Автор: Смолеева Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №15 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №15 «Аленький цветочек»
Экологическая викторина
«Моя Якутия»
для детей подготовительной и старшей групп.
Воспитатель: Смолеева Елена Витальевна
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники викторины «Знатоки природы»! Сегодня мы
вместе собрались для того, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как
охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу
игру. Главными действующими лицами будут воспитанники детских садов.
А чтобы конкурсы начать, Надо нам жюри созвать. Клятву с них мы не берем, Справедливости лишь
ждем! Судить наше соревнование будет представительное жюри в составе:
- Ведущий -- Мы соревнование начинаем, состязанье открываем.
- Столько всего интересного мы делаем каждый день, исходя из времени года. Летом отдыхаем на
природе, осенью собираем гербарий из листьев, зимой катаемся на коньках и лыжах, а весной
сбрасываем теплую одежку и радуемся ласковому солнцу. Каждое время года приносит что-то другое
и новое. Такие же изменения в природе происходят и в лесу. Поэтому вот и первое задание:
1 Слайд:
Задание 1
Рассмотрите картинки. Раскрасьте кружочки: синим цветом явления природы, характерные для
зимы, зеленым – для весны, красным – для лета, желтым - для осени.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я, Старичок-Лесовичок. Приглашаю
вас в гости, а куда, догадайтесь, отгадав загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом. (Лес)
Старичок-Лесовичок: Правильно, это – лес. Я живу в лесу. Приглашаю вас прогуляться по лесу.
Здравствуй, лес!
Чудный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»
Ведущая: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он
волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.
Какие же загадки «растут» в нашем лесу:
Очень дружные ребята, У березок, посмотри:
У пенька живут... (опята). Здесь один, тут целых три!
(подберезовик)
Белая панамка, Где хвоинок многовато,
Бледная... (поганка) Поджидают нас... (маслята).
Под осиной гриб тот, дети, Он в лесу стоял,
В ярко-красненьком берете. Никто его не брал,
(подосиновик) В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)
2 Слайд:
Задание 2
— Ведущий - Ребята, вы правильно отгадали загадки, а что вы можете сказать обо всех этих грибах,
какие они бывают? ( Съедобные и ядовитые).
Перед вами корзинка и грибы. Какие из этих грибов можно положить в корзинку, чтобы приготовить
из них обед? Отметьте крестиком.
Ведущая: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:
Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста
Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.
Очень любят бусы эти (земляника)
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Я красна, я кисла, Под листом на каждой ветке
В лесу я росла, Сидят маленькие детки,
Дозревала под снежком, Тот, кто деток соберёт,
Ну-ка, кто со мной знаком? Руки вымажет и рот.
(брусника) (черника)
Танцевальная пауза: «Ягоды»
Лесовичок: 2 остановка в нашем путешествии - «Деревья и растения – наши друзья»
3 слайд
Задание 3
Вы знаете, что для хорошего роста растений, необходимо несколько условий. Посмотрите
внимательно на картинку и определите, что необходимо растениям для хорошего роста?
Отметьте крестиком правильный ответ.
4 сайд
Задание 4
Перед вами несколько видов растений . Одни из них лекарственные, отметьте их крестиком
5 слайд
Задание 5
На картинке изображены деревья. Не все из этих деревьев могут произрастать в нашей местности.
Отметь крестиком те деревья, которые не растут на территории Якутии.
6 слайд
Задание 6
Вспомните правила поведения в природе.
Зачеркните ту картинку, где вы считаете, что дети находящиеся там, ведут себя неправильно.
Лесовичок:
- А сейчас, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Лесовичок: 3 остановка - « В гостях у птиц »
Ведущая: Ребята, все вы знаете, что в лесу главные жители деревьев- это птицы.
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы
слышим их пение. Все вы знаете, что птицы бывают перелётные и зимующие.
7 слайд
Задание 7
Какие зимующие птицы обитают на территории Якутии?
Зарисуй квадратик с зимующими в Якутии птицами в синий цвет (дятел, воробей, синица, цапля,
голубь, ворон, ласточка)
8 слайд
Задание 8
Зимой все добрые люди развешивают кормушки, чтобы поддержать пернатых друзей. Я знаю, что и вы
около своих детских садов развешиваете много кормушек. А вот внимательно ли вы наблюдаете за
птицами, которые прилетают на ваши кормушки?
Выберите птиц, которые, по вашему мнению, не прочь полакомиться на зимней кормушке, и проведите
линию от птицы к кормушке.
4 остановка - « Звериное царство »
Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки,
На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки,
Лапки ты свои поджал... Их руками не возьмёшь,
От лисички убежал? (заяц) Потому что это…(ёж)
Я хозяин леса строгий, Стройный, быстрый, рога ветвисты
Спать люблю зимой в берлоге. Пасётся весь день, кто это?.....(олень)
И всю зиму напролёт
Сниться мне душистый мёд. Юркий, маленький зверёк,
Страшно я могу реветь, По деревьям прыг даскок.
Кто же я, скажи?.....(медведь) (белка)
Разбойник он серый, нет ему веры.
Всё клыками щёлк, кто же это?....
(волк)
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (лиса)
Вопросы викторины:
9 слайд
Задание 9
Рассмотрите внимательно животных и выделите тех, которые делают запасы на зиму
.
10 слайд
Задание 10
Найдите в каждой группе животное, которое не подходит к остальным.
Зачеркните его.
11 слайд
Задание 11
Найди жилище для каждого животного? Проведи линию от животного к домику.
12 слайд
Задание 12
Кто меняет цвет меха 2 раза в год? Нарисуй возле этого животного кружок.
13 слайд
Задание 13
Раскрась только те картинки, которые относятся к живой природе
14 слайд
Задание 14
— Что такое «Красная книга»?
Какая из этих книг помогает сохранить природу России? Отметь крестиком
15 слайд
Задание 15
Природа, своим разнообразием дает нам много радостных переживаний. Она помогала великим
архитекторам, музыкантам, поэтам создавать свои шедевры. Я предлагаю и вам увидеть чуть больше.
Что напоминают вам эти цветы?
16 слайд
Задание 16
Это запрещающие знаки. Придумай и нарисуй свой знак: « Что нельзя делать в лесу?»
17 слайд
Задание 17
Прослушайте внимательно звуки природы, проставьте цифры в окошечках над картинками,
соответствующим прозвучавшим звукам.
Итак, звучит первый звук и вы ставите цифру 1 на картинку, соответствующую этому звуку.
Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие.
Подведение итогов. Награждение команд.
Лесовичок
- Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашем экологическом
путешествии «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять
интерес, оберегать ее.
Ведущая:
Аким «Береги свою планету»:
«Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету»