Напоминание

Логопедическое занятие для детей старшей группы "Дары осени"


Автор: Пархоменко Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Детский сад №110 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Прокопьевск
Наименование материала: конспект
Тема: Логопедическое занятие для детей старшей группы "Дары осени"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Логопедическое занятие для детей старшей группы «Дары осени»

Цели
:
Побуждать детей к активному диалогу, учить составлять

небольшие сюжетные рассказы, продолжать учить определять время и

место сюжета, главных героев события;

Продолжать учить детей образовывать прилагательные использовать

их в речи;

Упражнять детей в четком произнесении чистоговорки на звук Ш, в

заданной интонацией.
На столе перед детьми прозрачные пакетики с крупами (гречка, пшено, перловка, рис, кукуруза, чечевица, горох, ячмень). Посмотрите, что лежит на столе. Кто из вас знает название круп и культур, из которых они получаются? Какие из этих продуктов есть у вас дома? Откуда эти продукты пришли в наш дом? Что можно приготовить из них? (Блинчики , начинку для пирогов ,супы, каши …) Все любят кашу ? Какую кашу вы любите больше всего ? Каша из гречки как называется ? (Гречневая ) Каша из овса ? ( Овсяная ) Из риса ? ( Рисовая ) Из кукурузы ? (Кукурузная ) Из перловки ? ( Перловая ) Из чечевицы ? (чечевичная ) Из ячменя ? (ячменная ) Из гороха ? ( гороховая ) Физминутка Наша Маша варила кашу , Кашу сварила - Малышей кормила: Этому дала , этому дала, этому дала , этому дала , А этому не дала , он много шалил- свою тарелку разбил ! Сначала дети чертят пальцем круги по ладошке . Затем загибают пальцы с проговариванием соответствующих слов . Со слов «а этому не дала» покачиваем мизинчиком . Педагог предлагает произнести слова чистоговорки : ША-ША-ША , наша каша хороша ! Слова произносятся с заданной интонацией : восхищенно ,вопросительно ,удивленно , утвердительно . - Теперь мы с вами отправимся в лес за лесными дарами осени . Чем богат лес осенью ? (Грибами , ягодами орехами ,лечебными травами… ) на доске картинки с изображением сбора лесного урожая.
Какие грибы собирают летом и осенью в лесу ?Как называют человека , собирающего грибы ? ( Грибник ) В лесу грибное войско в силе. Куда ни глянешь – дружный строй , Вон грузди шляпки поприкрыли И прячут корни под листвой . Лисички , рыжики , маслята, Под елкой – белый боровик , Ходи по лесу до заката, Бери дары лесов , грибник ! Иди в осинник, там в низине Растут грибы-богатыри , Похолодил их росный иней И шапки дал под цвет зари . ( А. Часовников ) Дидактическая игра «Почему грибы так называются?» Под осиной растет гриб какой ? (подосиновик ) Как вы думаете , почему он так назван ? (он чаще всего встречается возле осин ) Под березой- ( подберезовик) . Почему он так называется ? Гриб с волнистой шляпкой как называется ? ( Волнушка ) С масляной шляпкой? (Масленок ) Гриб рыжего цвета ? ( Рыжик ) Название гриба очень похоже на название домашнего животного . Какой это гиб ? (Свинушка ) Почему его так называют ? ( Потому что он в пятнах , «грязный, как свинушка» ) Какой гриб носит название дикого животного ? (Лисичка ) Почему его так назвали ? Говорят , что эти грибы можно есть сырыми . Какие это грибы ? (Сыроежки ) Как называются грибы , растущие на пнях ? ( Опята ) Раньше в деревнях их называли пнятами , опнятами . Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору , как называется ? ( Боровик ) Эти грибы можно есть ? как они все называются ? ( Съедобные ) Грибы , которые грибники не любят , поганые грибы , как называются ? ( Поганки ) Какие еще грибы не любят встречать грибники ? эти грибы можно есть ? как они называются ?(несъедобные ) Если гриб вам не знаком , что делать ? ( спрошу у того , кто знает, или не буду брать )Что можно приготовить из грибов ? ( суп из грибов -грибной ,начинку
для пирогов -грибную , икру -грибную , жаркое из грибов -грибное ) Как заготовить грибы на зиму ? (заморозить , засушить , законсервировать ) Нет , грибные имена непонятны для меня : Ведь не хрюкают свинушки, Не волнуются волнушки , Не кричат опять опята , Не бодаются козлята , У лисичек нету шубки. Как узнать , чьи это шутки ? Физминутка Сел мышонок на масленок . А масленок - липкий гриб. Посидел на нем мышонок – и прилип . ОЙ-ОЙ-ОЙ ,АЙ-АЙ-АЙ , Мама ,мама , выручай ! Из каких частей состоит гриб? (Шляпка , ножка , грибница ) На доске любые изображения сбора грибов . Педагог предлагает детям составить рассказ на тему «Урожай грибов» , уточняя , с каких слов он начнется ,где и когда будет происходить действие ,кто главные герои будущего рассказа? Какое название может быть дано этому рассказу ? -Теперь мы с вами отправимся за ягодами . Кто из вас любит собирать ягоды в лесу ?Какие лесные ягоды вы знаете ?Какие ягоды можно собирать в лесу летом ? (Землянику , малину , чернику , морошку ) Осенью ? (Клюкву ,бруснику ,костянику , голубику , ежевику ) Дидактическая игра «Что было сначала , а что потом ?» Перед детьми картинки, на которых изображено : 1) на кустике земляники бутоны ; 2)на кустике множество цветов ; 3) поспели ягоды на кустиках . Эти иллюстрации могут нарисовать родители , дети начальной школы . -Расскажите как , как появилась ягода земляники ? Что было сначала , что потом ? Что можно приготовить из ягод ? на фланелеграфе – вырезанные из цветной бумаги банки с изображением ягод . Компот из голубики – голубичный . Варенье из ежевики – ежевичное . Джем из брусники-брусничный . Морс из клюквы – клюквенный . Физминутка По болоту я хожу , во все стороны гляжу , Низко наклоняюсь , Клюкву собираю . Я схожу на ручеек , Заварю себе чаек ,
Буду пить-попивать , Красно лето вспоминать . -Как заготовить ягоды на зиму ? Дидактическая игра «Скажи со словом осенний» Лес какой ? ( Осенний ) Листья какие ? (Осенние ) Небо какое ? (Осеннее ) Погода какая ? ( Осенняя ) Гриб какой ? (Осенний ) Ягода какая? ( Осенняя ) Цвета какие ? (Осенние ) В конце занятия детям предлагается украсить силуэт осени ( предварительно заготовленный ) заранее вырезанными дома из цветной бумаги грибами , ягодами , цветами , листьями , овощами , фруктами ; дать название сделанной работе и составить небольшой обобщающий рассказ . Дома предложить родителям вместе с детьми сделать проект на тему «Дары осени .»




В раздел образования