Напоминание

"Развитие креативной личности в процессе художественного творчества"


Автор: Соколова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №57 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
Тема: "Развитие креативной личности в процессе художественного творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад №57 комбинированного вида «Чебурашка»

Первомайского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому развитию

«Развитие креативной личности в процессе художественного творчества»

на 2017-2018 учебный год

руководитель изостудии

«Маленький художник»

Соколова Н.Е.

Высшая квалификационная категория

г. Новосибирск – 2017г.

Содержание

1.

Целевой раздел………………………………………………………. 3стр.

1.1. Пояснительная записка…………………………………………….. 3стр.

1.2. Цель и задачи…….. ………………………………………………... 4стр.

1.3. Принципы реализации программы………………………………... 4 стр.

1.4. Ожидаемые результаты……………………………………………. 5 стр.

2.

Содержательный раздел…………………………………………….. 5 стр.

3.

Организационный раздел…………………………………………… 6 стр.

3.1. Условия организации программы…………………………………. 6 стр.

3.2. Основные показатели освоение

программы………………………………………………………………... 6 стр.

3.3. Перспективно-тематический план…………………………………. 9 стр.

3.4. Материально-техническое обеспечение…………………………… 15 стр.

4. Список литературы……………………………………………………. 16 стр.

5. Кадровое обеспечение программы…………………………………… 17 стр.

Приложение ……………………………………………………………. 18 стр.

2

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва

проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его

благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Согласно ФГОС, одним из основных принципов дошкольного

образования является сохранение уникальности и самоценности дошкольного

детства как важного этапа в общем развитии человека, а так же обеспечение

развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах

деятельности.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме

одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе

дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей

педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности

каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности

детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и

решения. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и

одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной

деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем

больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему

хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по

мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен.

Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей

характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная

потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия),

составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация

ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской

активности, направленной на обнаружение нового. Художественная

деятельность является отправной точкой в познании ребенком окружающего

мира, его эстетического и культурного воспитания. Чем больше ребенок

узнает о природе вещей, которые, его окружают, тем глубже он входит в

процесс познания и развития самого себя, тем интереснее и разнообразнее

становится его жизнь. Способность к творчеству – отличительная черта

человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,

не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к

выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном

детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает

разные чувства – радуется созданному им красивому изображению,

огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

3

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами

деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее

развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое,

физическое).

Проанализировав авторские разработки,

различные материалы,

а

также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе

отечественными

и

зарубежными

педагогами-практиками

на

базе

МКДОУ

была разработана программа изостудии «Маленький художник».

Программа

«Развитие

кре ативной

лично сти

в

п р о ц е с с е

художественного творчества» (далее по тексту Программа) позволит научить

детей

манипулировать

с

разнообразными

по

качеству,

свойствам

материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать

творчество

детей.

Для

реализации

Программы

в

МКДОУ

имеются

все

условия: наличие помещения, материалы для художественно-продуктивной

деятельности, дети с ярко выраженными способностями к изобразительной

деятельности, социальный заказ со стороны родителей.

1.2

Цель программы:

Формирование у детей умения применять

разнообразные способы для художественного изображения; развитие умения

передавать

в

работах

свои

чувства

с

помощью

различных

средств

выразительности.

Задачи:

-

создать

условия

для

свободного

экспериментирования

с

изобразительными

материалами,

инструментами,

изобразительными

средствами.

-знакомить детей с нетрадиционными художественными техниками, а

также учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.

- развивать фантазию, творческое воображение, веру в свои силы.

Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой

на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.

1.3 Деятельность в рамках программы основана на принципах:

Принцип

наглядности

как

отражение

взаимозависимости

интеллектуального

познания

и

чувственного

в о с п р и я т и я

действительности дошкольниками;

Принцип

согласованности

требований

семьи

и

детского

сада к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности,

гармоничности внешних влияний на него;

4

Принцип

комплексности

и

системности,

что

позволяет,

интегрировано подходить к организации деятельности;

Принцип

учет а

возрастных

и

и н д и в и д уа л ь н ы х

особенностей ребенка

1.4 Ожидаемый результат работы изостудии:

Совершенствование системы работы с одаренными и

талантливыми детьми.

Повышение уровня профессиональной компетентности

педагогов.

Увеличение количества дошкольников занятых в

дополнительном образовании

Сформированность у детей навыков исследовательской,

эксперементальной деятельности с использованием в работе

различных изобразительных материалов.

Увеличение количества участников в творческих конкурсах

и их результативности.

Самореализация родителей, как субъектов образовательной

деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов

ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного

микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизация и обогащение педагогических знаний и

умений родителей.

Повышение психолого – педагогической культуры

родителей.

Организация выставок в гостиной детского сада.

