Автор: Соколова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №37 "Русалочка"
Населённый пункт: город - курорт Анапа
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Игра - как один из методов экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей:
«Игра – как один из методов экологического воспитания».
Экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в
работе дошкольных учреждений.
Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и
методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания
экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может
осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и
правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в
приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К
ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и
т.д.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-
путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный
полюс, на дно океана и т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры:
«Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных
к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое»,
«Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых
организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в
природе) и т.д.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят.
Критерии выбора - программа, по которой он работает, возможности
дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
*
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и
эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие
педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и
связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает
педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми,
учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и
ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть
внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками
сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить,
как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо
правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных
действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс
преднамеренного обучения - ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно
оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты,
действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к
помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:
«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения
составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с
окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило
объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты
животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги,
маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети
составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают
его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот
и выиграл.
Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с
животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать
представление об особенностях приспособления животных к разным
климатическим условиям.
Содержание игры:
Выбрать себе какой-то один материк.
Отобрать животных, которые там живут.
Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.
0
Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный
рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.
Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами
разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных
влияет на их внешний вид, повадки, питание.
Содержание:
Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на
карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их.
Выигрывает
нашедший
и
правильно
исправивший
большее
количество
ошибок.
Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Содержание:
Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие
условия». Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою
среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения
путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в
данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же
животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество
помощников.
Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному
зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто
поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости оттого, каковы
познания детей в этой области.
Детки
на
ветке
Воспитатель дает каждому ребенку какой - нибудь плод (желудь, шишку,
орех и т. д.), потом, показывая ветку дерева, спрашивает: "У кого детки этой
ветки?" Те, дети у которых есть плоды лесного дерева, поднимают руку и
показывают плод. Один из них по вызову воспитателя показывает плод и
дерево, на котором он растет. Позже можно играть не показывая ветку, а
только называя ее: "У кого детки сосновой ветки? и т. д.
Кто
работает
днем?
Вновь путешествуя по знакомым улицам, дети отмечают, чей труд они
видят: работают каменщики, работают маляры, в окна видно, как трудятся
рабочие в мастерских, из заводской трубы валит дым - и там идет работа,
вожатый и кондуктор работают днем, перевозят пассажиров.
Вчера,
сегодня,
завтра
Дети становятся в круг. Воспитатель говорит короткую фразу и бросает мяч.
Тот, к кому попал мяч, должен назвать соответствующее время. Например:
музыкальные занятия будут (завтра). А лепили мы (вчера). На прогулку
пойдем (сегодня)".
Игра
в
почту
Воспитатель раздает детям конверты с открытками. В первую очередь
конверт получает тот, кто знает свой точный адрес; во вторую очередь тот,
кто правильно повторит свой адрес (адреса детей должны быть у
воспитателя). Получивший письмо, "читает его", т. е. рассказывает, что
нарисовано на картинке, а дети должны узнать, откуда письмо и от кого.
Наоборот
Воспитатель бросает мяч и называет качество предмета, а ребенок,
поймавший мяч, должен быстро сказать противоположное ему. Например:
сладкий - кислый, высокий - низкий, широкий - узкий и т. д.
Усложнением игры является требование назвать предмет с
противоположным качеством. Например: дом высокий - забор низкий. Тот,
кто не сумел ответить или уронил мяч, считается проигравшим.