Авторы: Белова Елена Анатольевна, Щипцова Любовь Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 269"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 269»
Проектная работа
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Выполнили воспитатели:
Белова Е. А.
Щипцова Л. А.
Н. Новгород
1
2017 г.
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и
сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и
они будут беречься».
«Педагогика сердца».
Януш Корчак
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью,
потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
Формировать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Создать условия для формирования представлений о здоровом образе жизни.
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления
здоровья детей.
Предполагаемый результат проекта:
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов
и родителей ДОУ.
Разработан цикл занятий по данной теме.
Составление перспективного плана работы по здоровьесбережению .
Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и
укреплению здоровья детей.
Улучшение показателей здоровья детей.
Улучшение материально-технической базы нестандартного физкультурного
оборудования
1 этап - подготовительный. Выявить проблему, наметить цели и задачи.
2 этап - подбор информации (информационный, демонстрационный,
наглядный, словесный материал для реализации проекта).
3 этап - реализация проекта:
Анкетирование родителей
Составление перспективного планирования по здоровьесбережению.
2
Конспекты НОД
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения.
Художественное слово (загадки, пословицы и поговорки).
Чтение художественной литературы.
Беседы (« Что такое здоровье?», «О полезных и вредных продуктах»,
«Режим дня» и другие).
Психогимнастика (авторы М. Чистякова и Е. А. Алябьева).
Работа с родителями:
Памятки «Зарядка для мамы и дочки». «Зарядка для папы и сыночка»,
«Правила здорового образа жизни».
Консультации «Здоровье ребёнка в наших руках», «Солнце, воздух и вода
– наши лучшие друзья», «Формирование культуры трапезы», «Как приучить
ребёнка делать зарядку?» «Активный отдых в семье», «Прогулки в природу –
основа здоровья ребёнка».
Папки – передвижки «Здоровый образ жизни», «Что такое хорошо и что
такое плохо».
Информационные странички: «Магия овощей», «Что такое иммунитет».
«Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей» (из
спортивной энциклопедии).
Фотоотчёт «День здоровья».
Выпуск стенгазет: «Чистота – залог здоровья», «В здоровом теле –
здоровый дух».
Выставка рисунков (совместная деятельность родителей и детей).
Родительское собрание «Здоровые дети в здоровой семье».
Привлечение родителей к изготовлению нестандартного физкультурного
оборудования.
Развлечение («Мама, папа и я – спортивная семья»).
4 этап - презентация проекта для педагогов ДОУ
3
Конспект НОД
«Путешествие в страну обезьян»
(Старший дошкольный возраст)
Программные задачи:
Продолжать формировать у детей представление о ценностях здорового
образа жизни,
Закреплять знания и навыки о гигиенической культуре.
Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия к другим.
Предварительная работа:
Беседы (о гигиене, микробах и вирусах, спорте, правильном питании,
режиме дня). Рассматривание альбомов с иллюстрациями о спорте, «Гигиена
и здоровье». Дидактическая игра «Гигиена и здоровье», «Кожа, питание,
сон».
Эксперимент «Зачем нужна влажная уборка». Игра «Путешествие микроба»
(рисование).
Материал:
Картинки с нарисованными продуктами, карта-схема, корзина, ёлочка с
шишками, пенёк, конверт с письмом, разрезные картинки в конвертах (тема
«Спорт»). Два круга (зелёный и красный), картинки цветов (в серединках
изображены разные эмоции), чёрные картинки – изображения вирусов и
микробов, нарисованные картинки или игрушки обезьянок, аудио запись
(пение птиц музыка для релаксации), бананы.
Методы и приёмы: проблемная ситуация, художественное слово
(пословицы и поговорки, загадки), вопросы к детям. Дидактические игры:
«Полезно - вредно», «Собери картинку». Этюд «Покажи мимикой»,
физкультминутка, упражнение на релаксацию, сюрпризный момент.
Ход занятия.
4
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, подойдём, поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а почему люди здороваются друг с другом?
Дети: Желают здоровья.
Воспитатель: Правильно! Здороваются – дарят частичку здоровья!
Здравствуйте – здоровья желаю! Недаром русская поговорка говорит:
«Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
А какие поговорки и пословицы вы знаете?
Дети:
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Чистота – залог здоровья!
- Болен – лечись, а здоров – берегись!
- Я здоровье берегу – сама себе я помогу!
- Здоровье дороже богатства.
- Здоровье – лучшее украшение.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы делаете, чтобы быть здоровыми?
Дети: Делаем зарядку, ходим на физкультурные занятия, хорошо питаемся,
полощем рот, спим, гуляем на свежем воздухе, играем.
Воспитатель: Всё, что связано с движеньем, несомненно, нам полезно!
Молодцы!
Ребята, мне сегодня почтальон вручил очень странное письмо. Давайте его
откроем и узнаем, что в нём. (Читает письмо).
«Здравствуйте, ребята! Нашу страну захватили вредные микробы и вирусы!
Спасите нас, пожалуйста! Эта карта поможет вам найти нас. Обезьянки».
Воспитатель: Поможем обезьянкам? Ребята, давайте рассмотрим карту. Что
мы сначала встретим? Корзину, ёлочку, пенёк, поляну и только потом
попадём в страну, где живут обезьянки. Карта показывает направление и
ориентиры. Путь наш труден. Нам надо будет выполнить сложные задания,
чтобы добраться к больным обезьянам.
