Напоминание

"Игра - как один из методов экологического воспитания"


Автор: Соколова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №37 "Русалочка"
Населённый пункт: город - курорт Анапа
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Игра - как один из методов экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей:

«Игра – как один из методов экологического воспитания».

Экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в

работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и

методы работы. Один из методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания

экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может

осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и

правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в

приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К

ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и

т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-

путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный

полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры:

«Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных

к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое»,

«Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых

организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в

природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят.

Критерии выбора - программа, по которой он работает, возможности

дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

*

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и

эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие

педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и

связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает

педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми,

учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и

ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть

внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками

сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить,

как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо

правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных

действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс

преднамеренного обучения - ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно

оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты,

действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к

помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:

«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения

составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с

окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило

объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты

животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги,

маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети

составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают

его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот

и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с

животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать

представление об особенностях приспособления животных к разным

климатическим условиям.

Содержание игры:

Выбрать себе какой-то один материк.

Отобрать животных, которые там живут.

Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.

Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

0

Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный

рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами

разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных

влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Содержание:

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на

карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их.

Выигрывает

нашедший

и

правильно

исправивший

большее

количество

ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:

Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие

условия». Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою

среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения

путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в

данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же

животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество

помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному

зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто

поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости оттого, каковы

познания детей в этой области.

Детки

на

ветке

Воспитатель дает каждому ребенку какой - нибудь плод (желудь, шишку,

орех и т. д.), потом, показывая ветку дерева, спрашивает: "У кого детки этой

ветки?" Те, дети у которых есть плоды лесного дерева, поднимают руку и

показывают плод. Один из них по вызову воспитателя показывает плод и

дерево, на котором он растет. Позже можно играть не показывая ветку, а

только называя ее: "У кого детки сосновой ветки? и т. д.

Кто

работает

днем?

Вновь путешествуя по знакомым улицам, дети отмечают, чей труд они

видят: работают каменщики, работают маляры, в окна видно, как трудятся

рабочие в мастерских, из заводской трубы валит дым - и там идет работа,

вожатый и кондуктор работают днем, перевозят пассажиров.

Вчера,

сегодня,

завтра

Дети становятся в круг. Воспитатель говорит короткую фразу и бросает мяч.

Тот, к кому попал мяч, должен назвать соответствующее время. Например:

музыкальные занятия будут (завтра). А лепили мы (вчера). На прогулку

пойдем (сегодня)".

Игра

в

почту

Воспитатель раздает детям конверты с открытками. В первую очередь

конверт получает тот, кто знает свой точный адрес; во вторую очередь тот,

кто правильно повторит свой адрес (адреса детей должны быть у

воспитателя). Получивший письмо, "читает его", т. е. рассказывает, что

нарисовано на картинке, а дети должны узнать, откуда письмо и от кого.

Наоборот

Воспитатель бросает мяч и называет качество предмета, а ребенок,

поймавший мяч, должен быстро сказать противоположное ему. Например:

сладкий - кислый, высокий - низкий, широкий - узкий и т. д.

Усложнением игры является требование назвать предмет с

противоположным качеством. Например: дом высокий - забор низкий. Тот,

кто не сумел ответить или уронил мяч, считается проигравшим.



В раздел образования