2 Содержательный раздел

Одним из приоритетных направлений МКДОУ № 57 в воспитательно-

образовательной работе с детьми дошкольного возраста является

эстетическое воспитание через организацию творческой деятельности.

Реализация данной программы осуществляется через совместно -

творческую деятельность с детьми в изостудии «Маленький художник»,

взаимодействие с родителями и сотрудниками детского сада.

Программа занятий по дополнительному образованию детей старшего

дошкольного возраста в изостудии «Маленький художник» основана на

программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки», Копцева Т.А. «Природа и

художник», Грибовская А.А. «Юмор в изобразительном творчестве

5

дошкольников» с использованием различных техник (рисование на мокрой

бумаге, монотипия, граттаж, рисунки из ладошки, пластилинография и

др). Программа несет в себе художественную и творческую направленность,

реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства

и художественно-эстетической деятельности как в совместной деятельности

педагога и ребенка, так и в его самостоятельной творческой деятельности.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на

развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира,

развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к

окружающей действительности, приобщение к искусству, как неотъемлемой

части духовной и материальной культуры, эстетического средства

формирования и развития личности ребенка.

В рамках изостудии воспитанники неограниченны в возможностях

выражать свои мысли, чувства, переживания, настроения. Дети осваивают

художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира

через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительной деятельности.

Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей

при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям

отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

3 Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы

Изостудия «Маленький художник» функционирует на базе

дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Изостудию посещают дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющие

способности и задатки (одаренные) и проявляющие интерес и творческую

активность ( по желанию), к художественному творчеству. Деятельность

изостудии организуется:

Во вторую половину дня как подгруппами (4-5 чел.), так и

индивидуально продолжительностью 20-30 мин. (основной формой

организации является подгрупповая).

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий -2раза

в неделю.

В соответствии с планом, рассчитанным на 2года.

Эффективность деятельности руководителя изостудии определяется

при помощи диагностических методик: Комарова Т.С. «Диагностика

изодеятельности детей 6-7лет», «Креативность (творческое мышление)».

6

3.2. Основные показатели освоения Программы

1 год (5-6лет)

Дети должны знать;

Название основных и составных цветов.

Понимание значение терминов: краски, палитра, композиция,

художник, линия, орнамент, горизонт, пятно.

Особенности материалов, применяемых в художественной

деятельности.

Дети должны уметь:

Пользоваться инструментами: карандашами, восковыми мелками,

кистью, палитрой, акварелью, гуашью.

Полностью использовать площадь листа, крупно изображать

предметы по центру.

Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.

Владеть основными навыками использования красного, желтого,

синего цветов, их смешиванием.

Пользоваться различными приемами (тычок, рывок, набрызг,

примакивание, печать) при изображении цветов, животных, деревьев.

Регулировать нажим на карандаш, восковой мелок при

закрашивании предметов, получая при этом различные оттенки.

2 год (6-7 лет)

Дети должны знать:

Разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем,

композиция, ритм.

Творчество художников связанных с изображением природы: И.И.

Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана.

Основы графики.

Правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в

пятне.

7

Должны уметь:

Пользоваться гуашью, акварелью, белым и цветным фоном.

Различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы.

Совмещать в рисунке различные техники и приемы.

При прорисовке тонких и мелких деталей пользоваться концом

кисти.

Передавать в рисунке движения фигур человека и животных.

Сознательно выбирать средства выражения своего замысла.

Нетрадиционные техники, используемые в работе: тычок жесткой

полусухой кистью, рисование ладошкой, граффити, граттаж, тестопластика,

пластилинография и др. позволяют делать процесс выполнения работы

интересным, увлекательным и творческим. Данные технологии:

позволяют развивать специальные умения и навыки,

подготавливающие руку ребенка к письму;

дают возможность почувствовать многоцветное изображение

предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому

процессу изобразительной деятельности;

развивают навыки исследовательской и творческой деятельности;

способствуют более эффективному развитию воображения,

восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Формы презентации творческих работ изостудии

выставки;

участие в творческих конкурсах.

