Напоминание

Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников


Автор: Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство социально – эмоционального развития

дошкольников

Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально

благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

В

новых

социальных

и

экономических

условиях

жизненной

необходимостью

становится

развитие

эмоционального

интеллекта,

по

признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека

и его счастью.

По

мнению

Л.С.

Выготского,

именно

игра

является

источником

развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность

перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он

сумеет сделать в сотрудничестве.

Данную

проблему

исследовали

Е.А.

Флерина,

Е.И.

Тихеева,

Е.А.

Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,

Л.А. Абрамян и других.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и

самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»

и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с

тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает

«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в

игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде

содержит

в

себе

как

в

фокусе

увеличительного

стекла

все

тенденции

развития.

Игра

в

дошкольном

возрасте

это

деятельность,

эмоционально

насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В

игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и

привычки

эмоционального

реагирования,

с

другой,

формируются

новые

качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный

опыт.

Игровая

деятельность

детей

может

быть

использована

в

целях

выявления

некоторых

особенностей

эмоционального

неблагополучия

дошкольника.

Игра

служит

эффективным

средством

для

выявления

тех

объективных

отношений,

в

которых

живет

ребенок:

вступая

в

игре

в

реальные

отношения

со

своими

партнерами,

он

проявляет

присуще

ему

личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время

внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от

общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует

нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит

к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых

побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы

дошкольников

является

сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные

и

театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые

игры

являются

источником

формирования

социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной

сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая

жизненная

ситуация,

в

которой

ребенок

стремится

полнее

реализовать

формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется

умение

распределять

роли

с

учетом

интересов

и

желаний

каждого

из

участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у

детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –

всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством

воздействия

на

тех

детей,

у

кого

появляются

эгоизм,

агрессивность,

замкнутость.

В

процессе

развития

игры

ребенок

переходит

от

простых,

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,

какими бы сложными они ни были.

Педагогическая

работа

по

руководству

игрой

отражается

в

перспективных планах в некоторых аспектах:

приемы педагогического влияния на содержание игр;

помощь детям при реализации сюжета игры;

развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

создание предметно-игровой среды.

Перед

знакомством

с

новой

игрой

мы

проводим

предварительную

работу:

чтение с обсуждением;

экскурсии;

показ наглядного материала;

изготовление атрибутов к игре.

Особое

значение

в

планировании

игры

мы

уделяем

постоянному

анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой

и

по

собственной

инициативе

имеют

возможность

строить

свои

взаимоотношения

в

значительной

мере

самостоятельно,

сталкиваясь

с

интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной

деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая

комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы

практикуем

взаимопосещения

педагогов

с

целью

просмотра

игр

с

последующим анализом, так воспитатели получают возможность поделиться

опытом.

Таким

образом,

роль

сюжетно-ролевой

игры

в

формировании

и

развитии

социальной

сферы

чрезвычайно

велика.

При

организации

и

проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем

индивидуальному

подходу

к

каждому

ребенку,

в

зависимости

от

его

интересов

и

способностей.

Поэтому

необходимым

условием

является

поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

От

успешной

игры

ребенок

получает

большое

удовольствие,

он

самоутверждается

в

своей

роли,

испытывает

неподдельную

гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление

замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,

требование

повторение

игры,

обрастающей

все

новыми

подробностями.

Эмоциональный

подъем

в

игре

помогает

дошкольнику

преодолевать

негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная

игра

тоже

является

эффективным

средством

для

развития

чувства

партнерства

и

освоения

способов

позитивного

взаимодействия.

Вместе

с

тем,

сегодня

в

дошкольных

учреждениях

развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

«зрелища» на праздниках.

С

развитием

ребенка

развивается

и

усложняется

игра:

в

ясельной

группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,

птиц),

затем

игры

импровизации,

инсценировки,

драматизации

и

режиссерская

игра.

Дети

старших

групп

с

удовольствием

показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную

сферу

дошкольников

через

образы,

краски

звуки.

Зрелищность

вызывает

радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они

имеют

определенную

цель,

то

есть

эта

игра

направлена

на

получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы

общения

и

отношения

к

другим

людям,

которые

следует

привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,

которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую

задачу.

Взрослый

организует

игру

и

направляет

ее

он

помогает

преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры

являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно

включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным

достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна

давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и

побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,

улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их

биологической

потребности

в

движениях.

Но

социально-эмоциональная

направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя

допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные

двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных

образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не

только

в

совместной

деятельности,

но

и

занятия

выстраиваем

в

форме

игровых

ситуаций,

побуждающих

детей

к

сближению

друг

с

другом,

с

педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры

предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется

культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к

сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного

отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные

игры,

позволяющие

детям

расслабиться.

Занятия

игры

помогут

сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими

чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –

радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение

выражать

свои

потребности

и

чувства

с

помощью

вербальных

и

невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо

научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –

игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы

получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и

дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся

теплее,

ближе,

появляется

общее

дело,

тем

самым

устанавливаются

взаимоотношения, взаимопонимание.



В раздел образования