Автор: Калинина Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №57 "Почемучка"
Населённый пункт: город Мытищи, Московская область
Наименование материала: конспект НОД для родителей
Тема: "Звук и буква И"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №57 «Почемучка»
Управления образования Администрации
городского округа Мытищи
Конспект НОД для родителей
в старшей логопедической группе
«Звук и буква И»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР – детский сад №57 «Почемучка»
Калинина Ирина Михайловна
городской округ Мытищи
Цель:
Личностное развитие ребенка. Коррекция речевых нарушений путем развития фонемати-
ческой, грамматической сторон речи и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.
-дать понятие о механизме образования звука И;
Коррекционно-развивающие:
-вырабатывать навык четкого произношения звука «И».
-учить выделять звук из ряда гласных.
-развивать слуховое внимание, зрительное внимание, мышление, фонематический слух и
фонематическое восприятие.
-работать над развитием дыхания и голоса.
-совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
-закреплять понятия: гласный звук, слог, слово, предложение;
-автоматизировать звук И в слогах, словах, предложениях.
-
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.
-познакомить со зрительным образом буквы «И».
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
- воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-комму-
никативное, физическое развитие.
Оборудование: игрушка ослик, мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки со
звуком И в названии, флажки, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук
и буква», индивидуальные зеркала на подножке,
цветные фишки для обозначения звуков
и составления схем, счетные палочки, рабочие тетради, раздаточные звуковые домики,
демонстрационное пособие «Домик», мяч.
I.
Организационный момент (ритуал приветствия).
«Мой друг»
Учитель-логопед: Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Учитель-логопед: -Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день
было хорошее настроение.
II.
Основная часть:
Учитель-логопед: - Посмотрите на таблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Ослик)
Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слы-
шите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].
Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Повторите вслед за осликом: «И-и-и». Ослик Иа очень любит произ-
носить звук И-И-И. Он предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы арти-
куляции, когда вы произносите звук [И].
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте,
что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.
Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику Иа о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, потому что его можно петь, тянуть, кричать. Воздух из ротика вы-
ходит свободно, не встречает препятствий.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Губы растянуты в улыбке.
4. Язык спокойно лежит на дне ротовой полости
5. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.
6. Обозначается красным квадратиком.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.
Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: И_________________ (тихо-громко).
Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет
произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы поднимите флажок, если услышите звук [И].
Приготовились. Начали:
• У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
• ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
• ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.
Повторение слоговых рядов:
ип-ип-пи пи-пи-ип ип-пи-ип пи-ип-пи
Развитие фонематического восприятия.
Учитель-логопед: - А сейчас предлагаю вам научить ослика Иа выкладыванию схем (про-
водится звуковой анализ слогов ип, пи – работа с фишками).
Закрепление звука в словах.
Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картин-
ки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Иа просит вас рассказать, где живет звук И в словах (работа со звуко-
выми домиками).
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Прошу вас выйти из-за столов и встать на
ковёр, мы с вами поиграем в игру «Один-много».
Игра: «Один – много». (с мячом)
Учитель-логопед: - Часто мы можем встретить звук [и] в конце слов, которые обозначают
много (несколько) предметов. Например, одна - книга, а когда их много, то про них мы
скажем – книги.
- Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы мне бросайте мяч обратно и на-
зывайте много предметов, выделяя на конце слова звук [и]. (В игре используются слова:
рука, нога, расческа, репка, книга, желудь, сосиска, собака, краска, лодка, мешок, мед-
ведь, ложка, вилка, елка, иголка, носок, чулок, замок, мелок, песок, комок, лепесток, во-
ротник и т.д.).
Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?
Физминутка (развитие общей моторики)
Опустел сквореч-
ник, улетели пти-
цы,
Машут руками,
как крыльями.
Листьям на дере-
вьях тоже не сидит-
ся.
Приседают.
Целый день сего-
дня все летят, ле-
тят...
Встают, идут по
кругу и машут ру-
ками.
Видно, тоже в Аф-
рику улететь хотят.
И. Токмакова
Бегут по кругу.
Закрепление звука в предложениях.
Составление предложения по демонстрируемому действию. Выходит девочка (по предваритель-
ной договоренности) и начинает собирать игрушки, разбросанные на столе.
Учитель-логопед: - Скажите, что делает девочка? (Девочка собирает игрушки.) «Девоч-
ка» — это слово. А «собирает»? (Слово.) А «игрушки»? (Слово.)
Теперь я попрошу выйти Соню, Таисию и Илью. (Дети выходят) Сейчас вы будете «жи-
выми словами». Соня — слово «девочка», Таисия— слово «собирает», Илья — слово
«игрушки». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам
что-то рассказать, то это предложение. А теперь составьте предложение со словами «ин-
дюк» и «иголка», то есть подружите эти слова. (Дети составляют предложения.)
Развитие мелкой моторики.
Динамическая пауза:
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про
апельсин и поможем себе пальчиками:
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.
Знакомство с буквой И.
Учитель-логопед: - Ослику Иа очень интересно, что же за картинка у нас на доске? Да-
вайте расскажем ему по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим, читаем мы и
пишем».
Учитель-логопед: - Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (бук-
вы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы). Какой буквой
обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа?
(Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).
Учитель-логопед: - Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
(В. Степанов)
- А сейчас возьмите счетные палочки и выложите букву И, затем нарисуйте ее указатель-
ным пальчиком правой руки в воздухе.
Учитель-логопед: - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
III. Итог занятия, рефлексия:
Учитель-логопед: – Молодцы. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Какой буквой обозначается звук [И]?
- Вам понравились наши игры? Интересно было играть? вы сегодня очень старслись и
хорошо отвечали.
Ритуал прощания. Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души”
(получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.