8

3.3. Перспективно-тематический план

1 год (5-6 лет)

п/п

тема

Техника изображения

1

2

3

сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Божья коровка

Бабочка

Улитка

Обезьянка

Девочка (мальчик)

Принцесса

Пират

Клоун

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Цветы и пчелы

Белочки подружки

Злючки – кусачки

Змей Горыныч

Лебедь по морю плывет

Букет роз

Деревья смотрят в озеро

Осенняя береза

Восковые мелки + акварель

Печать ладошкой

Печать ладошкой

Печать ладошкой

Печать ладошкой

Печать кулачком

монотипия

Тычок полусухой жесткой кистью

ноябрь

9

1

2

3

4

5

6

7

8

Коты на крыше

Бабочка

Букет

Осенний лес

Лес, точно терем расписной

Зимний лес

В стране близнецов

Поющие дерево (певец +

дерево)

Тычок полусухой жесткой кистью

Печать листьями

Печать листьями

Печать листьями

Печать листьями

Печать листьями

Монотипия

Фантазийное (техника по выбору

детей)

п/п

тема

Техника изображения

1

2

3

декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Белый медведь любуется

северным сиянием

Пингвиний пляж

Пингвиний пляж

Я рисую море

Подводное царство

Русалочки в подводном

царстве

Рисование по мокрому

Тычок полусухой кистью

Рисование по мокрому

Тычок полусухой кистью

По выбору детей

Печать ладошкой

Рисование мыльными пузырями

Рисование с элементами аппликации

январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Морской царь

Морской царь

Рыбки играют, рыбки

сверкают

Рыбки

Ожившие предметы. Елка.

Домик с трубой

Фантазийное

Фантазийное

Рисование мыльными пузырями

Рисование с элементами аппликации

Рисование ватными палочками

Рисование по наждачной бумаге

Фантазийное (по выбору детей)

Кляксография

Кляксография

Кляксография

10

февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Пасмурный день

Утро. Рассвет.

Закат солнца

Цветочный лужок

Ожившие предметы

(лампочка)

Когда папа был маленький

Я с папой

Тридцать три богатыря

Рисование по мокрому

Рисование по мокрому

Рисование по мокрому

Рисование по мокрому

Фантазийное. По выбору детей.

Восковые мелки +акварель

Гуашь

Восковые мелки +акварель

п/п

тема

Техника изображения

1

2

3

март

1

2

3

4

5

6

7

8

Мы с мамой улыбаемся

Букет роз

Цветущая ветка сирени

Ожившие предметы (кувшин)

Роза

Гладиолус

Вечерний город

Вечерний город

Смешивание красок

Рисование спичечными коробками

Тычок полусухой жесткой кистью

Фантазийное (по выбору детей)

Ниткография

Ниткография

Граттаж

Граттаж

апрель

11

1

2

3

4

5

6

7

8

Пришельцы из космоса

Космос

Летающие тарелки

Покорители космоса

Котишка плутишка

Пестрокрылая бабочка

Пестрокрылая бабочка

Ожившие предметы (фрукты

+ животное)

Восковые мелки + акварель

Рисование мыльными пузырями

Восковые мелки + акварель

Восковые мелки + акварель

Рисование по наждачной бумаге

Монотипия + набрызг

Монотипия + набрызг

По выбору детей

май

1

2

3

4

5

6

7

8

Пушистые одуванчики

Пушистые одуванчики

Стрекоза

Веселая гусеница

Волшебная поляна

Волшебная поляна

Наскальная живопись.

Динозаврики.

Наскальная живопись.

Охотники.

Набрызг

Набрызг

Рисование солью

Рисование мыльными пузырями

Граттаж

Граттаж

Рисование сухими материалами

(глина)

Рисование сухими материалами

(глина)

2 год (6-7 лет)

п/п

тема

Техника изображения

1

2

3

сентябрь

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Осень на опушке краски

разводила

Осенний лес

Осенний листопад

Осенний листопад

Осенний букет

Осенний букет

Подсолнухи

Подсолнухи

Тычок жесткой кистью

Печать листьями

Граффити

Граффити

Граффити

Граффити

Граффити

Граффити

октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Осенние мотивы

Осенний пейзаж у озера

Кот - коток

Кактус

Рыбка

Аквариум

Аквариум

Вы когда-нибудь видали,

чтобы рыбки плавали на бал.

Раздувание краски

Монотипия

Витражные краски

Рисование на наждачной бумаге

Рисование на наждачной бумаге

Граффити

Граффити

Восковые мелки + акварель

ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Плавают по морю киты

кашалоты

Снегири на ветке

Снегири на ветке

Птицы собираются на бал

(фантазийное)

Синица

Синица

Зимний лес

Граффити

Граффити

Граффити

Техника по выбору детей

Граффити

Граффити

Печать листьями

п/п

тема

Техника изображения

13

1

2

3

декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Сказочный дворец

Сказочный дворец

Зимний узор на окне

Зимний узор на окне

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки

Ожившая сказка

(фантазийное)

Знакомая форма – новый

образ (фантазийное),

(ножницы)

Чеканка по бумаге

Чеканка по бумаге

Чеканка по бумаге

Чеканка по бумаге

Граффити

Граффити

По выбору детей

По выбору детей

январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Осенние мотивы

Осенний пейзаж у озера

Кот - коток

Кактус

Рыбка

Аквариум

Аквариум

Вы когда-нибудь видали,

чтобы рыбки плавали на бал

(фантазийное).

