Логопедическое занятие для детей старшей группы "Дары осени"
Автор: Пархоменко Ольга Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: "Детский сад №110 "Жемчужинка" Населённый пункт: Кемеровская область город Прокопьевск Наименование материала: конспект Тема: Логопедическое занятие для детей старшей группы "Дары осени" Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие для детей старшей группы «Дары осени»
Цели : Побуждать детей к активному диалогу, учить составлять
небольшие сюжетные рассказы, продолжать учить определять время и
место сюжета, главных героев события;
Продолжать учить детей образовывать прилагательные использовать
их в речи;
Упражнять детей в четком произнесении чистоговорки на звук Ш, в
заданной интонацией.
На столе перед детьми прозрачные пакетики с крупами (гречка, пшено,
перловка, рис, кукуруза, чечевица, горох, ячмень).
Посмотрите, что лежит на столе. Кто из вас знает название круп и культур, из
которых они получаются? Какие из этих продуктов есть у вас дома? Откуда
эти продукты пришли в наш дом? Что можно приготовить из них?
(Блинчики , начинку для пирогов ,супы, каши …) Все любят кашу ? Какую
кашу вы любите больше всего ?
Каша из гречки как называется ? (Гречневая )
Каша из овса ? ( Овсяная )
Из риса ? ( Рисовая )
Из кукурузы ? (Кукурузная )
Из перловки ? ( Перловая )
Из чечевицы ? (чечевичная )
Из ячменя ? (ячменная )
Из гороха ? ( гороховая )
Физминутка
Наша Маша варила кашу ,
Кашу сварила - Малышей кормила:
Этому дала , этому дала, этому дала , этому дала ,
А этому не дала , он много шалил- свою тарелку разбил !
Сначала дети чертят пальцем круги по ладошке . Затем загибают пальцы с
проговариванием
соответствующих слов . Со слов «а этому не дала» покачиваем мизинчиком .
Педагог предлагает произнести слова чистоговорки :
ША-ША-ША , наша каша хороша !
Слова произносятся с заданной интонацией : восхищенно ,вопросительно
,удивленно , утвердительно .
- Теперь мы с вами отправимся в лес за лесными дарами осени . Чем богат
лес осенью ? (Грибами , ягодами орехами ,лечебными травами… ) на доске
картинки с изображением сбора лесного урожая.
Какие грибы собирают летом и осенью в лесу ?Как называют человека ,
собирающего грибы ? ( Грибник )
В лесу грибное войско в силе.
Куда ни глянешь – дружный строй ,
Вон грузди шляпки поприкрыли
И прячут корни под листвой .
Лисички , рыжики , маслята,
Под елкой – белый боровик ,
Ходи по лесу до заката,
Бери дары лесов , грибник !
Иди в осинник, там в низине
Растут грибы-богатыри ,
Похолодил их росный иней
И шапки дал под цвет зари .
( А. Часовников )
Дидактическая игра «Почему грибы так называются?»
Под осиной растет гриб какой ? (подосиновик ) Как вы думаете , почему он
так назван ? (он чаще всего встречается возле осин )
Под березой- ( подберезовик) . Почему он так называется ?
Гриб с волнистой шляпкой как называется ? ( Волнушка )
С масляной шляпкой? (Масленок )
Гриб рыжего цвета ? ( Рыжик )
Название гриба очень похоже на название домашнего животного . Какой это
гиб ? (Свинушка )
Почему его так называют ? ( Потому что он в пятнах , «грязный, как
свинушка» )
Какой гриб носит название дикого животного ? (Лисичка ) Почему его так
назвали ?
Говорят , что эти грибы можно есть сырыми . Какие это грибы ? (Сыроежки )
Как называются грибы , растущие на пнях ? ( Опята ) Раньше в деревнях их
называли пнятами , опнятами .
Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору , как называется ?
( Боровик )
Эти грибы можно есть ? как они все называются ? ( Съедобные )
Грибы , которые грибники не любят , поганые грибы , как называются ?
( Поганки ) Какие еще грибы не любят встречать грибники ? эти грибы
можно есть ? как они называются ?(несъедобные )
Если гриб вам не знаком , что делать ? ( спрошу у того , кто знает, или не буду
брать )Что можно приготовить из грибов ? ( суп из грибов -грибной ,начинку
для пирогов -грибную , икру -грибную , жаркое из грибов -грибное ) Как
заготовить грибы на зиму ? (заморозить , засушить , законсервировать )
Нет , грибные имена непонятны для меня :
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки ,
Не кричат опять опята ,
Не бодаются козлята ,
У лисичек нету шубки.
Как узнать , чьи это шутки ?
Физминутка
Сел мышонок на масленок .
А масленок - липкий гриб.
Посидел на нем мышонок – и прилип .
ОЙ-ОЙ-ОЙ ,АЙ-АЙ-АЙ ,
Мама ,мама , выручай !
Из каких частей состоит гриб? (Шляпка , ножка , грибница ) На доске любые
изображения сбора грибов . Педагог предлагает детям составить рассказ на
тему «Урожай грибов» , уточняя , с каких слов он начнется ,где и когда будет
происходить действие ,кто главные герои будущего рассказа? Какое название
может быть дано этому рассказу ?
-Теперь мы с вами отправимся за ягодами . Кто из вас любит собирать ягоды в
лесу ?Какие лесные ягоды вы знаете ?Какие ягоды можно собирать в лесу
летом ? (Землянику , малину , чернику , морошку ) Осенью ? (Клюкву
,бруснику ,костянику , голубику , ежевику )
Дидактическая игра «Что было сначала , а что потом ?»
Перед детьми картинки, на которых изображено : 1) на кустике земляники
бутоны ; 2)на кустике множество цветов ; 3) поспели ягоды на кустиках . Эти
иллюстрации могут нарисовать родители , дети начальной школы .
-Расскажите как , как появилась ягода земляники ? Что было сначала , что
потом ? Что можно приготовить из ягод ? на фланелеграфе – вырезанные из
цветной бумаги банки с изображением ягод .
Компот из голубики – голубичный . Варенье из ежевики – ежевичное . Джем
из брусники-брусничный . Морс из клюквы – клюквенный .
Физминутка
По болоту я хожу , во все стороны гляжу ,
Низко наклоняюсь , Клюкву собираю .
Я схожу на ручеек , Заварю себе чаек ,
Буду пить-попивать , Красно лето вспоминать .
-Как заготовить ягоды на зиму ?
Дидактическая игра «Скажи со словом осенний»
Лес какой ? ( Осенний ) Листья какие ? (Осенние ) Небо какое ? (Осеннее )
Погода какая ? ( Осенняя ) Гриб какой ? (Осенний ) Ягода какая?
( Осенняя ) Цвета какие ? (Осенние )
В конце занятия детям предлагается украсить силуэт осени ( предварительно
заготовленный ) заранее вырезанными дома из цветной бумаги грибами ,
ягодами , цветами , листьями , овощами , фруктами ; дать название сделанной
работе и составить небольшой обобщающий рассказ .
Дома предложить родителям вместе с детьми сделать проект на тему «Дары
осени .»