Воспитатель: Мы – смелые?
Дети: Да!
Воспитатель: Умелые?
Дети: Да!
Воспитатель: Врага одолеть
Мы сумеем всегда!
Воспитатель: А вот и корзина! Давайте посмотрим, что в ней. (Апельсин,
лук, сыр и т. д.).
Задание: Необходимо разделить продукты. На стол с зелёным кружком
выложим картинки с изображением полезных продуктов, а вредные – на стол
5
с красным кружком. Берите по одной карточке, называйте продукт и если
есть от него польза, то какая.
Дети: Это апельсин, он полезен. В нём много витаминов и т.д. Это чипсы,
они вредны для здоровья.
Воспитатель: Мы запомним навсегда,
Для здоровья нам нужна витаминная еда.
Воспитатель: С заданием справились! Что мы теперь встретим на своём
пути?
Дети: Ёлочку!
Воспитатель: А вот и ёлочка с шишками. Шишки с сюрпризом, в них –
задание: отгадайте загадки! (На обратной стороне шишек можно записать
загадки или поместить картинки с отгадками).
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне,
Пусть отмоет руки мне. (Мыло).
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Губка).
Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска).
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою,
Что это такое? (Полотенце).
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка).
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок).
Воспитатель: Для чего нам нужны все эти предметы?
6
Дети: Чтобы быть чистыми. Это предметы гигиены.
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнено, путь открыт! Кто помнит, что
нам встретится на пути еще?
Дети: Пенёк и поляна.
Воспитатель: А вот и пенёк. Сколько конвертов! А в них все картинки
разрезаны (разрезные картинки по теме «Спорт»). Это наверно микробы
навредничали. Давайте соберём из частей целое и посмотрим, что там
изображено.
Воспитатель: Стёпа, что ты собрал?
Степа: Хоккей.
Воспитатель: Илья, что ты собрал?
Илья: Футбол.
Воспитатель: Хоккей, футбол… назовите одним словом.
Дети: Спорт.
Воспитатель: Ребята, а чем полезен спорт?
Дети: Он укрепляет мышцы, закаливает организм.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Путь наш долог. Давайте сделаем весёлую разминку.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Это, мама, не каприз.
Вправо-влево, вправо-влево,
Посмотри, как королева.
Покачать по сторонам
Нужно нам, нужно нам.
Головою покрутить
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть,
Плечи вверх и опустить,
И плечами повращать,
Вперёд-назад, вперёд-назад.
Нужно плечики размять,
И тогда все дела
Пойдут на лад.
(Выполняется разминка в соответствии с текстом).
Воспитатель: Взбодрились? Идём дальше. Что мы должны встретить?
Дети: Поляну.
Воспитатель: А вот и она! Посмотрите, какие цветы грустные и весёлые. И у
людей бывает разное настроение (Дети изображают мимикой радость и
грусть). Ребята, в каких случаях человек бывает грустный?
7
Дети: Друг не поделился игрушкой. На улице сильный дождь и нельзя
гулять. Когда что – то болит, и т. д.
Воспитатель: А когда радостно?
Дети: Когда играем, много друзей, и т. д.
Воспитатель: А что полезней для здоровья человека: грустить или
радоваться?
Дети: Радоваться.
Воспитатель: Слёзы или улыбка?
Дети: Улыбка.
Воспитатель: Плач или смех?
Дети: Смех!
Воспитатель: Как можно улучшить настроение себе и другу?
Дети: Вместе поиграть, спеть песню.
Воспитатель: Давайте поиграем. Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки
возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: От хороших слов и цветочки улыбаются. У всех хорошее
настроение. Мы можем идти дальше.
Воспитатель: Вот и страна обезьян! Сколько здесь микробов и вирусов.
Какой воздух тяжёлый! Ребята, как только вы будете называть правила
борьбы с вирусами и микробами, так они сразу будут исчезать.
Дети: Мыть пол, проветривать помещение, протереть пыль, поддерживать
чистоту, и т. д.
Воспитатель: А можно ли сорить, выбрасывать мусор, где попало?
Дети: Нет. Только в отведённых местах.
Воспитатель: Молодцы! Вот и освободили страну обезьян. Посмотрите, как
здесь стало чисто, светло. И дышится легко. И птицы запели. (Запись «Звуки
природы»)
Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».
Воспитатель: Вы устали? Мы долго путешествовали, а сейчас отдохнём.
Ложитесь поудобнее и закрывайте глаза. «Волшебный сон» закончится, когда
я скажу: «Всем открыть глаза и встать».
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать,
8
Потянуться, улыбнуться.
Всем открыть глаза и встать.
Воспитатель: А вот и обезьянки появились. Они благодарят нас за помощь и
хотят угостить бананами.
Воспитатель: Давайте поблагодарим за угощение. И нам пока возвращаться.
Встанем дружно мы в кружок
Повернёмся мы разок.
Подошла к концу игра,
В группу нам спешить пора.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось сегодня
путешествовать? А что вам больше всего запомнилось?
Дети: Вести борьбу с микробами, спасать обезьян.
Воспитатель: Сегодня мы сделали два важных дела: спасли обезьян от
вирусов и микробов и вспомнили, как нужно заботиться о своём здоровье.
9