Раздувание краски

Монотипия

Витражные краски

Рисование на наждачной бумаге

Рисование на наждачной бумаге

Граффити

Граффити

Восковые мелки + акварель

февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Белые паруса

Белые паруса

Я с папой

Солдат на посту

Замок рыцаря

Чудо дерево

Чудо дерево

Подарок для бабушки

Граффити

Граффити

Смешивание красок

Восковые мелки +акварель

Восковые мелки +акварель

Граффити

Граффити

Витражные краски

п/п

тема

Техника изображения

14

1

2

3

март

1

2

3

4

5

6

7

8

Подарок для бабушки

Мы с мамой

Мои любимые сказки

Зимний узор на окне

Избушка на курьих ножках

Там ступа с бабою Ягой идет,

бредет сама собой

Смешной клоун

(фантазийное)

Смешное личико

(фантазийное)

Витражные краски

Смешивание красок

По выбору детей

Чеканка по бумаге

Пластилинография

Пластилинография

По выбору детей

По выбору детей

апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

По курсу - инопланетяне

На далекой удивительной

планете

На далекой удивительной

планете

Пестрый попугай

Пушистая белочка

Ежики в траве

Сладости к чаю

Сладкие мечты

Пластилинография

Граффити

Граффити

Рисование губкой

Рисование картонной полоской

Рисование картонной полоской

Рисование сосновыми иголками

Рисование сосновыми иголками

май

1

2

3

4

5

Праздничный салют

Черемуха

Гроза над городом

О как красивы купола

Какой я вижу первую

учительницу

Восковые мелки +акварель, сосновые

иголки

Рисование ватными палочками

Рисование ватными палочками

Монотипия

По выбору детей

15

3.4. Материально-техническое обеспечение программы:

Наименование

1.Оборудование

Мебель, соответствующая росту детей: столы, стулья

Мольберт

DVD – плеер

Диски с аудиозаписью

Стенд для детских работ

2. Учебно-методические пособия и материалы

Методическая литература

Журналы

Репродукции картин

открытки

3.Канцелярские принадлежности

Бумага для рисования формата А3, А4

Картон белый формата А3,А4

Наждачная бумага формата А4

Песок

Клей ПВА

Ножницы

Салфетки

Тарелочки для раздаточного материала

Пайетки

Гуашь 12 цветов

Дыроколы

Флис разного цвета

Нитки для вязания

Природный материал (листья, сосновые иголки и т.д.)

Салфетки

Кисти

Мелки акварельные, восковые

Пластилин (мелкозернистый, флуарисцентный и т.д)

Цветная офисная бумага

Непроливашки

Акварельные краски

Карандаши масляные

Палитра

Витражные краски

16

4.

Список литературы

Перечень

пособий

1.

Грибовская А.А. «Коллективное творчество

дошкольников», - М: «ТЦ Сфера», 2005 г.

2.

Грибовская А.А. «Юмор в изобразительном

творчестве дошкольников». Методическое пособие.

– М.: Педагогическое общество России, 2007г

3.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования

в детском саду», - М.: Издательство «Скрипторий»,

2005г.

4.

Кожохина С.К. , Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших

малышей ярче. Материалы для детского творчества»,

- Ярославль,- 2007 г.

5.

Копцева Т.А. «Природа и художник» Художественно

экологическая программа по изобразительному

искусству для дошкольных образовательных

учреждений и учебно-воспитательных комплексов.-

М.: ТЦ «Сфера», 2008г.

6.

Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

саду», - М.: Издательский дом «Карапуз», 2008г.

7.

Самолдина К.А. «Полихудожественный подход к

воспитанию дошкольников»: программа и

методические рекомендации. – Новосибирск:

Издательство НИПКиПРО, 2007г.

8.

Ханне Тюрк, Розанна Праделла «Веселая школа

рисования для детей от 3 лет», М.: Издательство

«Неола-пресс», 2008г.

9.

Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», - Ярославль:

Академия развития, 2006г.

17

5.

Кадровое обеспечение Программы

Фамилия

Имя

Отчество

Должность

Стаж

работы

Категория

Тема курсовой

подготовки

Соколова

Наталья

Евгеньевна

Воспитатель/

Руководитель

изостудии

«Маленький

художник»

26 лет/

10 лет

Высшая

НИПКиПРО

«Руководство детским

изобразительным

творчеством в

условиях

модернизации

дошкольного

образования», с

27.04.2009г. -

07.05.2009г.

«Использование

нетрадиционных

изобразительных

техник в

изобразительной

деятельности

дошкольников», с

10.09.2009г. –

20.10.2009г.

«Дошкольная

педагогика и

психология.

Искусство и

изобразительное

творчество детей

дошкольного

18

возраста», с

18.01.20013г. –

06.05.2013г.

19



В раздел образования