
детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.
Молодцы ребята, замечательные птички получились у всех. Сегодня,
когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц (попрошу
дежурных природного уголка взять корм для птиц) и покормим птичек,
которые прилетят к кормушкам.
Рефлексия: Ребята вам понравилось занятия?
Что больше всего понравилось?
Что нового узнали для себя?
Итог занятия:
В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Д:О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что
надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать
им.