Автор: Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство социально – эмоционального развития
дошкольников
Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально
благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
В
новых
социальных
и
экономических
условиях
жизненной
необходимостью
становится
развитие
эмоционального
интеллекта,
по
признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека
и его счастью.
По
мнению
Л.С.
Выготского,
именно
игра
является
источником
развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность
перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он
сумеет сделать в сотрудничестве.
Данную
проблему
исследовали
Е.А.
Флерина,
Е.И.
Тихеева,
Е.А.
Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,
Л.А. Абрамян и других.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и
самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»
и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с
тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает
«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное
воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это
социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В
игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в
игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде
содержит
в
себе
как
в
фокусе
увеличительного
стекла
все
тенденции
развития.
Игра
в
дошкольном
возрасте
–
это
деятельность,
эмоционально
насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В
игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и
привычки
эмоционального
реагирования,
с
другой,
формируются
новые
качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный
опыт.
Игровая
деятельность
детей
может
быть
использована
в
целях
выявления
некоторых
особенностей
эмоционального
неблагополучия
дошкольника.
Игра
служит
эффективным
средством
для
выявления
тех
объективных
отношений,
в
которых
живет
ребенок:
вступая
в
игре
в
реальные
отношения
со
своими
партнерами,
он
проявляет
присуще
ему
личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время
внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от
общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует
нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит
к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых
побуждений и потребностей.
Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы
дошкольников
является
сюжетно-ролевые,
дидактические,
подвижные
и
театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые
игры
являются
источником
формирования
социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной
сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая
жизненная
ситуация,
в
которой
ребенок
стремится
полнее
реализовать
формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется
умение
распределять
роли
с
учетом
интересов
и
желаний
каждого
из
участников.
Педагог использует различные игровые приемы для формирования у
детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –
всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством
воздействия
на
тех
детей,
у
кого
появляются
эгоизм,
агрессивность,
замкнутость.
В
процессе
развития
игры
ребенок
переходит
от
простых,
элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,
охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не
рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных
игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,
какими бы сложными они ни были.
Педагогическая
работа
по
руководству
игрой
отражается
в
перспективных планах в некоторых аспектах:
приемы педагогического влияния на содержание игр;
помощь детям при реализации сюжета игры;
развитие сюжета;
формирование взаимоотношений между участниками игры;
создание предметно-игровой среды.
Перед
знакомством
с
новой
игрой
мы
проводим
предварительную
работу:
чтение с обсуждением;
экскурсии;
показ наглядного материала;
изготовление атрибутов к игре.
Особое
значение
в
планировании
игры
мы
уделяем
постоянному
анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой
и
по
собственной
инициативе
имеют
возможность
строить
свои
взаимоотношения
в
значительной
мере
самостоятельно,
сталкиваясь
с
интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной
деятельности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая
комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы
практикуем
взаимопосещения
педагогов
с
целью
просмотра
игр
с
последующим анализом, так воспитатели получают возможность поделиться
опытом.
Таким
образом,
роль
сюжетно-ролевой
игры
в
формировании
и
развитии
социальной
сферы
чрезвычайно
велика.
При
организации
и
проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем
индивидуальному
подходу
к
каждому
ребенку,
в
зависимости
от
его
интересов
и
способностей.
Поэтому
необходимым
условием
является
поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
От
успешной
игры
ребенок
получает
большое
удовольствие,
он
самоутверждается
в
своей
роли,
испытывает
неподдельную
гордость.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление
замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,
требование
повторение
игры,
обрастающей
все
новыми
подробностями.
Эмоциональный
подъем
в
игре
помогает
дошкольнику
преодолевать
негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.
Театрализованная
игра
тоже
является
эффективным
средством
для
развития
чувства
партнерства
и
освоения
способов
позитивного
взаимодействия.
Вместе
с
тем,
сегодня
в
дошкольных
учреждениях
развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего
«зрелища» на праздниках.
С
развитием
ребенка
развивается
и
усложняется
игра:
в
ясельной
группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,
птиц),
затем
игры
–
импровизации,
инсценировки,
драматизации
и
режиссерская
игра.
Дети
старших
групп
с
удовольствием
показывают
театрализованные представления своим младшим друзьям.
Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную
сферу
дошкольников
через
образы,
краски
звуки.
Зрелищность
вызывает
радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они
имеют
определенную
цель,
то
есть
эта
игра
направлена
на
получение
конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;
воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы
общения
и
отношения
к
другим
людям,
которые
следует
привить детям.
Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,
которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую
задачу.
Взрослый
организует
игру
и
направляет
ее
–
он
помогает
преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры
являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно
включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным
достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна
давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и
побуждать к усвоению нового.
Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,
улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их
биологической
потребности
в
движениях.
Но
социально-эмоциональная
направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя
допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные
двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных
образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не
только
в
совместной
деятельности,
но
и
занятия
выстраиваем
в
форме
игровых
ситуаций,
побуждающих
детей
к
сближению
друг
с
другом,
с
педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры
предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для
доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется
культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к
сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного
отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные
игры,
позволяющие
детям
расслабиться.
Занятия
–
игры
помогут
сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими
чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –
радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение
выражать
свои
потребности
и
чувства
с
помощью
вербальных
и
невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо
научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –
игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные
проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы
получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и
дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся
теплее,
ближе,
появляется
общее
дело,
тем
самым
устанавливаются
взаимоотношения, взаимопонимание.